Язык поведения: что хочет «сказать» ваш ребенок своим непослушанием?
консультация
Язык поведения: что хочет «сказать» ваш ребенок своим непослушанием?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык поведения: что хочет «сказать» ваш ребенок своим непослушанием?
Уважаемые родители, представьте на минуту, что ваш ребенок — иностранный гость. Он приехал из страны, где нет слов, а все общение строится на жестах, действиях и эмоциях. Он пытается что-то донести до вас, но вы не понимаете. Он показывает пальцем — вы не реагируете. Он тихо плачет — вы не слышите. И тогда он начинает кричать, разбрасывать вещи, топать ногами. Это отчаяние. Это единственный известный ему способ быть услышанным.
«Плохое» поведение — это и есть такой крик на своем, поведенческом, языке. Это не попытка манипулировать вами (понятие манипуляции слишком сложно для детского мозга), а сигнал о неудовлетворенной потребности, крик о помощи или единственный доступный способ справиться с переполняющими чувствами.
Давайте научимся переводить этот язык.
Словарь «языка поведения»: расшифровываем послания
Вот самые частые «фразы» на этом языке и их перевод.
1. «Я в истерике! Я не справляюсь с этими чувствами!»
Как выглядит: Ребенок падает на пол в магазине, кричит, не может успокоиться, может драться или кидаться вещами. Часто происходит на фоне усталости, голода или перевозбуждения.
Перевод: Незрелая нервная система ребенка не выдерживает накала эмоций — будь то злость из-за запрета, разочарование или просто усталость. Он не «строит из себя шоу», он действительно не может остановиться. Его мозг захвачен страхом и паникой, и логика в этот момент недоступна.
Что ответить:
· Не читайте нотации. В шторм не учат правила плавания.
· Обеспечьте безопасность и контакт. Постарайтесь обнять, увести в спокойное место. Если он отталкивает, просто будьте рядом.
· Помогите назвать чувство. Спокойно скажите: «Я вижу, как ты сильно злишься. Тебе обидно, что я не купила конфету. Это нормально — злиться».
· Дождитесь, когда шторм утихнет. Только после успокоения можно обсудить произошедшее.
2. «Обрати на меня внимание! Мне не хватает тебя!»
Как выглядит: Ребенок капризничает, «лезет на голову», когда вы разговариваете по телефону, ноет, без конца перебивает, делает то, что запрещено, прямо у вас на глазах.
Перевод: Для ребенка быть незамеченным — страшно. С точки зрения его древнего мозга, одиночество равно опасности. Если он не получает позитивного внимания (игры, объятия, разговор), он будет добиваться любого — даже негативного. Крик и замечание для него лучше, чем тишина и игнор.
Что ответить:
· Профилактика. Регулярно наполняйте «эмоциональный резервуар» ребенка 15-20 минутами качественного времени наедине, без гаджетов и дел.
· Обозначьте свое внимание. «Я очень хочу с тобой поиграть, но мне нужно 10 минут, чтобы дозвониться. А потом мы обязательно построим эту крепость. Договорились?»
· Покажите альтернативу. «Подойди ко мне, обниму, и мы вместе посмотрим, сколько минут осталось. А пока можешь порисовать тут рядом».
3. «Я расту! Мне нужна самостоятельность и право выбора!»
Как выглядит: Упрямство, постоянное «нет!», «я сам!», протест против привычных ритуалов (не хочет одеваться, есть сам, убирать).
Перевод: Это не вредность, а важнейший этап сепарации. Ребенок осознает себя как личность, отдельную от мамы. Его задача — проверить границы своего «Я», заявить о своих желаниях. Это признак здорового развития.
Что ответить:
· Предоставьте право выбора в мелочах. «Надеть на прогулку штаны или комбинезон?», «Съесть яблоко или банан?». Выбор дает ощущение контроля.
· Уважайте его «нет». Если дело не принципиально, иногда можно уступить. «Хорошо, сегодня мы не будем надевать эту шапку, выберем другую».
· Превращайте обязанности в игру. «Кто быстрее уберет игрушки — ты или я?», «Давай попробуем надеть сапоги с закрытыми глазами!».
4. «Мне страшно, я тревожусь, мир кажется непредсказуемым»
Как выглядит: Поведение, которое вы называете «капризным» или «неуправляемым», часто обостряется в периоды перемен: поход в садик, рождение второго ребенка, переезд, ссоры между родителями. Может сопровождаться возвращением к более ранним моделям поведения (энурез, сосание пальца).
Перевод: Ребенок через поведение показывает свою тревогу. Он не может сказать: «Мама, я боюсь, что ты меня больше не любишь» или «Я переживаю, что в садике меня бросят». Вместо этого он «цепляется» за вас, становится плаксивым, агрессивным или замкнутым.
Что ответить:
· Восстановите предсказуемость. Четкий режим дня и ритуалы (сказка перед сном, объятия после садика) создают ощущение безопасности.
· Говорите о чувствах, в том числе о своих. «Я знаю, что ты переживаешь из-за садика. Я тоже иногда волнуюсь на новой работе. Но мы справляемся».
· Давайте больше тактильного контакта. Объятия, поглаживания по спине перед сном — это прямой сигнал нервной системе: «Все в порядке, ты в безопасности».
Практикум для родителей: «Переводчик» с детского
В следующий раз, когда столкнетесь с непослушанием, задайте себе не вопрос «Как на это реагировать?», а вопрос «Что он хочет мне сказать?».
1. Стоп-кадр. Остановитесь на секунду, сделайте глубокий вдох.
2. Сканируйте контекст. Что произошло прямо перед этим? Он устал? Голоден? На него накричали? Вы только что пришли из садика, где было шумно?
3. Спросите себя: «Какая неудовлетворенная потребность стоит за этим? Внимание? Самостоятельность? Помощь с чувствами? Безопасность?»
4. Ответьте на потребность, а не на поведение. Дайте контакт, выбор, назовите чувство, восстановите границу — в зависимости от вашего «диагноза».
Помните, вы — главный переводчик для своего ребенка в этом сложном мире. Вы не всегда сможете понять его с первого раза, и это нормально. Самое важное — это ваше намерение услышать не просто крик, а послание, которое в нем скрыто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней
Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

Консультация для родителей "Что хочет сказать ваш ребенок"
Детско-взрослый разговорник, представленный в данной консультации, поможет родителям лучше понять своих детей....

«Плохое поведение или что хочет сказать ребенок?»
laquo;Плохое поведение или что хочет сказать ребенок?»Родители и педагоги довольно часто сталкиваются с так называемым «плохим поведением» детей. Некоторые могут быть слишком навязч...

Пять советов для тех, кто хочет вырастить доброго ребенка
Пять советов для тех, кто хочет вырастить доброго ребенка...

Что хочет сказать ребенок своей истерикой?
В жизни практически каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда ребенок из мягкого и пушистого ангелочка превращается в кричащее существо. Это истерика. Часто она происходит внезапно, реб...
Что можно сделать ии сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад
ПричиныРешение данной проблемы следует начать с выяснения причин такого неожиданного поведения.В первый разЕсли ребёнок не хочет идти в детский сад только сегодня и изъявил такое желание в первый раз,...

Буклет "Рекомендации для родителей, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад"
Предлагаю попробовать новый способ общения с ребенком - не уговорить его идти в садик, а поговорить с ним на языке чувств и потребностей....
