Нетрадиционное родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
методическая разработка
Родительская гостиная - нетрадиционное родительское собрание.
Тема: «Родительский дом – начало начал».
Форма проведения: «Посиделки у самовара».
Цель: обогащение родительского опыта в вопросах воспитания детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 174.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №175»
Нетрадиционное родительское собрание - Родительская гостиная
Тема: «Родительский дом – начало начал».
Подготовила:
воспитатель
Скворцова Татьяна Николаевна
Г. Оренбург, 2025г.
Родительская гостиная - нетрадиционное родительское собрание.
Тема: «Родительский дом – начало начал».
Форма проведения: «Посиделки у самовара».
Цель: обогащение родительского опыта в вопросах воспитания детей.
Ход родительского собрания
1. Теоретическая часть
Вступительное слово воспитателя: «Уважаемые гости! Мы рады видеть вас в
родительской гостиной нашего детского сада. Спасибо за то, что вы сегодня здесь
собрались. Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме нашей сегодняшней
встречи. Сегодняшнее родительское собрание мы решили устроить в виде посиделок у
самовара, во время которых прикоснёмся к истокам русской культуры. Раньше на Руси
была традиция – собираться за большим столом в избе у самовара. На аромат чая
приходили соседи и так, самопроизвольно, начинались посиделки. Народ пел, плясал,
обсуждал новости, а кому и «всем миром совет давал». Ведь как говорят, «Коль самовар в
дому, то и беседа к столу».
Когда в браке и любви соединяются два сердца, две жизни и рождается новая семья,
молодые супруги, прежде всего, думают о правильном воспитании своих будущих детей.
Воспитание ребенка должно начинаться в семье, в родительском доме. Это его первая
школа, в которой закладываются «начала начал» будущей личности. В семье у своих
родителей ребёнок должен научиться уважению к окружающему, послушанию. Домашнее
воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу, т.е.
закладывая нравственные ориентиры ребёнка. Незаметно и постепенно влияние семьи и
дома, направленное в нужную сторону, становится силой, ведущей к гармоничному
формированию личности. Поэтому воспитание в семье невозможно переоценить, считать
делом второстепенным.
Мы предлагаем вам сегодня обсудить некоторые моменты в воспитании. Идеи же для
наших дискуссий мы позаимствуем из нашей классической литературы. А начать
посиделки мы предлагаем с «жемчужины русской речи», как называл их Н.В. Гоголь, с
одной из малых форм фольклора – с пословиц. Считается, что пословица – указ,
наставление, а для кого и нравоучение. Думаем, что дома при воспитании детей вы порой
тоже обращаетесь к ним. Но не всегда они гладки, понятны и несут однозначный смысл.
Для правильного понимания скрытого смысла, заложенного в пословицах, а также
поговорках, баснях, которые также несут воспитательный характер, приходится порой и
поразмыслить.
2. Практическая часть
В продолжение родительского собрания предлагаю родителям обсудить смысл
произведений русского народа – пословиц, поговорок, басен.
1) Пословицы (для размышления и обсуждения)
1. «Денежки труд любят. Богатство родителей – порча детям». /Обсуждение
родителями. Возможный вариант ответа: богатство – это не плохо, главное, чтобы за этим
не пропустить основные моменты в воспитании и не допустить, чтобы развитие пошло по
другому пути, портящим детскую душу./
2. «Водила за ручку – получила белоручку». /Обсуждение родителями. Возможный вариант
ответа родителей или комментарий педагога: на каждом этапе развития ребёнок должен
получать самостоятельность в соответствии с его возрастом, чтобы обеспечить ему в
дальнейшем успешность в жизни./
3. «Наказывать легче, чем воспитывать. Кто не мог взять лаской, не возьмёт и
строгостью». /Обсуждение родителями. Вариант ответа родителей или комментарий
педагога: чтобы добиться результатов в воспитании, необходимо жить жизнью ребёнка,
тогда и ласка и строгость принесут правильные плоды./
4. «Верная указка, не кулак , а ласка. Побои мучат, а не учат». /Обсуждение
родителями. Один из вариантов ответа родителей или комментарий педагога: испытывая
боль, ребёнок обретёт жестокость и затаит обиду, но не получит урок./
5. «Неразумная опека хуже беспризорности». /Обсуждение родителей. Вариант ответа
родителей или комментарий педагога: неразумная опека мешает развиться ребёнку как
личности, при этом отсутствует самостоятельность, в результате неполноценное
формирование личности./
2) Поговорки (задание на понимание)
На Руси помимо пословиц почитались и поговорки, которые рождались в быту и труде;
сказанные случайно, но подмеченные точно, они обретали «крылья» и долгую жизнь.
Сейчас мы предлагаем вам попробовать себя в роли составителей «крылатого словца».
Вам сейчас будет зачитано начало поговорки, издревле известной на Руси, но забытой, а
ваша задача – придумать окончание или вспомнить оригинал.
Поговорки:
1. Не тот отец, кто родил, а тот … ? /кто вспоил, вскормил, да уму разуму выучил/
2. Коли есть отец и мать, так ребёнку…? /благодать/
3. Птица рада весне, а дитя…? /матери/
4. К чему ребёнка приучишь ,…? /то от него и получишь/
5. Дай детям полную волю …? /сам наплачешься/
6. Кто без призора в колыбели, тот….? /всю жизнь не при деле/
7. Каковы родители ,…? /таковы и дети/
8. Сын будет таким, каким …? /воспитаешь/
9.Что в детстве приобретёшь, на то и в старости….? /обопрёшься/
3) Басни (для размышления и обсуждения)
Издревле на Руси любили родители почитать своим чадам сказки, потешки, из которых
дети многое узнавали, жизненные тонкости постигали. А всегда ли мы понимаем смысл
того, что читаем детям? Это мы сейчас проверим на примере известных басен Крылова.
Про басни говорили: «Их всяк по-своему поймёт, да для себя урок возьмёт!».
Отрывки из басен для обсуждения родителями:
1. Отрывок из басни «Свинья под дубом»:
«Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
Предложить родителям найти и объяснить скрытый смысл в строках этой басни так, как
они бы объяснили это своему ребёнку.
2. Отрывок из басни «Охотник»:
«Как часто говорят в делах: ещё успею,
Но надобно признаться в том,
Что это говорят, спросясь не с умом,
А с леностью своей».
Предложить родителям придумать ситуации, где, воспитывая своего ребёнка, можно в
качестве цитаты продекламировать данные строки.
3. Отрывок из басни « Петух и Жемчужное Зерно»:
«Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк».
Предложить родителям придумать ситуации, где, воспитывая своего ребёнка, можно в
качестве цитаты продекламировать данные строки.
4. Отрывок из басни « Квартет»:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» …
Ну а родителем что надобно? … /предложить родителям подобрать окончание фразы/.
Подведение итогов по 2 части: родители получают памятки с основными идеями в
воспитании ребёнка.
3. Творческая часть
Идею семейного воспитания детей завершаю выполнением родителями творческого
задания – изготовление куклы для ребёнка своими руками.
1) Рассказ воспитателя о значении куклы на Руси.
Мир освещается солнцем, а воспитание – любовью! Издревле первыми игрушками
малыша были самодельные куклы. Сворачивая такую куклу из лоскутков, мать
вкладывала в неё частичку себя, своей любви и своей души. И с самых пелёнок, даже если
родительницы не было рядом, её любовь, вложенная в куклу, всегда была рядом с
малышом. И почитали такую куклу как не простую игрушку, а как самый сильный оберег
от зла и сглаза. Но со временем эта традиция была забыта и утеряна. От неё остались
только фотографии. (Воспитатель демонстрирует слайды презентации «Куклы из ткани» с
фотографиями кукол и экспонатами выставки, изготовленными автором данной статьи). Я
предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли мастериц по изготовлению тряпичной
куклы. Всё необходимое, а именно лоскуты ткани, ленты, тесёмки, нитки, вы найдёте в
шкатулках, которые стоят на ваших столах. Инструкция по изготовления куклы также
находится на столах перед вами.
2) Изготовление куклы.
Для создания творческой атмосферы самостоятельная работа родителей – изготовление
тряпичной куклы из имеющихся в их распоряжении материалов – проходит под русскую
народную музыку. По завершении работы «мастерицы-кукольницы» демонстрируют свои
изделия.
5.Завершающее слово воспитателя
Время наших посиделок подходит к концу, но мы надеемся, что вы провели его с пользой
для себя. Сегодня вы смогли получить ответы на отдельные вопросы, услышать мнения
других родителей. А замечательные куклы, которых вы смастерили своими руками,
станут настоящим оберегом вашего семейного очага.
Литература
1. Арнаутова Е.П., Антонова Т.В., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и
семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего
тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 112-118.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002.
3. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным
учреждением. – 2002. – № 4
4. Володькова Л.В. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей. –
Могилев, 2009 .
5. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Практическое пособие для
методистов, воспитателей и родителей. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.
6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – Москва, 2002.
7. Савельева О.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
(методические рекомендации). – Киселёвск 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"
«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их!»В.А. Сухомлинский«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается...

Родительское собрание " Родительский дом начало- начал".
Донести до родителей важность темы, размыслить над тем, какие знания есть у родителей об истории своей семьи. Познакомить родителей с методами передачи информации детям исторических данных о семье, о ...

Родительское собрание. Тема: «Родительский дом, начало начал».
Родительское собрание для родителей воспитанников старшего возраста...

Родительская гостиная «Родительский дом начало начал».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 ст. Должанская, Муниципального образования,Ейский район...

Презентация к родительскому собранию "Родительский дом - начало начал"
Родители – это первые воспитатели своих детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. ...
Родительское собрание в средней группе "Родительский дом- начало начал"
Цель родительского собрания - формировать конструктивные представления о совместном досуге с детьми; вооружать формами, приемами и методами воспитания у детей любви и привязанности к "малой...

Нетрадиционное родительское собрание в форме проведения "Круглый стол" в старшей группе "Начало учебного года- начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы"
Цель:ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи:Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.Развивать интерес к познанию своего ребенка, сод...

