Консультация для родителей: " Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста "
консультация (младшая группа)

Ткачёва Олеся Сергеевна

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Она воспитывается с раннего возраста.  Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас не знакомо стремление ребенка к самостоятельности? «Я сам», — говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_samost-sti_v_samoobsluzhivanii.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитываем у малышей самостоятельность в самообслуживании».

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.

        Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботы взрослых и постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.

Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создает предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Что дети должны научиться делать самостоятельно:

Дети младшего возраста должны уметь:

- мыть руки, засучивая рукава;

- мыть лицо, не разбрызгивая воду;

- правильно пользоваться мылом;

- не мочить одежду;

- сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место;

- одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;

- замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

- своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

- пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

- правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;

- убирать игрушки в определенное место.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании:

        В умывании:

- устойчивая подставка под ноги;

- постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика;

- отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;

- удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи).

Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании:

        В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», С. Капутикян «Кто скорее допьет» и др., а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела».

        Рекомендуем разучить с детьми следующие стихи:

З. Александрова «Что взяла, клади на место»:

        Это Оленьке известно,

        Что взяла клади на место!

        Только девочка мала,

        Забывает, где взяла.

        На кроватку ставит кружку,

        На паркет кладет подушку.

        Прячет ботики в буфет,

        Все на месте или нет?

        Если мама промолчала,

        Надо делать все сначала:

        На буфет нести подушку

        Сунуть ботики в кровать

        Кажется, не так опять?

        Оля смотрит виновато:

        Нет, стояло все не там…

        Помогите ей ребята

        Все расставить по местам.

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» и др.

        Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.

        Кому из нас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности «Я сам» говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его. Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работу, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «Я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п.

         Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить место для хранения носков, платков, постоянное и удобное место для полотенца и т.д. Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным.

        Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от  ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды.

        Обучая детей тем или иным действиям, наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например: полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол; чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед  (застежка, метка, вышивка).

        Желательно, чтобы показ действий и попытка детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстро усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

        Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием, ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом и лицо.

        Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

        В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно.

        В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем,  как ребенок ест, умывается, одевается. Педагог показывает родителям на кукле порядок умывания, объясняя, почему это делается так, а не иначе. Можно продемонстрировать родителям дидактические игры «Уложим куклу спать», «Кукла Маша умывается», «Кукла проснулась».

        Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Чаще применяйте положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще можно научиться.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

        Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

        В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.«Я сама» И. МуравейкаДавай будем одеваться…Я сама! Я сама!Пойдем, будем умываться…Я сама! Я сама!Ну идем, х...

Консультация для родителей Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с...

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные ...

Консультация для родителей - воспитание самостоятельности у детей младшего возраста

Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в резул...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»

Консультация для родителе«Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»...

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста"

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста"...