Логопедическая памятка для родителей будущих первоклассников
консультация

 Кадонцева Елена Александровна

Игры, направленные на развитие связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Логопедическая  памятка для родителей будущих первоклассников.

     *                            1. Игры, направленные на развитие связной речи.                                           *

                                                                                          «Вопросы-ответы»

        Задавайте ребенку разные вопросы с использованием вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Задавайте ребенку наводящие слова: "Как ты думаешь (считаешь)?", "А ты встречал что-нибудь подобное …", "А как бы ты поступил…". Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. В «вопросы-ответы» можно играть во время рассматривания иллюстраций, картин, чтения художественного произведения, наблюдения во время прогулки и т.д. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.  Очень важно, чтобы в речи ребенка появились слова: "потому что", "который", "сколько", "чтобы", "если…, то", "оттого", "из-за", "куда", "хотя" "кому", "кого", "почему", "как", "зачем", "в чем", и т.п. Необходимо не только часто и много говорить с ребенком, но и просить его рассказывать, задавать вопросы другим людям и отвечать на них.
                                                                                       
«Зачем и почему»
   Задавайте ребенку вопросы на предположение и угадывание, выяснение причин и смысла событий, на принятие решений и планирование своих действий.                  Зачем нужно учиться в школе?
Почему пограничник должен иметь хорошее зрение и слух? и другие вопросы.
                                                                                       
«Назови причину»
Взрослый читает предложение по своему выбору, ребенок заканчивает его.
Кошка сидела возле своей миски и жалобно мяукала, потому что …
Все звери в лесу попрятались, потому что …
                                                                                             
«Интервью»
   Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным педагогом или врачом, а ребенку нужно подготовить о вас статью. Вопросы и ответы можно придумывать вместе. Так вы разовьете
диалогическую речь ребенка.     Ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен.  Ему придется использовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами. Также он должен будет запомнить ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игра обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок научится грамотно строить развернутые ответы.
                                                                                        «Отгадай загадку»
    Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению. Когда ребенок отгадает загадку, предложите ему объяснить, почему он так думает.    Если ребенок не догадался об ответе, используйте наводящие вопросы. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.
                                 
2.  Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса ребенка.
    Бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Необходимо насыщать речь ребенка прилагательными, глаголами, наречиями, союзами, причастиями.  Так, например, если ребенок вместо прилагательных «длинный», «старший», «высокий», «широкий», «толстый», «огромный», «вместительный», «великий» использует вездесущее «большой», следует задуматься над употреблением синонимов.
                                         
                                     «Закончи предложение»
     Взрослый говорит начало предложения по своему выбору, ребенок заканчивает его.
У белки в лесу дупло, а у лошади …
Волк сам добывает себе пищу, а коза …
                                                                       
 «Закончи предложение глаголом»
Собака дом … (сторожит).
От кошки мышка ... (убегает).

                                                                                   «Подбери определения»
Какие бывают облака? (Пушистые, белые, грозовые, перьевые, воздушные …).
Какие бывают березы? (зеленые, кудрявые, белоствольные …).                                                                      

                                                                         «Подбери действие к предмету»
Ветер что делает? (воет, парус надувает, листья срывает …)
Солнце что делает? (греет, светит, веселит …)

                                                                    «Подбери к действию предмет или объект»
Кто или что плавает? (рыба, лодка, лист, бумага …)
Кто или что летает? (Самолет, бабочка, вертолет, листья, воздушный шар, пух)

3.     Игры и упражнения, направленные на развитие умения классифицировать, сравнивать, обобщать.
                                                                        «Найди лишнее слово»
Сыр, кефир, лимонад, творог.
Картофель, свекла, лимон, баклажан.

                                                                               «Назови по-другому»
Детей, идущих в школу…(школьники, ученики…).
Людей, лечащих больных…(врач, медсестра…).

                                                                                 «Слова-родственники»
Лес (лесной, лесок, лесочек, лесовичок…)
Дом (домашний, домик, домовой, домище …)
                                      4.  Упражнения для развития дикции и звукопроизношения.
      Произнесение поговорок, чистоговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Дикция вырабатывается с помощью специальных занятиях, никто от природы не обладает идеальным произношением.

              Речевое развитие детей является одним из главных компонентов  готовности к школьному обучению.

Дети с высоким уровнем развития речи, как правило не испытывают затруднений в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У детей с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте.
                                                         

                                                             

                     Логопедическая  памятка для родителей будущих первоклассников.

                                 1. Игры, направленные на развитие связной речи.                                           

                                                        «Вопросы-ответы»

        Задавайте ребенку разные вопросы с использованием вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др.

     Задавайте ребенку наводящие слова: "Как ты думаешь (считаешь)?", "А ты встречал что-нибудь подобное …", "А как бы ты поступил…".

     Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать.

     В «вопросы-ответы» можно играть во время рассматривания иллюстраций, картин, чтения художественного произведения, наблюдения во время прогулки и т.д.

     Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.  

    Очень важно, чтобы в речи ребенка появились слова: "потому что", "который", "сколько", "чтобы", "если…, то", "оттого", "из-за", "куда", "хотя" "кому", "кого", "почему", "как", "зачем", "в чем", и т.п. Необходимо не только часто и много говорить с ребенком, но и просить его рассказывать, задавать вопросы другим людям и отвечать на них.
                                                         
«Зачем и почему»
   Задавайте ребенку вопросы на предположение и угадывание, выяснение причин и смысла событий, на принятие решений и планирование своих действий.                  Зачем нужно учиться в школе?
Почему пограничник должен иметь хорошее зрение и слух? и другие вопросы.
                                                         
«Назови причину»
Взрослый читает предложение по своему выбору, ребенок заканчивает его.
Кошка сидела возле своей миски и жалобно мяукала, потому что …
Все звери в лесу попрятались, потому что …
                                                           
«Интервью»
   Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным педагогом или врачом, а ребенку нужно подготовить о вас статью. Вопросы и ответы можно придумывать вместе. Так вы разовьете
диалогическую речь ребенка.  

      Ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен.  Ему придется использовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами.

      Также он должен будет запомнить ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах.

     Игра обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок научится грамотно строить развернутые ответы.
                                                          «Отгадай загадку»
    Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы.

  Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению. Когда ребенок отгадает загадку, предложите ему объяснить, почему он так думает.    Если ребенок не догадался об ответе, используйте наводящие вопросы.

      Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.
                                 

       2.  Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса ребенка.
   Бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Необходимо насыщать речь ребенка прилагательными, глаголами, наречиями, союзами, причастиями.  Так, например, если ребенок вместо прилагательных «длинный», «старший», «высокий», «широкий», «толстый», «огромный», «вместительный», «великий» использует вездесущее «большой», следует задуматься над употреблением синонимов.
                                         
            «Закончи предложение»
     Взрослый говорит начало предложения по своему выбору, ребенок заканчивает его.
У белки в лесу дупло, а у лошади …
Волк сам добывает себе пищу, а коза …
                                       
 «Закончи предложение глаголом»
Собака дом … (сторожит).
От кошки мышка ... (убегает).

                                                  «Подбери определения»
Какие бывают облака? (Пушистые, белые, грозовые, перьевые, воздушные …).
Какие бывают березы? (зеленые, кудрявые, белоствольные …).                                                                      

                                          «Подбери действие к предмету»
Ветер что делает? (воет, парус надувает, листья срывает …)
Солнце что делает? (греет, светит, веселит …)

                                     «Подбери к действию предмет или объект»
Кто или что плавает? (рыба, лодка, лист, бумага …)
Кто или что летает? (Самолет, бабочка, вертолет, листья, воздушный шар, пух)

3.     Игры и упражнения, направленные на развитие умения классифицировать, сравнивать, обобщать.
                                                 
«Найди лишнее слово»
Сыр, кефир, лимонад, творог.
Картофель, свекла, лимон, баклажан.

                                                  «Назови по-другому»
Детей, идущих в школу…(школьники, ученики…).
Людей, лечащих больных…(врач, медсестра…).

                                            «Слова-родственники»
Лес (лесной, лесок, лесочек, лесовичок…)
Дом (домашний, домик, домовой, домище …)
                 

 4.  Упражнения для развития дикции и звукопроизношения.
    Произнесение
поговорок, чистоговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Дикция вырабатывается с помощью специальных занятиях, никто от природы не обладает идеальным произношением.

             

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов  готовности к школьному обучению.

Дети с высоким уровнем развития речи, как правило не испытывают затруднений в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У детей с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте.
                                                         

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...