Развитие творческих способностей ребенка.
консультация (старшая группа)

Писарева Ирина Витальевна

Консультация для родителей старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей в старшей группе.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, кому небезразлична судьба своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети смогли достичь желаемого.

Однако кто может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо виде творчества?

Мало кто из родителей задумывается над этим, большинство из родителей считает, что именно они лучше всех других могут знать, каким должен вырасти их ребенок. То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребенка, но зачастую и просто игнорируются, родители в лучшем случае не замечают.

Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.

1. Ознакомление родителей с терминологией.

 «Воображение - это свойство человеческого разума, позволяющее нам как воспроизводить образы предметов и явлений, которые мы прежде ощущали, так и конструировать для себя отрезки реальности, которые мы никогда и никак не воспринимали».

Воображение - это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Самый благоприятный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгие время обучение детей строилось на основе действия ребенка образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает,  развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике - е способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

«Творчество - это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумевать как преобразования в сознании и поведении объекта, так и порождаемые им, но отчуждаемые от него продукты»*.

Процесс творчества обусловлен особым видом мыслительной деятельности - творческим мышлением. Способность человека к творческому мышлению называют креативностью.

Креативность (от лат. «созидание»): творческие возможности (способности), которые могут проявиться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; характеризующие личность в целом и (или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процессы их созидания.

«Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубин), проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (Торранс).

Способность к творчеству (креативность) предполагает способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

2. Анализ возрастных особенностей, обуславливающих возможность творческого мышления.

Дети при поступлении в школу должны уметь следовать инструкциям взрослого. Исследования показывают, что креативный потенциал даже у шести - семилетнего ребенка значительно выше, чем у взрослого. Но вместе с тем важно не только наличие творческого потенциала, но и умение им пользоваться, иначе оно не обеспечит ребенку реальных творческих достижений в будущем.

Поэтому и педагогам, и родителям нужно стремиться стимулировать мотивацию ребенка к проявлению творчества, создавать условия для процесса творческого мышления, создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, которым сопровождается процесс создания нового в любом виде деятельности. Поэтому уже сейчас хочется предупредить родителей о том, что в отношении своих детей нужно следовать девизу: «Инициатива не наказуема».

Внешние проявления творческого развития многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие речи и мышления, как ранняя увлеченность музыкой, рисованием, чтением, счетом, как любознательность ребенка, как его исследовательская активность.

Конечно, процесс творчества, являясь высшей степенью развития воображения, для детей дошкольного возраста еще не всегда подвластен. Но создавать условия для развития творческого мышления нужно уже в старшем дошкольном возрасте, иначе инициатива не возникнет, она будет загублена в последующие годы. Даже такие простые предложения со стороны взрослого смогут способствовать созданию условий для развития творческого мышления:

  • Попробуй по-другому ответить на этот вопрос.
  • Попробуй придумать свое окончание сказки.
  • Дорисуй картинку, чтобы получилось что-нибудь новое.
  • Попробуй придумать свое решение этой задачи.

Чем больше творческих действий будет совершать ребенок, тем существенней рост креативности. Это способствует появлению >" него таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность з творчестве.

Условия, стимулирующие развитие творческого мышления:

  • ситуации незавершенности способствуют развитию открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
  • разрешение и поощрение множества вопросов;
  • стимулирование ответственности и независимости;
  • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах;
  • внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.

Развитию креативности ребенка препятствуют следующие черты взрослых:

  • боязнь риска;
  • стремление к успеху во что бы то ни стало;
  • жесткие стереотипы в мышлении и поведении;
  • неодобрительные оценки воображения, фантазий, исследований;

преклонение перед авторитетами.

Согласно концепции развития способностей детского психолога Леонида Абрамовича Венгера, целостный процесс умственного развития ребенка включает в себя, наряду с развитием мышления,  развитие творческих способностей.

К действиям воображения относятся следующие (даны в последовательности их формирования у детей):

  • действия опредмечивания, когда ребенок на основе одной детали может создать целостный образ предмета действительности;
  • действия «детализации», когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями;
  • действия «включения», когда видимый предмет становится лишь частью созданного их воображением образа.

Последний вид действий формируется к старшему дошкольному возрасту.

 3. Педагогический всеобуч.

Наследственный потенциал не является показателем будущей творческой продуктивности. Степень превращения творческих импульсов ребенка в творческий продукт зависит от влияния родителей и других взрослых в детском саду и дома.

Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка уже в дошкольном возрасте. Учеными замечено, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери - на творчество мальчиков. Исследователи считают, что когда отцы проявляют больше «женских» свойств, а матери - больше «мужского», то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Но родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности, должны дать место творчеству и в собственной жизни.

Восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример. Родителям стоит учитывать результаты медицинских и психологических исследований, позволяющих выявить в ребенке наибольшую развитость левого полушария мозга, отвечающую за рационально-логические процессы, и правого, отвечающего за интуицию. Ученые доказывают, что необходимо понимать творчество комплексно, то есть понимать, что процесс творчества зависит от знаний и навыков, которыми «руководит» левое полушарие мозга.

Воспитатель предлагает родителям воспользоваться рекомендациями, разработанными психологом Дэвидом Льюисом.

На основании изучения опыта семей, где имеются одаренные дети, Дэвид Льюис составил список утверждений, которые показывают удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития детей.

Родителям обычных детей, желающим видеть своего ребенка личностью, желающим воспитать в ребенке любовь к творчеству, к созданию новых идей и решений, нужно ознакомиться с этим списком и выбрать для себя основные, отражающие собственное отношение к процессу творчества ребенка рекомендации.

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
  8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
  10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
  12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
  13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  17. Я регулярно читаю ребенку.
  18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
  22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
  23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
  24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
  25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  1. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
  2. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  3. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
  4. В занятиях ребенка я нахожу что-то достойное похвалы.
  5.  Я не хвалю его беспрестанно и неискренне.

31.   Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

32.   Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

33.   Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.

34.   Я помогаю ребенку быть личностью.

35.  Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

36.   Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».

 37.  Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

38.  Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

39.   Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую

взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не

уверен в позитивном конечном итоге.

Дэвид Льюис считает, что родителям полезно познакомься с этими утверждениями и предполагает, что если родители гласны с 20% из предложенных утверждений, то над остальными стоит еще подумать. Но если родителей устраивают полностью или хотя бы на 90% эти утверждения, то им следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.

Последние десятилетия привнесли ряд существенных изменений как в жизнь людей в целом, так и в развитие детей в частности.

Увеличился поток информации, появилась необходимость постоянно обновлять знания, жизненный опыт. Опыт же старших поколений перестает быть определяющим фактором в социализации формирующейся личности. Успешность адаптации личности с постоянно изменяющейся окружающей среде будет зависеть от того, как личность может адекватно оценивать свои возможности и как может самоизменяться в соответствии с возникающими обстоятельствами.

Поэтому очень важно, чтобы у ребенка вырабатывался внутренний стимул к движению вперед. С этой целью замечательно справляются учреждения дополнительного образования, способствующие развитию у дошкольников и школьников заинтересованности в познании себя, выявлению природных задатке и способностей. Усилия педагогов поддерживаются собственными  умениями ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительной деятельности

В данной презентации представлена методика диагностики уровня овладения изобразительной деятельность детей раннего возраста ....

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка"

Автором представлен материал для родителей о влиянии музыки на творческое развитие дошкольников....

Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».Пабло ПикассоПочему дети рисуют? – Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рис...

Развитие творческих способностей ребенка

Развитие творческих способностей ребенка...

«Проектный метод как средство развития творческих способностей ребенка»

АннотацияРодители при выборе игрушки для своего ребенка не могут точно знать,  насколько игрушка соответствует уровню развития ребенка. Иногда творчество, изобретение своей игрушки, может принест...