Программа "Мы вместе" организация псих-пед сопров-я детей из семей участников СВО
материал
Программа "Мы вместе"
организации психолого-педагогического сопровождения детей
из семей участников (ветеранов) специальной
военной операции (СВО)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Солнышко»
Программа
«Мы вместе»
организации психолого-педагогического сопровождения детей
из семей участников (ветеранов) специальной
военной операции (СВО)
Разработчик:
педагог-психолог
Зандакова М.Р.
2024г
Психолого-педагогическое сопровождение
воспитанников из семей участников (ветеранов)
специальной военной операции
Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, определяющего потенциал и ресурс страны в целом. В этой связи становится особенно важным учет абсолютно разных категорий детей и, в первую очередь, тех, кто оказался в социально уязвимом положении. Среди таких целевых категорий особое внимание исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, следует уделить обучающимся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции. Данная категория обучающихся нуждается в особой комплексной поддержке и сопровождении в процессе их образования, социализации, воспитания и развития.
В целях оказания психолого-педагогической помощи и сопровождения воспитанников из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (в дальнейшем СВО) составлена программа «СВО и дети» (далее Программа)
Данная программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с:
• «Всеобщей Декларацией прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;
• Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);
• УК РФ (ст. 156) в редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 420 ФЗ, (в редакции Федерального закона от 02.07.2-13 № 185 ФЗ)
• Законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ (ст. 6) от 24.07.1998 от 124 ФЗ (ред. От 28.12.2016)
• Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 № 223 ФЗ (ред. от 30.12.2015 г)
• Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 № 514н.
• Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
• Приказом Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;
• Постановлением Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96
• №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ»;
• Федеральным законом от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря2017 г.).
Период внедрения программы: с сентября 2024г. по настоящее время.
Целевые группы: дети из семей участников СВО, их родственное окружение.
Цель программы: Комплексная помощь и поддержка детей из семей участников СВО, их родственного окружения, направленная на уменьшение негативного эмоционального фона, нормализацию их психологического состояния, формирование безопасной поддерживающей социальной среды.
Задачи программы:
- Расширение спектра деятельности ДОУ, развитие модели комплексной помощи участникам целевой группы.
- Сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей участников СВО.
- Развитие системы психолого-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в семьях участников СВО и их родственного окружения с использованием эффективных технологий и практик.
- Развитие стрессоустойчивости и жизнестойкости у детей участников СВО.
- Формирование безопасной поддерживающей социальной среды для участников целевой группы.
- Освоение технологий оказания комплексной помощи в кризисных ситуациях, отработка подходов к решению проблем участников целевой группы.
- Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений.
- Предоставление информации по вопросам получения необходимой социальной и психологической помощи.
Описание программы
Программа разработана и внедряется с сентября 2024 года. Деятельность программы направлена на адаптацию членов семьи участников СВО к новым условиям жизни, а так же на снижение психоэмоционального напряжения и поиск внутренних ресурсов для восстановления равновесия. Совместные мероприятия помогают нормализовать психологический микроклимат семьи. А так же решает задачи по оказанию комплексной помощи и поддержки участников целевой группы. Помогает стабилизировать эмоциональный фон, снять психоэмоциональное напряжение и актуализировать ресурсы взрослых членов семьи для принятия сложившейся ситуации
Используемые технологии в работе с детьми: развития эмоционально волевой сферы, преодоления проблем в сфере общения, проблем в поведении: песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия, музыкотерапия способствуют снятию остроты состояния тревожности, улучшению морально-психологического настроя, позволяют проработать переживания и страхи, снизить уровень тревожности и сформировать безопасную поддерживающую социальную среду.
Предполагаемый результат деятельности: снятие остроты состояния тревожности, улучшение морально психологического настроя. Совместные мероприятия помогают нормализовать психологический микроклимат семьи.
Данная программа включает в себя рекомендации для администрации, педагогических работников, иных специалистов МБДОУ, родителей воспитанников.
Дети ветеранов (участников) СВО нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения.
Направления программы:
- мониторинг психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО;
- реализация основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО в период обучения;
- организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения укрепления и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
- оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режиме (при необходимости);
- организация сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО;
- обеспечение информирования родителей детей участников (ветеранов) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.
Направления работы с детьми участников СВО:
1. Психодиагностика: обучающихся (наблюдение, мониторинг актуального психического состояния, углубленная психодиагностика при необходимости);
Диагностические методики, применяемые в работе с детьми участников СВО: рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Человек под дождем», интервью «Волшебный мир», Цветовой тест (М. Люшер в модификации Л.А. Ясюковой, тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М.Дорки, Цветовой тест Люшера, «Лабиринт души. Терапевтические сказки» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
2. Просветительская деятельность: повышение психологической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие.
3. Профилактическое: разработка и распространение памяток, буклетов, рекомендаций для участников образовательных учреждений по вопросам сохранения или восстановления психологического здоровья детей, переживших травматическое событие.
4. Коррекционно-развивающее: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с целью развития личности, укрепления и совершенствования психологического здоровья детей участников СВО, нормализацию межличностных отношений, развития чувства безопасности и преодоления неуверенности в себе.
Психолого-педагогическое сопровождение данной целевой группы основывается на алгоритме действий, который включает в себя следующие виды деятельности:
1. Сбор информации о детях участниках СВО.
2. Наблюдение за эмоциональным состоянием данной категории детей во время образовательной и игровой деятельности (воспитатель, педагог-психолог, соц. педагог, узкие специалисты).
3. Организация мероприятий по созданию благоприятного психологического климата в группах, где воспитываются дети участников СВО.
4. Проведение профилактических занятий, направленных на развитие стрессоустойчивости и жизнестойкости, снятие эмоционального напряжения.
5. Проведение психологических игр, направленных на развитие эмоционального и социального интеллекта.
6. Консультативная работа с воспитателем, педагогами, взаимодействующими с детьми.
7. Просветительская работа с педагогами и родителями (беседы, круглые столы, родительские собрания, раздача памяток).
8. Индивидуальная консультативная работа с родителями данной категории детей, не участвующих в СВО. В случае необходимости оказание им психологической помощи.
9. Мониторинг эмоционального состояния детей участников СВО.
10. Проведение углубленной диагностики и индивидуальных профилактических и коррекционных занятий по результатам мониторинга ( в случае необходимости).
Принципы реализации программы:
Реализация данной программы основывается на следующих принципах:
- Индивидуальный подход к ребенку (дошкольнику) на основе признания его уникальности и ценности.
- Гуманистичность: использование гуманных, личностно-ориентированных методов взаимодействия.
- Превентивность: переход от «скорой помощи» к предупреждению кризисных ситуаций.
- Научность: использование современных методов диагностики и коррекции.
- Рациональность: отбор методов с учетом их сложности, информативности и пользы для ребенка.
- Комплексность: сотрудничество различных специалистов и всех участников учебно-воспитательного процесса.
Адресная группа: данная программа направлена на работу с детьми участников СВО.
Количественный состав: группы до 10 человек.
Рекомендуемый возраст детей: 3-7 лет.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-подхода, Психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
Программа работы с детьми участников СВО включает в себя 7занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, по 25 минут.
Материально-техническая база. Для занятий должна быть предоставлена комната с двумя зонами: учебной и игровой. Учебная зона (столы, стулья) необходима для выполнения рисунков и сочинения письменных историй. Игровая зона (достаточное пространство для проведения игр) необходима для проведения игр и театрализованных мини- представлений.
Необходимое оборудование:
- Интерактивная песочница;
- Кинестетический песок;
- Фигурки для песочной терапии и игротерапии;
- Природные материалы (крупы, вода);
- Музыкальная колонка;
- Ноутбук;
- Доски для рисования;
- Мягкие модули;
- Тематические карточки (наглядный материал);
- Психолого-педагогическая литература;
- Песочные часы;
- Колокольчик;
- Ламинированные картинки размером А-4 и другие материалы.
Планируемый результат: сохранение и укрепление психологического здоровья детей участников СВО.
В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:
- уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения ситуации.
- создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации,
- помогайте справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.
В целом, создание благоприятного психологического климата в образовательной организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.
План
сопровождения детей ветеранов (участников)
специальной военной операции,
на 2024-2025 учебный год
Задачи:
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях, в том числе в части формирования в образовательных организациях необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья);
- организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в благоприятного психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
- психологическое просвещение (повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей;
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса с согласия родителей (законных представителей) освоения основных и дополнительных образовательных программ обучающимися целевой группы (разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для обучающихся с учетом их психологических особенностей).
Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
1 | Мониторинг психологического состояния детей | ||
Обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи. Выявление уровня готовности или адаптации детей к новым образовательным условиям (при поступлении в детский сад) Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи. Наблюдение, диагностика – мониторинг для выявления признаков деструктивного переживания горя (утраты) (при необходимости). | В течение года | Педагог-психолог | |
2 | Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, в том числе работа по восстановлению и реабилитации | ||
Разработка и реализация планов проведения коррекционно- развивающих занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении. | В течение года | Педагог-психолог | |
ДОУ и совместное осуществление педагогом -психологом и воспитателями психолого- педагогической коррекции выявленных по результатам диагностики, в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации. | В течение года | Педагог-психолог, воспитатели | |
3 | Психологическое консультирование – оказание психологической помощи обучающимся, пережившим травматическое событие | ||
Психологическое консультирование участников образовательных отношений | В течение года | Педагог-психолог | |
Оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО. | В течение года | Педагог-психолог | |
Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери. | В течение года | Педагог-психолог | |
4 | Психологическое просвещение | ||
Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся. | В течение года | Педагог-психолог | |
Повышение психологической компетентности других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие | В течение года | Педагог-психолог | |
Размещение информации о дополнительных ресурсах для обращения за психологической помощью | (по мере поступления новой информации) | Педагог-психолог | |
5 | Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся в процессе обучения в ДОУ) | ||
Формирование необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья). | В течение года | Администрация, педагог-психолог | |
Мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к образовательной деятельности, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки. | В течение года | Администрация, педагог-психолог | |
Создание системы психологической поддержки. | В течение года | Администрация, педагог-психолог | |
6 | Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения | ||
Консультирование педагогов и воспитателей ДОУ при выборе образовательных технологий с учетом индивидуальных психологических особенностей и образовательных потребностей воспитанников | В течении года (по запросу) | Педагог-психолог | |
7 | Психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных образовательных программ учащимися целевой группы | ||
Разработка рекомендации для педагогов: -консультации и рекомендации по взаимодействию с детьми, по дифференциальному подходу к каждому ребенку. -методическая и психологическая поддержка воспитателей ДОУ, осуществляющих работу ссемьёй, где есть дети ветеранов (участников) специальной военной операции - Разработка рекомендаций по формированию и развитию эмоционального интеллекта | В течение года | Педагог-психолог | |
Список методической литературы:
1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Речь, 2010
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». http://pedlib.ru/Books/3/0001/3_0001-1.shtml.
3. Есина О. Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: психосоциальные факторы формирования, клинические характеристики и проблемы диагностики. Дисс…канд. мед. наук. СПб, 2017.
4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001
5. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014
6. Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция.Дошкольники. – М.: Дрофа, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...
