Портрет первоклассника
статья (подготовительная группа)

Полесовщикова Наталья Александровна
Психолого-педагогический портрет первоклассника включает следующие характеристики:
  1. Личностное развитие:
  • осознаёт, как вести себя со взрослыми и сверстниками;
  • может заниматься, учиться, а не только играть;
  • стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;
  • проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности;
  • может оценивать свои поступки;
  • стремится к личным достижениям.
  1. Организация деятельности:
  • может сосредоточенно выполнять задания в течение 10–15 минут;
  • при неудачах принимает помощь взрослых;
  • воспринимает инструкцию и по ней выполняет действие;
  • может планировать свою деятельность;
  • выполняет задания до конца, умеет оценить качество своей работы;
  • самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе.
  1. Общее развитие:
  • имеет элементарный запас сведений о себе, семье, быте;
  • имеет элементарный запас сведений об окружающем мире;
  • высказывает свои суждения, делает элементарные логические выводы;
  • находит общие и различительные признаки предметов, явлений;
  • наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи;
  • активно воспринимает новую информацию;
  • понимает смысл и последовательность событий.
  1. Развитие внимания и памяти:
  • удерживает внимание в течение 10–15 минут, не отвлекаясь;
  • переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;
  • может запомнить десять не связанных между собой слов при 3–4 кратном повторении;
  • может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их;
  • после нескольких повторений запоминает стихотворение в 4–8 строк.
  1. Речевое развитие:
  • правильно произносит звуки родного языка;
  • может выделить звук в начале, середине и конце слова;
  • обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие;
  • правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения;
  • передаёт в интонации различные чувства.
  1. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации:
  • срисовывает простые геометрические фигуры, соблюдая размеры, соотношения;
  • копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов;
  • находит часть целой фигуры, конструирует по образцу;
  • дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу;
  • дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;
  • классифицирует фигуры по форме, размерам и другим признакам;
  • различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости
  1. Развитие движений и пространственная ориентация:
  • уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, застёгивает и расстегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и раздевается, шнурует ботинки);
  • хорошо ориентируется в пространстве;
  • хорошо манипулирует мелкими деталями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_got_shk.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28»

1 КЛАСС ЧЕРЕЗ ГОД, НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ

Время пролетит незаметно, и наступит 1 сентября, когда вы за ручку приведёте малыша в 1 класс. Но, к счастью, в запасе ещё имеется время, чтобы при необходимости дать ребёнку те навыки и знания, которые ему понадобятся в первом классе.

Что должен уметь будущий первоклассник?

Вот какие базовые знания и навыки будущего первоклассника очень важны при поступлении в начальную школу.

  • Умение ориентироваться во времени и пространстве. Время: утро, день, вечер, ночь; дни недели; месяцы; сезонное деление. Пространство: вперёд, назад, вправо, влево, около, между, над, под.
  • Знание букв алфавита, но при этом ребёнок не обязан уметь читать (программы начального обучения этого не просят – в школе научат).
  • Навыки счёта от 0 до 10 на уровне бытовых ежедневных операций – «Дай мне три конфеты или положи четыре салфетки». Также умение оперировать понятиями «больше», «меньше», «равно».
  • Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник, умение их определять в окружающих вещах и предметах.
  • Знание стихов, сказок, загадок по возрасту.
  • Умение составить рассказ по картинке.
  • Начальные знания о природе: природные явления, растения и животные, птицы своего региона.
  • Умение выполнять задание по образцу.
  • Умение выделять общее и разницу, обобщать по классифицирующему признаку, определять лишнее.
  • Умение одеваться и обслуживать себя.
  • Уметь вырезать ножницами простые фигуры по контуру, делать аппликации, лепить из пластилина, штриховать.

Чем заняться с ребёнком перед школой?

  • Приучайте вашего дошкольника к соблюдению режима: важно ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.
  • Формируйте навыки самостоятельности: убирать игрушки, застилать постель, протереть мебель от пыли, накрыть на стол, одеваться на прогулку.
  • Научите вашего дошкольника точно называть фамилию, имя и отчество родителей, а также домашний адрес.
  • Больше читайте и занимайтесь творчеством. Не нужно учить ребёнка читать, оставьте этот процесс учителю. Но прочитанные вместе с родителем сказки, стихотворения, рассказы формируют позитивное отношение непосредственно к чтению. Творческие же занятия развивают мышление и фантазию, а также способствуют развитию мелкой моторики.
  • Присмотритесь к одному из подготовительных курсов. В случае если ребёнок не ходит в детский сад, это особенно актуально. На подготовительных занятиях малыш не только получит знания и приобретёт необходимые навыки, но и привыкнет к школьной обстановке, получит представление о том, что такое урок, класс, привыкнет к дисциплине в детском коллективе.
  • Не забывайте о физических нагрузках и спортивных играх. Используйте прогулки на свежем воздухе для адекватной физической активности – бег, прыжки, игры с мячом, катание на самокате, велосипеде, роликах; катание на лыжах и коньках в зимнее время.

Позитивный образ школы

Готовя вашего ребёнка к переходу в новую социальную роль младшего школьника, стоит обратить внимание на то, как сформировать позитивный образ школы у ребёнка. Это действительно необходимо, потому что правильное отношение и ожидания помогут успешно адаптироваться к процессу обучения и интегрироваться в коллектив.

Многие дошкольники достаточно насторожённо относятся к перспективе пойти в первый класс – этому иногда способствуют неуместные замечания взрослых или рассказы о школе старших братьев, сестёр, друзей. Важно обсудить будущее обучение с ребёнком, выяснить, есть ли страх перед школой, чего именно опасается ваш малыш. Среди обычных страхов дошкольников отмечают:

  • личность учителя. Ребёнка волнует, не будет ли учитель слишком строгим, не будет ли обижать его?
  • детский коллектив. Новое и неизведанное всегда вызывает некоторую насторожённость, поэтому перспективу нового коллектива ребёнок воспринимает с опаской;
  • отказ от игр и игрушек. Нередко дети думают, что если они пойдут в школу, то им больше будет нельзя или некогда играть;
  • перемена в распорядке дня, отсутствие прогулок и приятного времяпрепровождения с родителями;
  • знания. Да-да, некоторых детей беспокоит учебный процесс, достаточно ли ребёнок знает и умеет.

Перечисленные детские страхи игнорировать нельзя. А вот развеять их можно достаточно легко.

  1. Расскажите малышу о своём первом учителе и эмоциях, которые вызывал этот образ. Не стоит приукрашать образ будущего педагога – учитель должен поддерживать порядок в классе, поэтому настройте будущего первоклассника на правильное поведение в школе и на уроках. Расскажите, что учителями начальных классов становятся люди, которые любят детей и свою профессию.
  2. Хорошо, если в новом коллективе с вашим ребёнком будут учиться уже знакомые ему дети из детского сада или приятели по играм во дворе. Если коллектив будет абсолютно незнакомым, то объясните малышу, что каждый ребёнок в классе будет тоже чувствовать себя новеньким, что не мешает всем познакомиться и подружиться.
  3. Ни в коем случае не говорите дошкольнику, что в школе не останется времени на игры: «Начнёшь учиться – и об игрушках думать будет некогда!» Наоборот, поведайте ребёнку, что если он будет соблюдать режим и слушать на уроке учительницу, то останется достаточно времени для игр дома. Это же касается и страха об отсутствии прогулок: кто умеет слушать и слышать, тот быстрее справляется с заданиями.

Подготовил: педагог-психолог Полесовщикова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет первоклассника.

консультация для родителей...

Буклет "Портрет первоклассника"

В буклете представлены основные показатели развития дошкольника 6-7 лет....

портрет первоклассника

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА...

Портрет первоклассника

Краткая психолого-педагогическая характеристика будущегот первоклассника....

Памятка для родителей "Портрет" первоклассника, не готового к школе"

laquo;Портрет» первоклассника, не готового к школе:чрезмерная игривость; недостаточная самостоятельность; импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность и др....

На пороге школы.Портрет первоклассника

Презентация "Портрет первоклассника"...

Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»

В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебник...