Особенности работы педагога-психолога с семьями участников СВО
презентация к уроку по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Воронина Ирина Викторовна

Разлука с отцом для всех детей и обучающихся разного возраста всегда психологически травматична, поэтому родным и педагогам очень  важно оказывать им психологическую поддержку. Целью работы педагога-психолога образовательной организации по оказанию помощи детям и обучающимся, переживающим уход родителей и близких ему людей на военные действия, состоит в уменьшении негативного эмоционального фона посредством осознания своих чувств, переживаний и выражения их, ослаблении состояния фрустрации, моделировании будущего.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы педагога-психолога с семьями участников СВО Тема: Психологические техники и методы помощи детям и родителям в ДОУ Педагог-психолог: Воронина Ирина Викторовна

Слайд 2

Телесные практики Помочь телу голосом Если «хочется выть белугой» - надо повыть! Нельзя «сидеть на эмоции», как на кастрюле с кипящей водой . Надо экологично проявить эмоцию и детей не напугать, если вы с ними 24/7. Предупредить деток, что мама сейчас будет играть в грустного волка, который воет на луну. Лучше выть без свидетелей, за закрытой дверью ванной. Отвлеките детей мультиком. Услышать услышат, главное, чтобы не видели! То, что начнется протяжным воем, как голосовой практикой, может перейти потом в рыдания, слезы, сопли, кашель — это все симптомы очищения, освобождения. Потом смыть все с себя теплым душем, завернуться в нагретое полотенце или халат - тепло и укутанность нужно, чтобы создать эффект объятий. После отреагирования эмоции наступает облегчение, опустошение, но это такой ровный фон, на котором можно что-то новое возводить. Повыла , выдохнула и пошла делать неотложные дела. Есть вероятность, что ребенок тоже захочет играть в «грустного волка ». Возможно им движет не только любопытство, но и собственная потребность повыть. Провести эту практику с ним, сначала воете, потом может быть захочется порычать, похрипеть, пошипеть, но закончить тихим протяжным воем, плавно переходящим в пение колыбельной. Если не можете позволить себе ни реветь, ни выть (проявление эмоций в детстве осуждалось, запрещалось) ПОЙТЕ, выбирая песни по настроению, представляя, как с этими звуками из тела уходит боль.

Слайд 4

Возвращение опоры Самое простое упражнение в телесной практике, которое можно выполнять в любом месте, в любое время. Встать. Направить все свое внимание на стопы. Сказать себе: «Я стою». Ощущать твердую поверхность под ногами и чувствовать внутри себя силу, способную удерживать тело вертикально. Чтобы мозг поверил и сама себе, проговорить несколько раз фразу: «Я устойчива. Со мной все в порядке, я в безопасности». Постарайтесь прочувствовать эту устойчивость. Посмотрите по сторонам: «Вот стена, она прочна. Можно навалиться. Стена выстоит» можно дотронуться : опоры есть.

Слайд 5

Медитация Упражнение на концентрацию внимания. Подходит любое свободное время и любая удобная поза с прямой спиной . Легче всего вплести медитацию в ежедневную рутину во время перед сном , когда сознание перегружено, медитация способна остановить карусель мыслеобразов . Варианты медитации: - фокусируемся на ноздрях, на том, как меняются ощущения во время дыхания (на выдохе более теплый воздух); - дыхание по квадрату (на 4 раза вдох, на 4 раза медленный выдох); - фокусируемся на болевом синдроме. Начинайте через него «дышать», представляя, как на выдохе воздух выходит через рану, унося боль, а рана начинает затягиваться. - медленно сканировать тело от макушки до пяток, как себя чувствует каждый участок тела. Нашли напряжение, дискомфорт или боль – подышали, полечили. - придумайте свой формат медитации. Секрет прост: сложно концентрироваться на двух вещах одновременно , если мы концентрируем внимание на процессе дыхания, то перестаем прокручивать события дня и задачи на завтра. Успокаиваем сознание.

Слайд 8

АРТ-терапия Терапия методом мандалы Эта простая арт-терапевтическая техника считается универсальной, подходящей для разных случаев. В процессе рисования мандалы наступает медитативное состояние, умиротворение. Для того чтобы рисовать мандалу , не нужно каких-то особенных навыков . Взяли лист бумаги, положили на него тарелку кверху дном. Обвели ее, убрали. Получившийся на листе круг заполняем узорами. Совершенно спонтанный рисунок, без эскизов. Даже симметрию соблюдать не обязательно. В ход идут штрихи, кружочки, завитушки, геометрические фигуры. Главное правило – никаких ограничений! Мандала не может быть «какой-то не такой», неправильной. Она всегда правильная. Подойдут любые материалы: краски, карандаши, фломастеры, ручки, даже пластилин, в этом случае заполнять круг будете разноцветными кусочками разной формы. Мандалы для раскрашивания тоже работают. Попробуйте рисовать несколько дней. Когда вам покажется, что мандала готова, посмотрите на нее. Дайте название своей мандале , попробуйте описать ее словами – это вербализация, следующий этап работы. Оцените свое настроение до и после сотворения мандалы . Творческая медитация, но только в том случае, если вам нравится процесс. Если нет – бросьте. Не ваша практика.

Слайд 10

НАСЫПНАЯ МАНДАЛА Особый вид мандалы , наиболее подходящий для работы с ситуацией кризиса. Ее задача не просто выровнять эмоциональный фон, а именно помочь прожить потерю, принять новую реальность и себя в реальности. Понадобиться: основа и сыпучий материал. Под основу можно взять круглый поднос или силиконовую форму. Далее берем цветной песок (есть в продаже) или взять различные по цвету крупы. Начинается арт-практика. Ваша задача - создать красивую насыпную мандалу . После того как окружность заполнена, узор выстроен, не дав себе как следует полюбоваться, берем и – разрушаем мандалу . Не полностью. Настолько, чтобы было понятно, что прежнего не вернуть. Для этого мизинцем левой руки ( правой для левшей; рука не та которая строила) несколько раз круговыми движениями против часовой стрелки проводим по мандале , частично разрушая ее. Узор смазан. Символический кризис. Было красиво. Обычно бывает гнев, печаль. Как раньше уже не будет. Ничего больше с мандалой делать не хочется.. Но в этом упражнении мандала – символ жизни. Прежний узор разрушен, но надо жить дальше. Заново обустраивать свою жизнь. Поэтому всматриваемся, пытаясь увидеть в разрушенном будущий новый узор. Берем и дополняем. Снова делаем красиво. Стало не хуже, чем было, а просто по-другому. Жизнь продолжается. Так можно повторить несколько раз, до возникновения ощущения, что я с любым кризисом могу справиться. Смогу снова сделать себе красиво. После работы – на прогулку. Песочек в мешочек и высыпать в открытый водоем, а крупу – в мешочек и в парк, лес, высыпать под деревом, на радость птицам. Почему просто не выбросить? Если вы с правильным настроением выполнили практику, то у вас получается ценный опыт проживания кризисов. И песок, и крупа – часть этого опыта, символ. Нельзя их в мусорку . Нужно с уважением отнестись к своему опыту и завершить практику красивым ритуалом.

Слайд 12

Кляксотерапия и страх ошибки Это арт-терапевтическая практика , позволяющая воздействовать на бессознательное. Ляпаем кляксу на бумагу и затем ее превращаем во что-то красивое или смешное. Посыл такой: « Любой ляп можно исправить ». Материал: гуашь, 10 цветов, разведенная до состояния кефира. Вариант 1 Можно прямо ложечкой черпать и выливать на лист, потом сверху другим листом накрывать и размазывать. Вариант 2 «Лохматые кляксы» Выливаем краску на лист и быстро дуем на лужицу через трубочку, раздувая краску во все стороны. Кляксы должны просохнуть. Разложили рисунки с цветными кляксами перед собой. Спрашиваем себя, на какую из этих клякс пожожа нынешняя проблема . Чисто интуитивный или телесный отклик. Выбираем кляксу. Далее забыли про проблему, просто работаем с кляксой. На что она похожа? Лист можно покрутить, отойти и посмотреть издалека, пока фантазия не подскажет, на что похожа клякса. Берем и рисуем этот образ, а он - подсказка бессознательного. Язык сознания- слова . Язык бессознательного — образы, всплывающие эмоции, ассоциативно с ними связанные. Уже на этом этапе можно остановиться и сказать себе с чувством глубокого удовлетворения: «Я смог создать симпатичный образ из непонятной фигни. Я справлюсь с любой ситуацией ».

Слайд 13

Можно пойти дальше и сочинить историю о получившемся образе. Кто это, какой он, что с ним случилось? Чего ему хочется? Кто и что ему может помочь? Обязательно нужно довести начатую историю до счастливого завершения. Бывает так, что в кляксе человек ничего не видит, образы не приходят и история не придумывается. Это значит, что практика не подходит конкретному человеку. Забыли, забили, пробуем что-то другое.

Слайд 14

КОЛЛАЖ МЕЧТЫ Эта практика не для горевания . Это тогда, когда боль утихла. Новое « куда жить» не построено и самое время попробовать вернуть его себе создавая коллаж мечты.

Слайд 15

Поведенческие практики - Список дел на день создаст ощущение предсказуемости и контроля, особенно когда напротив появится плюсик или галочка- выполнено. - печаль по расписанию . Разрешить себе такие минуты слабости в строго отведенное время «Сейчас работа, потом время поплакать, а потом снова за дела». Время на печаль 15-20 минут в день. - наведение порядка , возвращаем себе ощущение порядка «Я что-то могу, что-то контролирую» - поддерживающий солган « ПОКА ТАК» - найти свою стаю - в сложные времена люди стремятся к сплочению, в спокойные – к обособленности - забота о других , как поддержка себя

Слайд 16

Письменные практики « Где я сейчас» Взять тетрадь и написать ответы на вопросы: Кто я? Можно просто имя. Где я сейчас? Нужно перевести себя от эмоционального к рациональному «здесь и сейчас». Что я потеряла в связи с происходящими событиями? Ответ как можно более развернутый. Какие мои личные потребности теперь не удовлетворены? Необходимо отдельно проработать и актуализировать. Что я могу вернуть, восстановить? Бывают невосполнимые потери, но бывают и те, которые можно частично восполнить. Что я для этого буду делать? «Что я хочу» должно соотноситься с «что я могу». Что у меня еще осталось? Даже если потеряно все материальное, есть опыт, знания, навыки, способности, связи. Как еще я могу удовлетворить свои потребности? Нужно придумать, как тем, что осталось, закрыть потребности. Что я для этого буду делать? Возврат к пункту про действия, возможно получится что-то добавить. Что я сделаю прямо сегодня? И завтра. Набросать план с целями и задачами. Так рождается понимание, куда жить дальше. Так появляются новые смыслы.

Слайд 17

Ресурсные списки Необходимо напомнить себе об имеющихся ресурсах. Для этого важно завести для себя списки: - способов позаботиться о себе; - занятий, которые приносят радость; - людей, к которым можно обратиться за помощью; - список людей, которым вы дороги; - личных достижений (уже смог - и дальше смогу); - того, за что я могу себя похвалить; - 100 причин любить жизнь; - как порадовать себя за 100 рублей Неотправленные письма Так бывает, что нам есть что сказать человеку, но мы не можем этого сделать. Потому что человек уже умер. И эта невысказанность превращается в непрекращающийся внутренний монолог. Гоняете в голове одни и те же фразы. Гештальт не закрыт. В этих отношениях не поставлена точка. Сильные эмоции не отпускают. Есть выход: написать письмо. Внутренний монолог превратиться в письменный. Можно позволить себе писать без фильтров. Опишите, что думаете, чувствуете, что хотите от другого, что хотели бы сделать сами. Отпускает через несколько писем, написанных с длительным временным интервалом.

Слайд 19

Дневник. Современные средства расширили выбор вариантов ведения дневников. Это могут быть: - заметки на телефоне; - текстовый документ на компьютере; - аудио- или видеодневник . Необходимость сделать связный текст привносит в переживания упорядоченность, структуру, логику, уменьшая тем самым иррациональную тревогу.

Слайд 20

Чтение книг Однозначно книги это ресурс, поддержка, особенно если любите читать. У психики могут быть разные потребности. Для разных запросов, разные книги. Примерные варианты запросов: Отвлечься — фентези , любовные романы, детективы, юмористические рассказы. Воодушевиться — легкие новеллы, про то, как любовь и свет побеждает. Обрести уверенность — книги стоиков, воспоминания людей, переживших тяжелые времена. Понять, что происходит вокруг , - нон- фикшен -литература: история, социология, политология. Помочь себе - нон- фикшен , психология и нейробиология стресса. Пережить состояние , выразить мысли и чувства — чтение худ. литературы, в которой главные герои переживают схожие события.

Слайд 21

Упражнения , используемые для коррекционной помощи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста . При любой травматизации ( столкновение с опытом , который ребенку не по силам выдержать и событиями , в которых он не может активно реагировать ) ребенок может терять контакт с какой-то из своих « частей » — не чувствовать границ тела , переживать резкие эмоциональные скачки , « зависать » в реакциях . Может появиться страх от того , что раньше не вызывало тревоги . У нас может появиться ощущение , что ребенок потерял свою идентификацию . 1. Рисуем ладошки . Ладошка как мандала , возвращающая и укрепляющая «Я ». Простой способ безопасно возвращаться «в себя » — обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками . Отпечатки в тесте , глине , песке , любой крупе , отпечатки на бумаге . Вырезание , разрисовывание ладошки дает ощущение и заполнение внутренней территории .

Слайд 22

2. Лепка . С детьми обязательно лепить - из глины , теста , хуже - и з пластилина . Лепка трансформирует напряжение , снимает зажимы , дает ощущение контроля ( что важно для тех , кто потерял контроль над ситуацией , жизнью , реальностью ), лепка полезна при любых психосоматических болезнях .

Слайд 23

3. Играем в дерево . Детки , пережившие травматизацию , часто перестают чувствовать контакт ножек с землей ( теряют опору , заземленность ). С ними хорошо играть ( рисовать , лепить , пританцовывать ) цветы и деревья - уделяя внимание корням и крепкому стволу . Игры в « выращивание великанских ног » - представляя , что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии , не давая раскачиваться от ветра ( ветер - это метафора изменений , событий , на которые мы повлиять не можем ), чем ярче представляем ( нарисуем , помассируем ) эти великанские ноги , тем сильнее эффект . Спать лучше укладывать таких деток , давая опору ножкам ( например , положим под ноги скрученное в валик полотенце ).

Слайд 24

4. Что у тебя в руке ? Дети после травматизации пытаются все контролировать . С ними важно говорить о планах , составлять расписания , делать коллажи мечты и прочее . Важно помнить , что в практиках они не закрывают глазки , боясь ослабить контроль . Многих взрослых раздражает , что они все время что-то вертят в руках ( роняя и ломая ). Для того , чтобы снять напряжение в ручках , одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность — нужно дать детям в руки массажное колечко , эспандер , хлебный мякиш , шарики , наполненные мукой ( крахмалом ).

Слайд 25

5. Сейф для страхов . Для того , чтобы аккуратно прикоснуться к теме страха , дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами : можно соорудить ( нарисовать , вылепить , сделать из коробки ) сейф для страшных воспоминаний . Не называя воспоминания - дать метафору - просто смять бумагу , или взять темные листы бумаги , камни , шишки и сложить их в сейф , ключ от которого будет либо у взрослого , либо у самого ребенка . Сделать из спичек и разноцветных ниток « ловцов снов » или вырезать ажурную снежинку , чтоб как фильтр , впитывала бы страшные образы , не подпуская их к ребенку .

Слайд 26

6. Ангел . Вырезать из бумаги ангела для защиты ребенка , которому можно дать имя , делая его более одушевленным и личным , повесить над кроваткой , на стене или сделать гирлянду из ангелов .

Слайд 27

7. Строим домики . Дети ищут убежища в « изначально безопасном месте » - матке . С ребенком полезно делать халабуды , домики , играть в прятки , такой ребенок любит перекрываться одеялом или простынкой . Можно использовать телесную практику « Колыбелька » , которая возвращает контур безопасности и дает ресурс . Взрослый сидит на полу , обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку ( обхватывая ногами и руками ), чуть покачиваясь и шепча что-то теплое в ушко . 8 Рисуем домик . Любое рисование и делание домиков возвращает ощущение границ , но очень аккуратно , если известно , что дом ребенка был разрушен .

Слайд 28

9. Крыло ангела . Когда ребенку нужно почувствовать безопасность , отстраниться от большого количества людей , почувствовать поддержку , можно положить правую руку на левое плечо . Так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу . 10 . Грустное деревце . Дети часто не могут попросить о поддержке и объяснить , что их беспокоит . Если ребенка « превратить » в деревце , которое обижено , повреждено и грустит , потом спросить , что для него сделать - поставить опору - палочку ( себя ), подвязать веточку ( погладить по ручке ), полить ( погладить сверху вниз ), поставить забор ( стать вокруг ) — ребенок получит необходимый ресурс . 11 . Раскрасим . Дети в состоянии тревоги могут бояться рисовать что-то на « свободную тему ». Им можно давать раскраски с четкими « жирными » границами . Можно с ними рисовать внутри бумажной тарелки , рисовать нестандартными « кисточками » - спонжиками , ватными палочками , зубными щетками . Следующий этап - капать акварельной краской на влажную бумагу . Затем , обводить высохшую форму , придумывая , на что эта форма похожа .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагога-психолога с детьми и подростками, страдающими заиканием

Заикание как нарушение коммуникативной функции накладывает отпечаток на поведение и характер ребенка, формируя чувство неполноценности и неуверенности в своей речи, поэтому наряду с логопедической кор...

Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...

Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».

Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть в...

Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта

В статье говорится об изменениях в сложившейся работе педагогов с внедрением ФГОС ДО. Опираясь на положения ФГОС   были выделены группы необходимых условий для процесса адаптации детей к ДОО...