Памятка для воспитателей «УСЛОЖНЕНИЕ ДЕЖУРСТВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ"
материал
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей
«УСЛОЖНЕНИЕ ДЕЖУРСТВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Дежурство по столовой | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Дежурств нет, но есть трудовые поручения, которые систематически охватывают всех детей. Перед ребенком ставят одно условие: помочь взрослому накрыть на стол (только тем детям, которые сидят вместе с ним): расставить салфетницы, хлебницы, тарелки; разложить ложки (по возможностям). Руководя деятельностью детей, взрослый направляет основное внимание на обучение последовательности в работе, умению не отвлекаться от дела, стремиться к созданию спокойной, приятной обстановке. Со второй половины года трудовое поручение (помочь накрыть на стол) дается одному ребенку за каждым столом. Интерес к сервировке формируется через дидактические игры «Поможем кукле накрыть на стол», рассматривание алгоритма в картинках «Подготовка к дежурству». | Дежурство с начала года – по 1 дежурному на каждый стол 1 день. Обязанности дежурных: Сентябрь: Расставить салфетницы, хлебницы; раскладывать ложки, расстилать инд. салфетки. Октябрь: расставлять тарелки. Ноябрь-декабрь: раскладывать вилки. Январь-февраль-март: разносить фрукты, наполнять салфетницы салфетками, контролируют полоскание рта, проверяют стулья за столами, с помощью взрослых сообщают название блюда. Апрель: расставлять блюдца и чашки (мл.восп. ставит на стол чашки, дети носят по 2 на детские столы. Приемы: наглядный показ (откуда брать посуду, сколько тарелок, где класть); игры-аттракционы «Кто лучше накроет стол для гостей»; схемы «Подготовка к дежурству», «Последовательность сервировки стола», постоянная словарная работа, введение «уголка дежурных». | Дежурство – по 2 ребенка ежедневно. Главная задача: формирование ответственности за порученное дело, общественные мотивы поведения. Сентябрь-декабрь: закрепление навыков средней группы. Январь-февраль: раскладывают ножи (для самостоятельного разрезания огурца, помидора). Март-май: должны знать, какую посуду ставить для завтрака, обеда, полдника; сообщать какие блюда подаются, кратко комментировать их полезность (с помощью взрослых); желать «Приятного аппетита»; добавлять салфетки в салфетницу. Приемы: комментировать действия с опорой на схемы, задавать вопросы взрослым по содержанию меню, полезности продуктов; напоминать товарищам о необходимости полоскать рот после еды, своевременно ставить стульчики; индивидуальная и коллективная оценка результатов труда, отражение системности дежурства в уголке, качества дежурства – знаками. | Дежурство – по 2 ребенка по 2 дня. Сентябрь-декабрь: закрепление навыков старшей группы; убирать посуду со стола после приема пищи. Январь- май: нарезать и складывать салфетки разными способами; сообщать (и, по возможности, отображать) меню; рассказывать, какие витамины и полезные вещества содержатся в продуктах; знать и рассказывать алгоритм дежурства, порядок сервировки стола. Приемы: коллективная адекватная оценка результатов работы дежурных; сравнительный анализ качества дежурств за неделю; анализ деятельности дежурства с позиций трудового процесса: цель, мотивация, инструменты и материалы, трудовые действия, результат труда; сформированность навыков системности дежурства. |
Дежурство по занятиям | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Дежурные по занятиям не назначаются. Желающих привлекают к подготовке к занятиям в форме трудовых поручений (разложить коробки с карандашами, доски для лепки, стаканчики для кисточек). Мл.восп. помогает воспитателю в подготовке к занятию: ставит столы, стульчики, баночки с водой, глину, кисточки, материал для аппликации, раздаточный материал по математике и т.д. После занятий весь материал полностью убирает на место. | Сентябрь-ноябрь: Дети привлекаются в подготовке к занятиям в форме трудовых поручений, систематически охватывающих всех детей: Разложить коробки с карандашами, доски для лепки, кисточки для рисования, клееночки, тряпочки; помочь поставить тарелочки с материалом для аппликации, раздаточным материалом для математики; поставить к столу стулья, проверить их соответствие. После занятий дети помогают убрать материал, воспитатель говорит конкретно, кому и что надо сделать. Дети убирают только то, что им поручено. Мл.воспитатель в начале года вместе с воспитателем ставит столы для занятий, воду в баночках, краску, глину, ножницы – и это не убирает после занятий. Дежурство вводится с декабря – по 2 человека. Обязанности дежурных: с помощью взрослых ставят столы для занятий, к столам стульчики, проверяют их соответствие; раскладывают необходимый материал; убирают столы и стулья после занятий вместе со взрослыми; убирают со столов весь материал после занятия. Мл.воспитатель, по возможности моет банки, доски из-под лепки, кисточки. Приемы: наглядный показ, образец – стол воспитателя, схемы расположения материала для разных видов занятий, постоянная словарная работа, введение «уголка дежурных». | Дежурство – по 2 ребенка ежедневно. Главная задача: формирование ответственности за порученное дело, общественные мотивы поведения. Сентябрь-ноябрь: закрепление навыков средней группы, раскладывают все, что нужно для занятия. Воспитатель контролирует. Декабрь-май: ставят стол и стул для воспитателя; стирают тряпочки, клееночки под контролем взрослых после занятий или после сна (обязательно в фартучках). Мл.воспитатель помогает в уборке группы после занятия, сама убирает ножницы, воду, краски, вместе с детьми и воспитателем убирает столы. Приемы: комментировать действия с опорой на схемы;знать, какой материал для какого занятия потребуется; эстетика и порядок расположения материалов на столах; индивидуальная и коллективная оценка результатов труда, отражение системности дежурства в уголке, качества дежурства – знаками. | Дежурство – по 2 ребенка по 2 дня. Сентябрь-ноябрь: закрепление навыков старшей группы; Декабрь- май: усложнение. Дежурные вместе с воспитателем готовят необходимый материал для занятий накануне; каждый ребенок готовит свое рабочее место, а дежурные ставят столы и стулья с помощью других детей, проверяют, готовность рабочего места у каждого ребенка; после занятия каждый ребенок приводит свое место в порядок, а дежурные следят и заканчивают все до конца; после занятия приводят в порядок клееночки, тряпочки, кисти. Мл.воспитатель контролирует работу детей, помогает убрать воду, краски. Приемы: коллективная адекватная оценка результатов работы дежурных; сравнительный анализ качества дежурств за неделю; анализ деятельности дежурства с позиций трудового процесса: цель, мотивация, инструменты и материалы, трудовые действия, результат труда; сформированность навыков системности дежурства. | |||
Дежурство по уголку природы | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Дежурств нет, но есть трудовые поручения: полить комнатные растения, протереть большие листья, сеять крупные семена, сажать лук. | Дежурства нет. Трудовые поручения: поливать цветы, рыхлить почву, обрезать сухие листья, отразить состояние погоды в календаре природы. Индивидуальные поручения: уход и наблюдение за конкретным комнатным растением, посаженной луковицей, корнеплодом. Приемы: наглядный показ, опора на схемы, понимание знаков календаря природы. | Дежурство – по 2 ребенка ежедневно. Обязанности: следить за состоянием растений в уголке природы в соответствии с их потребностями, опираясь на схемы; ухаживать по правилам (регулярный полив, полив водой комнатной температуры, равномерно увлажнять почву, наклоняя лейку ближе к поверхности земли, крупные листья обтирать, мелкие – опрыскивать, ворсистые обметать кисточкой); сообщать об изменениях в уголке природы детям; отмечать состояние погоды в календаре наблюдений; делать зарисовки при опытническом наблюдении. Приемы: организация труда в природе, схемы ухода за растениями в зависимости от их потребностей, формирование умений определять необходимость поливки по цвету почвы (сухая светлее влажной, с трещинами), рыхления по плотности (уплотненная почва плохо пропускает воду и воздух к корням растений); умение распределить работу поровну, учитывая желание друг друга, т.е. договариваться;индивидуальная и коллективная оценка результатов труда, отражение системности дежурства в уголке, качества дежурства – знаками. | Дежурство – по 2 ребенка по 2 дня. Закрепление и систематизация навыков старшей группы. Приемы: коллективная адекватная оценка результатов работы дежурных; сравнительный анализ качества дежурств за неделю; анализ деятельности дежурства с позиций трудового процесса: цель, мотивация, инструменты и материалы, трудовые действия, результат труда; сформированность навыков системности дежурства. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов "Содержание дежурств в разных возрастных группах"
Краткое описание содержания дежурств в разных возрастных группах, может пригодится для семинаров или метод.объединений...
Лепка. Конструирования. Аппликация. Рисование. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.
Предметная лепка. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.Предметное рисование. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.Сюжетное рисование. Методика усложнения работы в раз...

Памятка по содержанию уголка природы в разных возрастных группах
Подбор комнатных растений с учётом возрастных особенностей детей....
Консультация для воспитателей Тема: «Что должен знать воспитатель о ПДД в разных возрастных группах».
Консультация для воспитателей Тема: «Что должен знать воспитатель о ПДД в разных возрастных группах»....

Консультация для воспитателей "Календари природы в разных возрастных группах"
Данная консультация поможет воспитателям любой возрастной группы правильно оформить и вести работу с календарем природы...

Консультация для воспитателей «Календари природы в разных возрастных группах» по методике Николаевой С.Н.
Консультация для воспитателей«Календари природы в разных возрастных группах»по методике Николаевой С.Н....

Консультация для воспитателей "Сюжетное рисование в разных возрастных группах".
О специфике сюжетного рисования в разных возрастных группах...