Главные вкладки

    Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО
    статья на тему

     Шатунова Яна Николаевна

    С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. Для реализации данного закона был разработан ФГОС ДО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_po_fgos.docx112.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов 

    С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. 
    Для реализации данного закона был разработан ФГОС


    ФГОС – это совокупность трёх систем требований:
    -требований к структуре основной образовательной программы;
    -требований к результату освоения основной образовательной программы;
    -требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.

    Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.

    Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
    · Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
    · Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
    · Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
    · Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
    · Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности;
    · Возрастная адекватность дошкольного образования
    · Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.

    В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития.

    В связи с этим, стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления:

    - Социально-коммуникативное развитие,
    - познавательное развитие
    - речевое развитие
    - художественно-эстетическое развитие 
    - физическое развитие

    В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:

    - Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
    - Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
    - Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.
    - Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.
    - Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
    - помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.

    НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должностные обязанности» (I часть)

    Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и предназначения) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
    - Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий.
    - Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
    - Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. 
    - Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). 

    НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должен знать» (I часть)

    - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
    - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; 
    - методы и приемы работы с обучающимися,воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
    - методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; 
    - современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
    - основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; 
    - технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; 
    - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; 
    - правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
    - правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Основанием преемственности дошкольного образования и начального образования являются целевые ориентиры.

    Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

    ● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
    ● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
    ● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
    ● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
    ● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
    ● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

    Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
    ● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

    Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

    Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

    Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.

    Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

    http://u.jimdo.com/www54/o/s94598840d92d0275/img/i714ffdad8715bd3b/1350212214/std/image.png

    Цель и задачи психологической службы ДОУ

     

    Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.


    Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:
    1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
    2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
    3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая под-держка процесса формирования команды единомышленников.

    Функции психологической службы ДОУ

    Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
    • Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
    • Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
    • Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоцио-нальной и волевой сфер их проявления.
    • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
    • Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
    • Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
    • Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
    • Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

     

     

    http://u.jimdo.com/www54/o/s94598840d92d0275/img/ibc0616346b806074/1349267921/std/image.png

    Основные направления деятельности психолога ДОУ

     

    Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0, 25 ставки, 0, 5 ставки и т. п.) . Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу. 


    1. Психодиагностика
    Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
    Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
    Обязательно:
    • Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
    • Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
    • Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
    • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
    Дополнительно:
    • По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.


    2. Психопрофилактика
    Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
    В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
    Обязательно:
    • Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
    - анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
    - групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
    - информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
    • Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
    Дополнительно:
    • Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
    • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
    • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
    При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.


    3. Коррекционная и развивающая работа.
    Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
    Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
    Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского кол-лектива, отдельного ребенка.
    Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
    Обязательно:
    • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
    • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).
    Дополнительно:
    • Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
    • При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.


    4. Психологическое консультирование
    Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
    Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области.
    Обязательно:
    • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
    Дополнительно:
    • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
    • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.


    5. Психологическое просвещение и обучение
    Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
    - актуализация и систематизация имеющихся знаний;
    - повышение уровня психологических знаний;
    - включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
    Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
    Обязательно:
    • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
    • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
    Дополнительно:
    • Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
    Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.


    Примерный перечень тем для психологического просвещения
    Педагоги
    1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
    2. Закономерности развития детского коллектива.
    3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
    4. Стили педагогического общения.
    5. Психологические основы работы с семьей.

    Родители
    1. Адаптация ребенка к ДОУ.
    2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
    3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
    4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
    5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
    6. Психологическая готовность к обучению.
    7. Половое воспитание и развитие.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности работы педагога-психолога с детьми и подростками, страдающими заиканием

    Заикание как нарушение коммуникативной функции накладывает отпечаток на поведение и характер ребенка, формируя чувство неполноценности и неуверенности в своей речи, поэтому наряду с логопедической кор...

    презентация на тему: "Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО"

    Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС  в ДО. Изменений в работе логопеда мало, но есть....

    Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО

    С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...

    Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

    Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем  экономического, а порой физического выживания, у...

    Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

    Сосдание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс....