Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта
статья (младшая группа) на тему

В статье говорится об изменениях в сложившейся работе педагогов с внедрением ФГОС ДО. Опираясь на положения ФГОС   были выделены группы необходимых условий для процесса адаптации детей к ДОО. Рассмотрена работа педагога-психолога в периода адаптации дошкольников к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта


           На настоящем этапе модернизации образовательной системы в нашей стране возрастает интерес к непрерывному учебно-воспитательному процессу.

 Особую актуальность этот вопрос приобретает с 2013 года, когда  происходят важные изменения в структуре дошкольного образования. Принятые Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [2] значительно изменили сложившуюся систему работы педагогов в дошкольных учреждениях.  Как отмечает А. Н. Кулайкова, «предназначение дошкольного образования  на современном этапе   состоит   не      только      в      формировании      определенной     суммы      знаний,    но  и       в    развитии     базовых    способностей       личности, ее   социальных     и культурных навыков, здорового образа жизни.

Программа ФГОС призвана  обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.  Она охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.[2.II.2.1].

Однако  чтобы  реализовать требования стандарта ФГОС в ДОО необходимо создать условия для социально-психологической адаптации детей, без которых воплощение программы станет невозможным. 
Процесс адаптации представляет собой определенную целостную систему, включающую в себя ряд структурных взаимосвязанных элементов или уровней: психофизиологических, социально-психологических и педагогических.
           Социально-психологическая адаптация ребенка раннего возраста определяет его успешное социально-личностное развитие в последующие периоды [6]. Анализ опыта наблюдений отечественных исследователей социально-психологической адаптации детей позволил сформировать комплекс критериев, определяющий  особенности социально-психологической адаптации детей в условиях ДОО, который включает в себя:

 - аффективная составляющая личности ребенка (эмоциональное самочувствие, выражающееся в форме эмоциональной удовлетворенности или неудовлетворенности);

- конативная составляющая личности ребенка (адаптированностъ в сфере межличностных отношений, способность соответствовать установленным правилам, то есть сознательное применение определенных норм и правил поведения в обществе, адекватность механизмов психологической защиты, характеризующаяся отсутствием несвойственных возрастной категории девиаций);

- когнитивная составляющая личности ребенка (Я-концепция, как форма проявления адекватности самооценки).

Б. Д. Парыгин характеризует адаптацию как составную часть социализации, представляющую собой многоуровневый процесс из жизни человека, который включает в себя предпосылки биологического характера, а также приспосабливание человека к социуму [8].  Социально-психологический уровень адаптации характеризуется степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого малыша, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребенка. [3, с. 15].
Средний срок адаптации по возрастам составляет:

1) дети ясельного возраста-7-10 дней;

2) дети трехлетнего возраста - 2-3 недели;

3) дети дошкольного возраста-1 месяц.

Однако практика показывает, что у многих детей на адаптацию уходит больше времени. Также в процессе адаптации выделяют 3 стадии психо-эмоционального состояния ребенка:

1) стадия тревоги 

2) стадия сопротивляемости 

          3) стадия либо стабилизации и выздоровления, либо истощения.

         Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, комфортнее, стабилизировать его психо-эмоциональное состояние, что является необходимым условием развития социальной активности ребенка.

         Опираясь на положения ФГОС, были выделены три группы необходимых условий для процесса адаптации детей  в младшей группе: 


 
1.    Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития.

Совместно с психологом воспитателями организовывался уголок психологического комфорта,  где  ребенок может уединиться и отдохнуть. Мягкое покрытие и мягкие игрушки оказывают приятное расслабляющее действие, что способствует развитию психических процессов, органов чувств и личностных особенностей.  Позволяет быстрее устанавливать эмоционально положительный контакт с окружающим миром.

Отвлечь и успокоить детей после ухода родителей, позволяет спокойная музыка. С этой целью были  подобраны  аудиозаписи с песенками из мультфильмов и записи со звуками природы, поднимающие настроение или успокаивающие, что очень важно при адаптации ребенка к условиям ДОО. Были подобраны книги с яркими  иллюстрациями и соответствующие возрасту детей в группе.  Психолог рекомендовал воспитателям создать альбом с изображением природы, для создания эмоционального комфорта и положительного влияния на психическое здоровье ребенка.

Также психологом оформляется консультационный материал, касающийся адаптационного периода, и помещается  в приемные групп в информационный стенд  для родителей.        

 2. Вторая группа условий, характеризует требования к профессиональной компетентности педагога. Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности  развития  ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. Для достижения этой цели с  педагогами ДОО психологом проводятся консультации:  «Стратегия поведения воспитателя в период адаптации детей к ДОУ», «Особенности возрастного развития».
          Эффективным диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Результаты фиксируются педагогом-психологом в «Листе адаптации», в котором оценивалось эмоциональное состояние ребенка, его аппетит, сон, отношение к предметному миру и игрушкам, взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между педагогом-психологом, воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.

Третья группа условий - это организация работы с родителями.
Семья и детский сад - два важных института,  каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только при совместной, согласованной работе друг с другом они создают оптимальные условия для всестороннего развития ребенка.

Адаптация для ребенка – это стресс. Чтобы привыкание прошло безболезненно, переход ребенка из семьи в детский сад должен быть плавным.

На общем   собрании в  августе психолог предлагает   родителям  тест

«Готов ли мой ребенок к детскому саду»,  рассказывает об особенностях  адаптации детей к ДОО и приглашает на индивидуальные консультации.  

В беседе родители знакомятся  с  анамнестическими   факторами   риска (протекание беременности  и родов), осложняющие  адаптацию ребенка к ДОО.

На консультациях выявляются  проблемы, которые могут возникнуть,  и даются  рекомендации по предотвращению нежелательных последствий вовремя.

На заключительном этапе  адаптационного периода, когда ребенок посещает детский  сад   полный  день, оставаясь на сон,  если у родителей или педагогов  возникают   вопросы, они получают индивидуальную  консультацию  педагога – психолога.

Список литературы:

1. Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Волобуева Н. А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения / Н. А. Волобуева, Т. В. Климова, В. М. Ширшова  // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – N 5. – Т. 9. – С. 16

4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. соч. в 6 т. Т.5 М.: Педагогика, 2004. 290 с.

5. Королева, С. В. Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореферат диссертация ... кандидата педагогических наук : 03.00.02 / Королева, Светлана Викторовна;  – Москва, 2011. –  202 с.

6. Кулайкова, А. Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО // Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – C. 15 – 17.

7. Парыгин Б.Д. Основы социалбно-психологической теории / Б.Д. Парыгин. – М.  2008. – 541  с.

8. Коробейникова, Н. И. Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях ФГОС дошкольного образования / Н. И. Коробейникова. - [Электронный ресурс]. – http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/45-preschool/2088-2014-07-13-14-23-53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...

Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В районной газете г.Беслана была выпущена статья, посвященная теме "Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Организация мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).

С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружн...

Статья "Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

В статье излагаются обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения, которые напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического соп...

Рабочая программа в младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (возраст детей 3 – 4 года).

Цель программы:  создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активной  практики в разных видах деятельности, творческой сам...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...