Родительское собрание. Проблемы с речью у детей дошкольников
консультация по логопедии (средняя группа)

Данилова Ольга Владимировна
Цель: поделится опытом своей работы с родителями
Задачи:
Уточнить понимание необходимости развития речи детей дошкольного возраста;
Продемонстрировать свои наработанные материалы по данной теме;
Заинтересовать родителей на самостоятельное принятие решения развивать речь детей при помощи игр и артикуляционной гимнастики
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Особенности и проблемы речевого развития

 у детей среднего дошкольного возраста.».

Подготовила: воспитатель Данилова О.В.

Участники: воспитатели групп среднего возраста, учитель-логопед, родители

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями и проблемами развития речи детей среднего дошкольного возраста и методами, и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей групп; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Практикум по темам:

а) выступление воспитателя на тему: «Влияние мелкой моторик на развитие речи дошкольников».

б) выступление воспитателя на тему: «Как развивать правильное дыхание».

в) выступление воспитателя на тему: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

г) выступление воспитателя на тему: «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

3.Встреча родителей с учителем-логопедом.

4.Заключительная часть.

Ход собрания:

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.    Тема собрания: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста». Вам будут предложены различные задания, воспитатели ознакомят с нормами речевого развития детей данного возраста, также проведут мастер-классы по развитию мелкой моторики, правильного речевого дыхания и будет показаны элементы артикуляционной гимнастики. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.  Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.

Воспитатель: - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть:

*        Грамотной

*        Понятной

*        Выразительной

*        Осмысленной

*        Богатой

А что же получается на самом деле?

В реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – у некоторой большей редкости.  Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Вопрос родителям: с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?

Ответ: -Это бедная речь с односложными предложениями, неумение составлять правильные предложения, объединять их в рассказ, не выразительная речь, плохая дикция, нарушенное звукопроизношение, сниженный фонематический слух.

Рекомендации для родителей по профилактике речевых нарушений:

Сегодня мы покажем некоторые приемы и методы работы по профилактике речевых нарушений. Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики.

Особую роль при формировании звукопроизношения играет правильное дыхание. Приложение 1

Известно, что игра является приоритетным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Ведь именно так он познаёт мир. С помощью игр, направленных на развитие речи, ребёнок приобретает навыки связной речи и речевого общения.

 «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома». Приложение 2

Воспитатель: Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Воспитатель: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. О значении артикуляционной гимнастике нам расскажет Метелева Н. В.

Выступление воспитателя «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Язык главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети без речевого статуса сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, а так же и вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

 4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится.

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-4минут.  Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз. Для каждой нарушенной группы звуков есть специальные упражнения, такие упражнения проводятся на индивидуальных логопедических занятиях. Но также есть упражнения, которые могут проделывать дети дома с родителями, а в детском саду с воспитателями.

 При выполнении упражнении применяются различные игровые приемы: сказка, музыкальное сопровождение, красочные картинки.

Воспитатель: а сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Воспитатель: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит. Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. 

Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. 


(Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.) 


Рот пошире открываем, 
В бегемотиков играем: 
Широко раскроем ротик, 
Как голодный бегемотик. 
Закрывать его нельзя, 
До пяти считаю я. 
А потом закроем рот 
Отдыхает бегемот 

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. 

Давай изобразим, как лягушки улыбались. 


(Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.) 


Подражаем мы лягушкам: 
Тянем губы прямо к ушкам. 
Вы сейчас тяните губки – 
Я увижу ваши зубки. 
Мы потянем — перестанем 
И нисколько не устанем. 

Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! 
Давай покажем, какой у слона хобот! 


(Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.) 


Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка. 


(Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.) 


Я водичку набираю 
И ребяток поливаю! 
Буду подражать слону! 
Губы «хоботом» тяну. 
А теперь их отпускаю 
И на место возвращаю. 

Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язы-чокувидел, что это… змея. Давай изобразим змею! 

(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.) 


Подражаем мы змее, 
С ней мы будем наравне: 
Высунем язык и спрячем, 
Только так, а не иначе. 

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. 

(Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.) 

Я — весёлая лошадка, 
Тёмная, как шоколадка. 
Язычком пощёлкай громко – 
Стук копыт услышишь звонкий. 

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал. 

(Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.) 


С волосами я дружу, 
Их в порядок привожу. 
Благодарна мне причёска. 
А зовут меня… (расчёска). 

Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! 


(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.) 


Тик-так, тик-так. 
Язычок качался так, 
Словно маятник часов. 
Ты в часы играть готов? 

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. 

(Описание упражнения: надуть одну щёку — сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.) 


Я надул воздушный шарик 
Укусил его комарик. 
Лопнул шарик. 
Не беда Новый шар надую я. 

«До свидания, зоопарк!» — сказал Язычок и пошёл домой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: "Ошибки устной речи у детей 4 - 5 лет".

Родительское собрание«Ошибки в устной речи у детей 4 -5 лет»Чем и как занять ребенка дома или игры для детского ума.Ход мероприятия-Добрый день, уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в...

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"...

Родительское собрание: "Проблема взаимодействия детей с современными гаджетами"

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. Новые технологии активно вторгаются не только нашу жизнь, но и жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, планшеты, га...

Общее родительское собрание на тему «Информационная безопасность детей-дошкольников»

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей...

Родительское собрание "Профилактика нарушений речи у младших дошкольников"

Статья посвящена профилактике речевых нарушений у младших дошкольников....

Родительское собрание Проблемы игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей среднего дошкольного возрастаЗадачи:Формировать понятие родителей о возможности игры как средст...

Родительское собрание Тема: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Цель: Расширение представлений родителей о развитии речи детей раннего возраста через разные виды деятельности.Задачи: 1. Познакомить родителей с особенностями развития речи у детей раннего возр...