Консультация для родителей старшего дошкольного возраста: «Русская народная сказка воспитывает культуру в сердце ребёнка».
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Консультация для родителей старшего дошкольного возраста: «Русская народная сказка воспитывает культуру в сердце ребёнка».
Выполнила:
вспитатель
Борисова Т.Н.
Дзержинск, 2024г.
Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими, другими словами.
Язык сказки доступены ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве. " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.
Слушая сказки, ребенок узнает взаимоотношение людей, повадки зверей, учится верить в силу правды и справедливости, что очень важно в нравственном и духовном развитии ребенка.
Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими героями сказки. Учит детей жизни, и показывает, что хорошо и что плохо. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.
Сказки развивают мышление, внимание, фантазию и память. Повторяющие из сказок троекратные фразы, любят при чтении добавлять окончания фраз почти все дети, им нравятся песенки и небольшие стишки героев сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка и его нравственности, развивает речь и творческие способности.
Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине
Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей. Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.
Так как сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Рассказывать сказки лучше наизусть по памяти. При таком «чтении» хорошо достигается вербальный контакт с детьми.
Сказочные произведения большего объёма можно читать по книге. Необходимо также в момент чтения упомянуть о бережном и аккуратном обращении с книгой.
Полнота восприятия сказки во многом зависит от того, как она прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жесты.
Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его. Рассказывать сказку надо неоднократно. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают.
Особую роль в ознакомлении с русскими сказками играет наглядность. Иллюстрации помогают лучше понять содержание, побуждают вспомнить текст, узнавать и характеризовать героев, рассказывать о событиях, что способствует развитию связного высказывания, восстановить в памяти и речи последовательность событий.
Опираясь на наглядный материал, дети направляют свои усилия на запоминание выражений, ярких образных слов и стараются их употреблять в речи. Как часто мы говорим ребёнку, запомни, и не учим, как это сделать; расскажи, а не уточняем о чём; придумай, а не говорим, как. А если немного помочь подтолкнуть к действию, обыграть ситуацию, то обучение станет понятным, доступным, интересным.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. На основе анализа сказок и других фольклорных произведений в единстве его содержания и формы, а также в активном усвоении средств выразительности, дети овладевают способностью передавать в образном слове определённое содержание. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
На протяжении всего дошкольного детства необходимо развивать в детях способность вслушиваться в речь и воспроизводить её. Для активизации высказываний интересны задания, требующие работы чувств и мыслей. Прочитав сказку, хорошо задавать, например, такие вопросы: «Подумайте, о ком вам хочется говорить, прежде всего, и почему?», «Какой отрывок хотелось послушать еще раз?», «Чем взволновала вас сказка?», «Какие слова, выражения запомнились, и их хочется повторить?».
Во время рассказывания сказок обязательно нужно обращать внимание на жанр, образность языка (повторы, зачин, сравнения, эпитеты), учить понимать отличия сказки от других жанров.
В диалогической беседе родители могут обсудить с детьми задуманное, проанализировать поведенческий характер главного героя, его поступки и оценить их. Дети любят рисовать героев любимых сказок, а рисовать вместе с родителями – удовольствие вдвойне.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Список литературы:
- Шорыгина Т.А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.
- И. Зимина «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» №1 - №5 2005 год;
- Н. Исаева «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» №7 2012 год;
- О. Потаповская «Духовно-нравственное воспитание детей и родителей» №1 2006год;
- Г. Фигдор «Сказка и психическая переработка душевных конфликтов» №1 2007 год;
- О. А. Шорохова «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М., 2006.;
- Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год
- М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2003г.
- О.П. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». С-П., 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Русская народная сказка "Маша и медведь".
Интегрированное занятие по развитию речи в разновозрастной группе (1.5-4 г.) На занятии осуществляется интеграция следующих образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество ...

Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Русская народная сказка «Рукавичка»
Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Русская народная сказка «Рукавичка»...

консультация для родителей старшей " А " группы " Русская народная сказка как средство нравственного воспитания ребенка"
Данная консультация предназначена для родителей и направлена на то, чтобы помочь родителям...

Конспект ООД по "Социокультурным истокам" Старший дошкольный возраст Русская народная сказка "Сивка - бурка".
Данный конспект был разработан и проведен мной в рамках фестиваля по "Социокультурным истокам" на базе МБДОУ "ЦРР- детский сад №20 "Сказка"....

презентация для детей старшего дошкольного возраста "Русская народня сказка"
Презентация знакомит детей старшего дошкольного возраста с видами русских народных сказок....

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты. Народный оркестр».
Цель: расширение музыкального кругозора детейЗадачи:Познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;Учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, в...
