Нетрадиционное родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
методическая разработка

Скворцова Татьяна Николаевна

 

Родительская гостиная - нетрадиционное родительское собрание.

Тема: «Родительский дом – начало начал».

Форма проведения: «Посиделки у самовара».

Цель: обогащение родительского опыта в вопросах воспитания детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_roditelskiy_dom_-_nachalo_nachal.docx174.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №175»

Нетрадиционное родительское собрание - Родительская гостиная

Тема: «Родительский дом – начало начал».

Подготовила:
воспитатель
Скворцова Татьяна Николаевна

Г. Оренбург, 2025г.

Родительская гостиная - нетрадиционное родительское собрание.

Тема: «Родительский дом – начало начал».

Форма проведения: «Посиделки у самовара».

Цель: обогащение родительского опыта в вопросах воспитания детей.

Ход  родительского собрания

1. Теоретическая часть

Вступительное слово воспитателя: «Уважаемые гости! Мы рады видеть вас в

родительской гостиной нашего детского сада. Спасибо за то, что вы сегодня здесь

собрались. Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме нашей сегодняшней

встречи. Сегодняшнее родительское собрание мы решили устроить в виде посиделок у

самовара, во время которых прикоснёмся к истокам русской культуры. Раньше на Руси

была традиция – собираться за большим столом в избе у самовара. На аромат чая

приходили соседи и так, самопроизвольно, начинались посиделки. Народ пел, плясал,

обсуждал новости, а кому и «всем миром совет давал». Ведь как говорят, «Коль самовар в

дому, то и беседа к столу».

Когда в браке и любви соединяются два сердца, две жизни и рождается новая семья,

молодые супруги, прежде всего, думают о правильном воспитании своих будущих детей.

Воспитание ребенка должно начинаться в семье, в родительском доме. Это его первая

школа, в которой закладываются «начала начал» будущей личности. В семье у своих

родителей ребёнок должен научиться уважению к окружающему, послушанию. Домашнее

воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу, т.е.

закладывая нравственные ориентиры ребёнка. Незаметно и постепенно влияние семьи и

дома, направленное в нужную сторону, становится силой, ведущей к гармоничному

формированию личности. Поэтому воспитание в семье невозможно переоценить, считать

делом второстепенным.

Мы предлагаем вам сегодня обсудить некоторые моменты в воспитании. Идеи же для

наших дискуссий мы позаимствуем из нашей классической литературы. А начать

посиделки мы предлагаем с «жемчужины русской речи», как называл их Н.В. Гоголь, с

одной из малых форм фольклора – с пословиц. Считается, что пословица – указ,

наставление, а для кого и нравоучение. Думаем, что дома при воспитании детей вы порой

тоже обращаетесь к ним. Но не всегда они гладки, понятны и несут однозначный смысл.

Для правильного понимания скрытого смысла, заложенного в пословицах, а также

поговорках, баснях, которые также несут воспитательный характер, приходится порой и

поразмыслить.

2. Практическая часть

В продолжение родительского собрания предлагаю родителям обсудить смысл

произведений русского народа – пословиц, поговорок, басен.

1) Пословицы (для размышления и обсуждения)

1. «Денежки  труд  любят.  Богатство родителей – порча детям». /Обсуждение

родителями. Возможный вариант ответа: богатство – это не плохо, главное, чтобы за этим

не пропустить основные моменты в воспитании и не допустить, чтобы развитие пошло по

другому пути, портящим детскую душу./

2. «Водила за ручку – получила белоручку». /Обсуждение родителями. Возможный вариант

ответа родителей или комментарий педагога: на каждом этапе развития ребёнок должен

получать самостоятельность в соответствии с его возрастом, чтобы обеспечить ему в

дальнейшем успешность в жизни./

3. «Наказывать  легче,  чем  воспитывать. Кто не мог взять лаской, не возьмёт и

строгостью». /Обсуждение родителями. Вариант ответа родителей или комментарий

педагога: чтобы добиться результатов в воспитании, необходимо жить жизнью ребёнка,

тогда и ласка и строгость принесут правильные плоды./

4. «Верная  указка,  не  кулак , а ласка. Побои мучат, а не учат». /Обсуждение

родителями. Один из вариантов ответа родителей или комментарий педагога: испытывая

боль, ребёнок обретёт жестокость и затаит обиду, но не получит урок./

5. «Неразумная опека хуже беспризорности». /Обсуждение родителей. Вариант ответа

родителей или комментарий педагога: неразумная опека мешает развиться ребёнку как

личности, при этом отсутствует самостоятельность, в результате неполноценное

формирование личности./

2) Поговорки (задание на понимание)

На Руси помимо пословиц почитались и поговорки, которые рождались в быту и труде;

сказанные случайно, но подмеченные точно, они обретали «крылья» и долгую жизнь.

Сейчас мы предлагаем вам попробовать себя в роли составителей «крылатого словца».

Вам сейчас будет зачитано начало поговорки, издревле известной на Руси, но забытой, а

ваша задача – придумать окончание или вспомнить оригинал.

Поговорки:

1. Не тот отец, кто родил, а тот … ? /кто вспоил, вскормил, да уму разуму выучил/

2. Коли есть отец и мать, так ребёнку…? /благодать/

3. Птица рада весне, а дитя…? /матери/

4. К чему ребёнка приучишь  ,…? /то от него и получишь/

5. Дай детям полную волю …? /сам наплачешься/

6. Кто без призора в колыбели, тот….? /всю жизнь не при деле/

7. Каковы родители  ,…? /таковы и дети/

8. Сын будет  таким, каким  …? /воспитаешь/

9.Что  в  детстве приобретёшь,  на то и в  старости….? /обопрёшься/

3) Басни (для размышления и обсуждения)

Издревле на Руси любили родители почитать своим чадам сказки, потешки, из которых

дети многое узнавали, жизненные тонкости постигали. А всегда ли мы понимаем смысл

того, что читаем детям? Это мы сейчас проверим на примере известных басен Крылова.

Про басни говорили: «Их всяк по-своему поймёт, да для себя урок возьмёт!».

Отрывки из басен для обсуждения родителями:

1. Отрывок из басни «Свинья под дубом»:

«Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

Предложить родителям найти и объяснить скрытый смысл в строках этой басни так, как

они бы объяснили это своему ребёнку.

2. Отрывок из басни «Охотник»:

«Как часто говорят в делах: ещё успею,

Но надобно признаться в том,

Что это говорят, спросясь не с умом,

А с леностью своей».

Предложить родителям придумать ситуации, где, воспитывая своего ребёнка, можно в

качестве цитаты продекламировать данные строки.

3. Отрывок из басни « Петух и Жемчужное Зерно»:

«Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк».

Предложить родителям придумать ситуации, где, воспитывая своего ребёнка, можно в

качестве цитаты продекламировать данные строки.

4. Отрывок из басни « Квартет»:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» …

Ну а родителем что надобно? … /предложить родителям подобрать окончание фразы/.

Подведение итогов по 2 части: родители получают памятки с основными идеями в

воспитании ребёнка.

3. Творческая часть

Идею семейного воспитания детей завершаю выполнением родителями творческого

задания – изготовление куклы для ребёнка своими руками.

1) Рассказ воспитателя о значении куклы на Руси.

Мир освещается солнцем, а воспитание – любовью! Издревле первыми игрушками

малыша были самодельные куклы. Сворачивая такую куклу из лоскутков, мать

вкладывала в неё частичку себя, своей любви и своей души. И с самых пелёнок, даже если

родительницы не было рядом, её любовь, вложенная в куклу, всегда была рядом с

малышом. И почитали такую куклу как не простую игрушку, а как самый сильный оберег

от зла и сглаза. Но со временем эта традиция была забыта и утеряна. От неё остались

только фотографии. (Воспитатель демонстрирует слайды презентации «Куклы из ткани» с

фотографиями кукол и экспонатами выставки, изготовленными автором данной статьи). Я

предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли мастериц по изготовлению тряпичной

куклы. Всё необходимое, а именно лоскуты ткани, ленты, тесёмки, нитки, вы найдёте в

шкатулках, которые стоят на ваших столах. Инструкция по изготовления куклы также

находится на столах перед вами.

2) Изготовление куклы.

Для создания творческой атмосферы самостоятельная работа родителей – изготовление

тряпичной куклы из имеющихся в их распоряжении материалов – проходит под русскую

народную музыку. По завершении работы «мастерицы-кукольницы» демонстрируют свои

изделия.

5.Завершающее слово воспитателя

Время наших посиделок подходит к концу, но мы надеемся, что вы провели его с пользой

для себя. Сегодня вы смогли получить ответы на отдельные вопросы, услышать мнения

других родителей. А замечательные куклы, которых вы смастерили своими руками,

станут настоящим оберегом вашего семейного очага.

Литература

1. Арнаутова Е.П., Антонова Т.В., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и

семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего

тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 112-118.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002.

3. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным

учреждением. – 2002. – № 4

4. Володькова Л.В. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей. –

Могилев, 2009 .

5.  Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Практическое пособие для

методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.

6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – Москва, 2002.

7. Савельева О.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

(методические рекомендации). – Киселёвск 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их!»В.А. Сухомлинский«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается...

Родительское собрание " Родительский дом начало- начал".

Донести до родителей важность темы, размыслить над тем, какие знания есть у родителей об истории своей семьи. Познакомить родителей с методами передачи информации детям исторических данных о семье, о ...

Родительское собрание. Тема: «Родительский дом, начало начал».

Родительское собрание для родителей воспитанников старшего возраста...

Родительская гостиная «Родительский дом начало начал».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида  №12  ст. Должанская,  Муниципального образования,Ейский район...

Презентация к родительскому собранию "Родительский дом - начало начал"

Родители – это первые воспитатели своих детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. ...

Родительское собрание в средней группе "Родительский дом- начало начал"

Цель родительского собрания - формировать конструктивные представления о совместном  досуге с детьми; вооружать формами, приемами и методами воспитания у детей любви и привязанности к "малой...

Нетрадиционное родительское собрание в форме проведения "Круглый стол" в старшей группе "Начало учебного года- начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы"

Цель:ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи:Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.Развивать интерес к познанию своего ребенка, сод...