Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Сергеева Галина Николаевна

статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

«Чем больше мастерства в детской руке,

тем лучше речь у ребенка»

В.А.Сухомлинский

Развитие речи у детей: ключ к познанию мира через движение рук

Развитие речи – одна из важнейших задач в работе с детьми. Овладевая речью, ребенок учится осмысленно выражать свои мысли, обогащает свой словарный запас, приобщается к миру чтения и литературы, получает первоначальные представления о языке.

Современные специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей, единогласно отмечают стимулирующее влияние развития мелкой моторики рук. Еще в 1782 году выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков утверждал: «Естественное побуждение к действию над вещами у детей является основным средством не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

Исследователи, такие как Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова и М.М. Кольцова, подтверждают прямую связь между развитием моторики руки и речью ребенка. Именно поэтому выбранная мной тема представляется мне особенно актуальной.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи?

История человечества наглядно демонстрирует тесную взаимосвязь между движениями рук и речью. Первобытные люди общались с помощью жестов, где руки играли ключевую роль. Указывающие, очерчивающие, оборонительные движения составляли основу их примитивного языка. Лишь спустя тысячелетия развилась словесная речь.

С развитием человечества совершенствовались и движения пальцев рук. От поколения к поколению люди выполняли все более тонкую и сложную работу. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно такой же путь проходит и ребенок: сначала совершенствуются движения пальцев рук, и лишь достигнув определенной точности, начинается активное развитие речи.

Ранее считалось, что главным фактором развития речи является степень общения ребенка с окружающими взрослыми. Безусловно, это важно, но проведенные исследования и наблюдения показали, что уровень развития мелкой моторики рук напрямую коррелирует со степенью развития речи детей.

Особые периоды развития

В развитии ребенка существуют критические периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей среды и восприимчив к усвоению новой информации. Для развития речи таким периодом является возраст от 1,5 до 3 лет. О чудодейственных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки, и их наследие остается актуальным и по сей день.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, проекция кисти руки занимает значительную часть двигательной коры головного мозга, располагаясь в непосредственной близости от речевой зоны. Следовательно, для эффективного обучения ребенка речи необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и активно развивать движения пальцев рук.

Цель моей работы: развитие активной речи у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук

Для достижения наилучших результатов пальчиковые игры следует интегрировать во все виды детской деятельности. Их можно проводить в любом месте, как с использованием различных материалов, так и без них. Одной из главных задач при организации этих игр является пробуждение у детей искреннего интереса к предстоящей деятельности и формирование познавательной мотивации. Разнообразие форм и позитивный настрой стимулируют у ребенка желание участвовать в игре.

Наша работа по развитию мелкой моторики строится по принципу постепенного усложнения. Начинаем мы с пальчиковых игр, которые поначалу проводятся без речевого сопровождения. Это связано с тем, что даже самые простые действия руками, необходимые в повседневной жизни, могут вызывать затруднения у детей раннего возраста. Чтобы удержать их интерес к непростой деятельности и добиться желаемого результата, иногда требуется помощь и увлекательное вовлечение.

Игры с прищепками: ловкость и внимание

В нашей группе есть множество игр с прищепками, таких как «Развесь белье», «Чего не хватает», «Какого цвета?», «Подбери цвет к предмету», «Разноцветные крышки» и другие. Игровой формат и мотивация помогают детям справиться с непослушными прищепками и приносят им радость.

Шнурки и пуговицы: первые шаги к самостоятельности

Дети часто сталкиваются со шнурками, пуговицами и замочками на своей одежде и обуви, и эти элементы могут вызывать немало сложностей. В игровой форме, не торопясь, мы упражняем пальчики, закрепляем навыки и умения. Это закладывает основу для будущей самостоятельности и опрятности ребенка.

Бизиборд: мир открытий и исследований

Сколько всего интересного в мире! Что-то крутится, что-то открывается и закрывается. Взрослые не всегда разрешают трогать эти вещи, но с бизибордом можно всё! Ребенок учится применять нужную силу и сноровку, открывать и закрывать дверцы, и при этом все остаются довольны.

Ленточки и массажные мячи: координация и расслабление

Для развития координации движений рук и глаз, а также синхронности работы обеих рук, мы проводим игры со скручиванием ленточек кулачками и кончиками пальцев. Для этого в группе созданы пособия «Солнышко лучистое» и «Физкуб». Действия с ленточками имеют четкую мотивацию: например, с помощью «Физкуба» дети могут «поймать» рыбку для кота, а играя с «Солнышком лучистым», «подняться» к солнцу по его лучам. После активной работы руками детям предлагаются расслабляющие упражнения с массажными мячиками.

Песок и манка: тактильные ощущения и точность

Для расслабления мышц кисти также отлично подходят игры с песком или манкой. Детям доставляет удовольствие перебирать сыпучие материалы, собирать их в кулак или просеивать сквозь пальцы, рисовать. Можно предложить и более точные задания: пересыпать манку маленькой ложкой в стаканчик или искать «подарок» для собачки в песке. Такие игры обычно очень увлекают детей.

Тантамарески и пальчиковые дорожки: развитие ловкости пальцев

На следующем этапе мы переходим к более сложным упражнениям, задействующим не всю кисть, а лишь отдельные пальцы. Это требует значительных усилий. Сначала дети учатся просто передвигать пальчики по дорожкам. Затем им предлагают тантамарески в виде различных животных, и более сложный вариант – изобразить их движения: как прыгает заяц, неспешно идет медведь, бежит собачка. Тем, у кого эти упражнения получаются, предлагается сопровождать их словами или короткими песенками («Я иду, весело пою…», «Побежали ножки по узенькой дорожке… Топ, топ, ножкой топ»).

Такие упражнения комплексно развивают мелкую моторику, речь, мышление, внимание, память и воображение.

Разминка для рук: подготовка к творчеству

Перед пальчиковыми играми с речевым сопровождением важно подготовить руки детей, сделать их более послушными. Для этого мы проводим небольшие разминки с предметами и без них. В ходе разминки равномерно нагружаем пальцы обеих рук, отрабатываем более сложные движения («Замочек», «Ножки» и др.), которые могут встретиться в предстоящей деятельности.


Пальчиковые игры: ключ к развитию речи и творческого потенциала детей

Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это не просто развлечение, а мощный инструмент, пробуждающий в детях творческое начало. Когда стихи сопровождают движения пальцев, информация усваивается быстрее, а сами движения становятся более ритмичными и увлекательными. Каждый пальчик оживает, превращаясь в самостоятельный образ, и каждое упражнение становится частью захватывающей истории. Представьте: вот прилетела маленькая птичка, мы кормим ее крошками и поим водичкой.

Даже знакомая с детства игра «Сорока-белобока» может заиграть новыми красками с использованием простых атрибутов. Резиночки с глазками, надетые на пальчики, превращают детские ручки в стайку птенцов, а рука педагога становится мудрой сорокой. Птенцы просят кушать, открывая клювики, а сорока заботливо их кормит – и все это под знакомые слова потешки.

Перед началом игры мы обязательно обсуждаем ее сюжет с детьми, стараясь не перегружать их сложными задачами сразу.

В процессе пальчиковых игр мы используем разнообразные упражнения:

  • Для кистей рук: Эти игры, как правило, просты и не требуют тонкой моторики. Они отлично развивают способность к подражанию.
  • Условно-статические упражнения для пальцев: С помощью пальцев мы создаем образы различных живых существ.
  • Динамические упражнения для пальцев: Эти игры учат детей сгибать и разгибать пальцы, а также противопоставлять большой палец остальным. Все эти упражнения обязательно сопровождаются речью.

Пальчиковый театр неизменно вызывает у детей бурю положительных эмоций. Чтобы герой ожил на руке, пальчики должны быть сильными, прямыми и послушными – готовыми в нужный момент согнуться или покачаться. Но детям так нравится видеть, как их пальчики превращаются в сказочных персонажей! Они с удовольствием повторяют за воспитателем или даже самостоятельно произносят слова любимых сказок. Игры с пальчиковым театром стимулируют воображение, развивают коммуникабельность и интерес к творчеству. Они помогают преодолеть застенчивость, способствуют развитию речи, памяти и внимания.

Практика показывает, что дети с большим энтузиазмом включаются в пальчиковые игры. Они начинают лучше слышать воспитателя, повторять за ним движения, а некоторые даже осваивают знакомые упражнения самостоятельно. Словарный запас детей обогащается новыми потешками, стишками и песенками, повышается их речевая активность. Дети учатся совместно с воспитателем разыгрывать небольшие сценки из знакомых сказок с помощью пальчикового театра, а движения их рук становятся более скоординированными и точными.

Таким образом, пальчиковые игры являются мощным стимулом для развития речи и формирования радостного, теплого, эмоционального общения. Кроме того, развитие мелкой моторики напрямую влияет на навыки самообслуживания, продуктивную и двигательную деятельность, а также способствует развитию умственных способностей и различных психических процессов.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Мелкая моторика и координация движений рук – это система разнообразных дв...

Игровое дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук «Познаю мир руками» для детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики это  одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, речью ребенка, пис...

Статья:Развитие мелкой моторики и ее влияние на речь детей в дошкольном возрасте.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве...

Мастер -класс «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста».

Повышение профессиональной  компетентности родителей в вопросах мелкой моторики в домашних условиях.....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста»

Цель консультации -  познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развития у детей младшего дошкольного возраста....