Консультация для воспитателей "Календари природы в разных возрастных группах"
презентация на тему

Утина Наталья Павловна

Данная консультация поможет воспитателям любой возрастной группы правильно оформить и вести работу с календарем природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 35

Консультация для воспитателей

«Календари природы в разных возрастных группах»

Подготовила: старший воспитатель Утина Н.П.

г. Саров, 2018г.

Познание дошкольниками окружающего мира,  явлений природы возможно не только посредством наблюдений. Большую помощь в этом оказывает моделирующая деятельность.

Модель представляет собой предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется – моделирующая деятельность.

Главной характеристикой модели является то, что отражает, содержит в себе  существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые  стороны и признаки моделируемого объекта.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые разные модели. Календари природы представляют собой графическую модель и отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Значение календарей природы для дошкольников очень велико:

  • расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности;
  • устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними;
  • развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес;
  • развивается умение абстрагировать и наглядно демонстрировать закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера.
  • развивается художественное восприятие действительности.
  • приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе.
  • способствуют воспитанию любви и бережного отношения к родной природе, развитию чувства гордости за свой край.
  • обогащается словарный запас.

Светлана Николаевна Николаева выделяет три типа календарей природы:

  • Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.
  • Календарь наблюдений за птицами.
  • Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

С детьми раннего возраста наблюдают в основном за сезонными изменениями. Поэтому в уголок природы достаточно поместить куклу, одетую по сезону (с прикладом необходимых вещей). А также поместить картинку, отображающую характерное время года. Картинка должна носить сюжетный характер (деятельность детей, взрослых, животных) и отображать характерные явления времени года.

С детьми раннего возраста также организуется наблюдение за птицами, прилетающими на участок или кормушку.

В младшем дошкольном возрасте (вторая младшая и средняя группы) начинаем использовать  календари трех типов.

Рассмотрим подробно как вести работу с календарями:

  • Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.

 Этот календарь отражает состояние природы (неживой,  растительного и животного мира). Наблюдение проводится в течение одной недели в месяц.

В младшей и средней группе такой календарь должен быть представлен  набором картинок с изображением отдельных явлений неживой природы, и одного дерева, растущего на участке, в разные его сезонных вариациях.  

Младшие дошкольники сами моделей не создают, а используют заранее приготовленные воспитателем картинки,  фиксируя ими те явления, которые наблюдали. Оптимальный вариант - 6 картинок на сезон (по 2 картинки на начало сезона, 2 - на середину, 2 – на конец).

Картинок с изображением деревьев должно быть две (дерево – в тихую погоду, стоит прямо и дерево в – ветреную погоду, наклоняется).

Подготовкой к графическому моделированию является игровой прием – одевание куклы на прогулку. Поэтому  должна быть картонная кукла с набором необходимой по сезону одежды (можно прикрепить её на фланелеграфе). Вернувшись с прогулки, дети находят соответствующие картинки погодных явлений и выставляют их или на подставку или в кармашки, и, вместе с воспитателем одевают куклу «по погоде» для улицы, так как были одеты сами дети. Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием научить  детей обозначать температурные явления (тепло-холодно).

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте идет подготовка к графическому моделированию.

В старшем дошкольном возрасте наблюдение также проводится в течение одной недели в месяц (оптимально вторая или третья неделя месяца, когда ярко характерные изменения в природе).

В старшей группе страница календаря немного проще, чем в подготовительной к школе группе.

старшая группа

подготовительная к школе группа

графа «время»

одна неделя

(дни недели окрашены в разные цвета)

четыре недели

(можно графически обозначать: ПН,ВТ, СР,ЧТ,ПТ,СБ,ВС )

графа «неживая природа (погода)»

пиктограммы погодных явлений:

облако, солнце, дождь, снег и т.д.

пиктограммы погодных явлений:

облако, солнце, дождь, снег и т.д.

пиктограмма дерева (по сезону): ветер, без ветра,  какой покров земли

пиктограмма дерева (по сезону): ветер, без ветра, какой покров земли

пиктограмма тепла и холода: человечек

(жарко – красным, тепло – желтым, прохладно - зеленым, холодно, мороз  - синим)

пиктограмма тепла и холода: человечек

(жарко – красным, тепло – желтым, прохладно - зеленым, холодно, мороз  - синим)

графа «живая природа (большая неразделенная часть страницы»

 в виде рисунка

(1 -дерево, куст, покров земли)

в виде рисунка

(1-2 дерева, куст, покров земли и животные)

 Такая заполненная страница календаря, представляет собой графическую модель состояния погоды определенного периода времени года, в которой сочетается реалистическое изображение природы, с символическим обозначением отдельных явлений.

Предварительно детей необходимо познакомить с календарем, рассказав, что заполнять календарь будем после прогулки. В графе «Время» выделены дни недели (старшая группа) и вводится обозначение определенным цветом (понедельник – фиолетовым,  вторник – синий, среда – голубой, четверг – зеленый, пятница – желтый, суббота – оранжевый, воскресенье - красный),  тепло – холод обозначаются человечком, раскрашенным  так: жара – красным, тепло – желтым, прохладно – зеленым, холодно, мороз – синим, животных и птиц можно изображать рисунком или значками ( например, птица – галочка и т.д.).

В графе «Погода» ежедневно после прогулки  вместе с воспитателем заполняют или закрашивают готовые трафареты определенным цветом: ясно-пасмурно,  тепло-холодно, ветер -  без ветра и т.д.

В графе «Живая природа» где-то в середине недели ребята зарисовывают, как выглядит покров земли, дерево, куст, дополняют пейзаж птицами, животными. Важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы (много листьев на дереве или мало, есть ли листья на земле, где больше на земле или на дереве и т.д.).

Чтобы данная деятельность не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам хорошо использовать  специальный прием: рисунок по трафарету карандашами.

Одна  неделя наблюдения за погодой с фиксацией результатов представляет собой «срез»  - состояние природы в определенный период сезона. В результате  отражается последовательность трех периодов сезона (начало, середина, конец). Прослеживается динамика  изменений природы и зависимость  состояния живой природы от  погодно-климатических факторов.

Таким образом, за год заполняется 12 страниц календаря, представляющих собой  экологическую модель сезонных изменений в природе. Данное пособие можно использовать в разные моменты образовательной работы с детьми.

  • Календарь наблюдений за птицами.

Оформление календаря наблюдений за птицами различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Для всех возрастных групп главным содержанием является  состав птиц.

Работа по  зимней подкормке птиц начинается в конце октября и заканчивается в конце марта. С этой целью на территории детского сада  на значительном расстоянии развешиваются кормушки. Воспитатели приучают детей  собирать хлебные крошки, остатки сухих каш, семена в закрытые баночки и подкармливать этим «лакомством» птиц.

В младшем дошкольном возрасте календарь наблюдения за птицами заполняется один раз в две недели. В разгар зимней подкормки дети  знакомятся с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего вида и поведения.

Календарь для младших дошкольников заполняется карточками с рисунками зимующих птиц. Данный календарь может представлять собой кормушку с прорезями и карточками птиц. Данная  модель не оставляет «графических следов» и может заполняться каждый день.

Для старших дошкольников одну-две недели фиксируются наблюдения за птицами в специальном календаре. В календаре вводится параметр времени (дни недели), фиксируются особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, кто летает над участком и т.д.).

В подготовительной группе в календаре фиксируют погоду и  состав корма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления. Делается трехкратное внесение  календаря (в начале подкормки - конец октября, в её разгаре – январь, и в конце – март).

 Ежедневно в полосках соответствующего дня  проставляются «цветные галочки» (символическое изображение птиц).

  • Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

В дошкольном учреждение чаще всего используем наблюдения за ростом и развитием растений.

Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков.

Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать  (рисовать на отдельных страницах) произрастающее растение. Рисунки делаются с помощью двух картонных трафаретов (банки и растения). Дети их обводят, прорисовывают корни, зелень и т.д. (например, наблюдения за луком).

Иначе выглядит календарь,  в котором зафиксирован рост овощной культуры в открытом грунте (например, редис). На каждой странице такого календаря, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время (неделя), условия (погода, трудовые операции человека). В таком календаре будут представлены морфофункциональные  изменения растения во взаимосвязи со средой обитания.

Таким образом, все виды календарей являются не только графическими моделями, но и могут быть хорошими демонстрационными пособиями, используемыми в разнообразной образовательной работе с детьми.

Используемая литература:

С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уголок природы в разных возрастных группах детского сада»

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений...

Памятка по содержанию уголка природы в разных возрастных группах

Подбор комнатных растений с учётом возрастных особенностей детей....

Презентация "Календари природы в разных возрастных группах"

Презентация поможет педагогам  оформить правильно календари природы и вести по ним работу с детьми...

Консультация для воспитателей «Растения в уголках природы в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей "Растения в уголках природы в разных возрастных группах"...

Консультация для воспитателей «Календари природы в разных возрастных группах» по методике Николаевой С.Н.

Консультация для воспитателей«Календари природы в разных возрастных группах»по методике Николаевой С.Н....

Консультация для воспитателей "Календари природы в разных возрастных группах"

МАДОУ Детский сад №27 «Маяк»     Консультация для воспитателей «Календари природы в разных возрастных группах»...

Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей

Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...