Методические приёмы обучения детей диалогической речи
консультация
Основной функцией речевого общения в дошкольном возрасте является развитие диалогической речи. Именно формирование лексического, грамматического, фонематического строя речи побуждает ребенка к овладению языком и в дальнейшем способствует развитию связной речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приёмы обучения детей диалогической речи
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка, но в первую
очередь она служит средством общения. Одна из главных задач речевого развития дошкольников является овладение связной диалогической речью.
Диалогическая речь-это речь, обусловленная ситуацией и смыслом предыдущего высказывания.
Работа по развитию диалогической речи у детей направлена на формирование умений, необходимых для общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений, которым необходимо научить детей дошкольников. В этом помогут методические приемы.
Беседы
- на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют;
-о труде взрослых в детском саду;
- на природоведческие темы;
- о любимых сказках и книгах дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям;
-о предметах быта и труда;
- о школе, где подкрепляется у детей интерес к школе и книгам.
Беседа должна строиться на личном опыте ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу.
Это дает возможность детям потренироваться при построении фразы в диалоге, усовершенствовать произносительные навыки, приобрести некоторые грамматические навыки, обогатить словарь.
Театрализованные игры и игры-драматизации
Театрализация художественных произведений, пересказ прочитанных сказок, стихотворений дают возможность совершенствовать разговорную речь, особенно интонационную ее сторону, разнообразить лексику дошкольников с нарушениями речи в эмоциональном отношении. Высокой побудительной силой обладает прием драматизации, который можно использовать и при рисовании, и при рассказывании сказки, и при сочинении по картине.
Народные игры
В народных играх приходится ориентироваться на партнера, необходимо слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза, это игры типа «Угадай по голосу», «Что изменилось?». В игре «Садовник», кроме необходимости внимательно слушать речь партнера, надо быть готовым вовремя быстро ответить. Игры учат поддерживать диалог через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения), разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы приветствия, прощания, обхождения.
Подвижные народные игры стимулируют развитию диалогической речи детей, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник», «Гори ясно» и др.
Дидактические игры также являются эффективным методом развития диалогической речи.
Для развития умений отвечать на вопросы можно использовать дидактические игры «Невпопад», «Продолжи разговор», «Снежный ком», «Распространение предложений», «Чудесный мешочек».
Для обобщения понятий на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Увидел-показал-назвал, назвал-увидел-показал».
Совершенствование усвоенных навыков происходит в совместном составлении детьми рассказа, совместном рисовании иллюстраций к рассказам, в сюжетно-ролевых играх.
Диалог является естественной средой развития личности. Именно диалогическая речь играет ведущую роль в процессе речевого развития детей дошкольного возраста и служит дальнейшему развитию ребенка как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения детей диалогической речи.
Цель: научить дошкольников пользоваться диалогом, как формой общения....

Беседа, как метод обучения детей диалогической речи.
Беседа, как метод обучения детей диалогической речи....
«Методы и приёмы по формированию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»
описание опыта работы по речевому развитию детей...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр
Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

Консультация «Использование речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи»
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения....

Методическая разработка « Обучение детей развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» (с 4 до 7 лет)
Методическая разработка по развитию речи...

Методические приёмы обучения детей технике оригами
Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на р...