Традиции жизни группы, как условие успешной социализации дошкольников
консультация
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции жизни группы, как условие успешной социализации дошкольников
Социально-личностное развитие дошкольника, формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания- процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен по времени. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию.
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Способность к построению отношений, коммуникативные навыки с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений в семье и в детском саду является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствии среди людей на протяжении всей жизни. От того, как проходит социализация и
адаптация ребенка в детском обществе, зависит последующий путь социального и личностного развития человека.
Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми. Смена кружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности.
Многолетний опыт работы по социализации и адаптации ребенка в дошкольной организации показал, что одним из эффективных условий успешной социализации дошкольников, поддержания и развития благоприятной групповой атмосферы является создание традиций в жизни детей в стенах ДОО.
Ритуалы и традиции способствуют развитию у ребенка чувства сопричастности сообществу людей, помогают освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события, формируют коммуникативные умения. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие вместе с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти, и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.
Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становиться более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена, прежде всего, на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. Важно заложить традиции взаимного уважения, терпимости, доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга.
Как же создаются традиции? Традиции можно придумать самим. А можно за основу взять ситуацию, которая получилась сама собой: покалядовали, затем пригласили в гости, устроили совместный праздник. Почему бы не сделать это традицией? Главное, обряды должны доставлять радость всем. Можно традиции заимствовать: (в гостях у детского сада) – увидели или поучаствовали в каком-то веселом занятии («Расскажи мне обо мне»).
В группах детского сада есть уже прочно сложившиеся традиции. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели.
Традиция- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Педагоги совместно с родителями организовывают «Новоселье группы».
В этот день, заведующий детского сада в сопровождении родителей поздравляет педагогов и детей с новосельем и желает им здоровья, радости, светлых и радостных дней жизни в новой группе. Особое место на празднике новоселья отводится поздравлениям и подаркам.
Еще одна групповая традиция – «Гость группы». Она позволяет устанавливать в группе доброжелательную, доверительную атмосферу; способствует сближению детей, родителей и педагогов; создается хороший эмоциональный настрой и обстановка совместного творчества.
«Встреча с интересными людьми» – эта групповая традиция тоже активно используется нашими педагогами.
Одной из интересных и нужных форм является традиция-ритуал «Утро радостных встреч», цель которой: обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками. Проводится в понедельник после выходных дней, проведённых дома, в семье. После завтрака воспитатель с детьми рассказывают друг другу о том, как они провели эти дни, делятся впечатлениями и переживаниями. Утренний ритуал приветствия можно проводить с опорой на игру или стишок.
В остальные дни недели в группах проводится общегрупповой ритуал утреннего приветствия. Педагог собирает детей в круг, используя игровой метод, художественное слово, музыкальное сопровождение. В кругу дети приветствуют друг друга, обсуждают планы на предстоящий день. В конце каждого дня до или после вечерней прогулки педагоги предлагают детям собираться в «круг хороших воспоминаний», где ребята могут поговорить о хорошем, вспомнить все положительные моменты сегодняшнего дня.
Один из самых главных и важных праздников в жизни каждого ребенка – это, конечно же, день рождения. В такой день ребенок должен почувствовать себя особенным, получить от одногруппников и педагогов море внимания и улыбок. В каждой группе воспитателями выработаны единые сценарии, которыми поздравляют именинников.
«Почитай мне перед сном».
Цель: прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать и бережное отношение к книгам.
«Семейная мастерская»
Каждый год родители вместе с детьми делают совместные работы по теме «Лето», «Зимние поделки», “Осенние поделки”.
Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.
Занятия своим делом за общим столом.
Дети могут заниматься разной деятельностью за одним столом: каждый будет лепить, строить, рисовать что-то свое, так как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у вас идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и взаимоприятного бесконфликтного общения также способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.
«Круг хороших воспоминаний»
Обсуждение, мысленное возвращение к прошедшему дню и слушание рассказа воспитателя о том, как положительно отличился каждый из них. Педагог предлагает всем вспомнить, что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня. После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребенке, таким образом каждый ребенок услышит про себя что-то положительное, и все остальные услышат, что у всех есть какие –то достоинства.
Цель: создавать в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у отдельных детей.
«Чистая пятница»
Совместный труд детей и воспитателя, наведение порядка в группе перед выходными.
Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде.
Праздники.
Традиционными общими праздниками являются: «Осенины», «Масленица», встреча весны. Общегражданские праздники: «Новый год», «День защитника Отечества» (23 февраля), «Международный женский день 8Марта». Также детям старшего дошкольного возраста предлагают различные профессиональные праздники, международные праздники и акции экологической направленности (Всемирный день земли, Всемирный день воды, Международный день птиц), «Бессмертный полк в детском саду», «Открытка солдату СВО», «Святое Белогорье против детского рака», международные праздники социальной направленности (Всемирный день улыбки, всемирный день «спасибо» и т.п.) -по выбору педагога.
Планируются также совместные досуговые события с родителями: концерты, выставки семейного творчества, спортивные праздники.
Таким образом, традиции жизни группы позволяют педагогам создать условия для психологического комфорта и успешной социализации детей в обществе, последовательно и всесторонне включить ребенка в общество, эмоционально и позитивно усвоить общественные нормы и ценности, сформировать собственную активную позицию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха (педсовет)
Организация единой слухоречевой среды как условие успешной социализации дошкольников с нарушением слуха+ презентация (педсовет)....

Работа с семьей как условие успешной социализации дошкольника
Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Перед педагогами и психологами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема:...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
1.1 Современные требования к дошкольному образованию Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность л...

Консультация для родителей: «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»
Как скучно, нудно, порой невыразительно говорят некоторые люди, как непочтительно относятся к родному языку, не соблюдая элементарных правил грамматики....

Взаимодействие с семьёй как условие успешной социализации дошкольников
из опыта педагогической деятельности в ДОУ, формы и методы работы с родителями....

«Дидактические игры как условия успешной социализации дошкольников».
Выступление на городском методическом объединении по теме: «Игровая деятельность как условие успешной социализации дошкольников» для педагогов дошкольных образовательных учреждений Нижнека...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...
