Консультация для воспитателей «Растения в уголках природы в разных возрастных группах»
консультация

Ахметова Анна Сергеевна

Консультация для воспитателей "Растения в уголках природы в разных возрастных группах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация

для воспитателей

«Растения в уголках природы

в разных возрастных группах»

Воспитатель:

Ахметова Анна Сергеевна

г.Туймазы, 2014 год

Постоянными обитателями уголка природы в детском саду являются комнатные растения. Происхождение комнатных растений разнообразно. Интересны комнатные растения тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Все это делает их ценным дидактическим материалом, а следовательно, и одним из обязательным объектом для уголка природы. Растения дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного труда.

Растения уголка природы младших групп: при подборе обитателей уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов. У детей формируется способность узнавать предмет, различать и называть его отдельные части.

Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части (стебель, лист, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым, обтирают влажной тряпкой «кожистые» листья растений.

В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья) и красиво, обильно и долго цветущие. Это может быть обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия. Китайский розан и т.д. заинтересуют детей и растения с пестроокрашенными листьями (аукуба, колеус). Они также имеют четко выраженные стебель и листья.

Из названных видов растений воспитатель на год подбирает 3-4 экземпляра. Одновременно надо иметь в уголке два экземпляра одного вида растений – дети участья находить и узнавать одинаковые растения.

Растения уголка природы средней группы: в средней группе необходимо формировать у детей видеть разнообразные свойства и качества предметов и их частей: разнообразные формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д. дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходства предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растения в чистоте, правильная поливка их.

При расширении и усложнении программных задач в средней группе надо пополнить уголок природы новыми растениями. Следует подбирать комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев. Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растения в чистоте: обливать из мелкосетчатой лейки или опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной тряпочкой листья и т.д.

Кроме растений уголка природы младших групп, в средней группе помещают еще алоэ и агаву, бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань. Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов растений. В средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства (зональную и душистую герань, несколько видов бегоний и т.д.). Когда все это есть, то можно учить детей находить различия и сходства.

Растения уголка природы старшей группы: в старшей группе продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становиться рост и развитие растений, изменение их по сезонам.

Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освящении, другие – в тени; одни нуждаются в чатом поливе, другие надо поливать редко.

Дети продолжают знакомиться со многими растениями, особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способ ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включается представления о некоторых способах вегетативного размножения (размножение стеблевыми черенками).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы и т.д. это может быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющейся плющ, 1-2 вида кактусов, цикламен, примула, кливия и т.д. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Растения уголка природы подготовительной к школе группы: основная задача знакомства детей с природой в подготовительной группе – формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях с мире природы. Например, зависимость жизни растения от наличия комплекса условий: влаги, тепла, и сета и т.д.;  зависимость его строения и внешнего вида от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерностями изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

Продолжается знакомство с вегетативным размножением. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда. Ребята учатся определять как способ ухода, так и его необходимость.

Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность.

В соответствии с этими задачами в организации уголка природы в подготовительной к школе группы следует обратить внимание на разнообразие растений не только по внешнему строению, но и по их потребностям  в определенных условиях среды. Одна из конкретных связей, которые должны усвоить дети, - это зависимость полива от того, где растет растение в природе, и от времени года.

Для усвоения этой связи в уголок природы самых старших детей следует поместить растения, резко различающиеся по своим потребностям во влаге.

Вегетативное размножение  комнатных растений весьма разнообразно: размножение черенками (детей старшей группы знакомили со стеблевым черенкованием; в подготовительной к школе группе хорошо знакомить их с литьевым черенкованием таких растений как узамбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера), размножение луковицами (гемантус, кринум, амариллис), размножение делением куста (аспарагус, циперус). Отдельных представителей этих групп растений следует иметь в уголке природы. Большой интерес представляют для детей так называемые живородящие растения (камнеломка, хлорофитум). Все они имеют отпрыски, появляющиеся не из корневища, а из других частей растений.

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения может сделать наблюдения и труд детей в природе более интересным. Содержательным и увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе

Консультация для воспитателей об уходе за комнатными растениями с детьми разного возраста...

Памятка по содержанию уголка природы в разных возрастных группах

Подбор комнатных растений с учётом возрастных особенностей детей....

Рекомендации по оформлению уголка природы в разных возрастных группах

ОРГАНИЗАЦИЯ   УГОЛКА   ПРИРОДЫ   В   ДЕТСКОМ   САДУ ...

Консультация для воспитателей «Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними»

Комнатные растения ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.Рекомендации по подбору растений в уголке природы и уходу за ними в каждой возростной группе....

Консультация для воспитателей "Растения в уголке природы"

В материале даны рекомендации  для разных возрастных групп....

Оформление и оборудование в уголках природы в разных возрастных группах

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для того чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий,...