Лекция-тренинг для родителей: "Валидация в общении родителя с ребенком: понятие, практический смысл и формы реализации»
план-конспект занятия по психологии

Манжеева Елена Дмитриевна

Тренинг для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon manzheeva_trening_.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция-тренинг для родителей на тему: «Валидация в общении родителя с ребенком: понятие, практический смысл и формы реализации»

Педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска

детский сад № 100 «Берегиня»

Манжеева Елена Дмитриевна

Быть услышанным – важнейшее желание каждого из нас. Оно заложено на самом глубоком, биологическом уровне: именно социальный IQ отличает людей от других существ, именно способность к коммуникации сформировала человеческий разум. Стремление понимать, что чувствуют другие люди – ключевой навык человека как вида. 

Цель: знакомство с понятием валидация и развитие эмоциональной компетентности.

Задачи:

Познакомить родителей с понятием «Валидация» и формами реализации.

Раскрыть значение и важность развития валидации в общении родителя с ребенком.

Расширить представления родителей о формах совместной деятельности с детьми для развития эмоциональной сферы ребенка.

Способствовать приобретению практических умений по развитию эмоционального интеллекта.

Форма проведения:  лекция-тренинг с элементами дискуссии.

Участники: психолог, родители воспитанников.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Материалы и оборудование: презентация, фломастеры, бейджи, памятки для родителей,  карточки с выражениями, чаша, мяч.

Вступление

Психолог приветствует всех участников группы: «Здравствуйте, я очень рада всех вас здесь видеть. Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые вас волнуют, о вас самих, о ваших отношениях с детьми. В ходе занятия вы сможете лучше узнать себя, понять, почему вы действуете так, а не иначе, разобраться в своих чувствах и эмоциях.

Нашу работу мы начнем со знакомства участников. Предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. В дальнейшем мы будем обращаться друг к другу так, как вы представились. А сейчас давайте примем правила работы в нашей группе».

Правила для группы

Общение по принципу «здесь и сейчас».

Доверительный стиль и искренность в общении.

Персонификация высказываний  (правило «Я»).

Конфиденциальность.

Уважение к говорящему.

Правило «Стоп».

Активное участие.

– Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Упражнение «Приветствие»

Цель: упражнение помогает созданию в группе позитивной атмосферы.

– Традиция приветствовать друг друга при встрече возникла задолго до наших дней. И сегодня наша встреча не будет исключением.

– Предлагаю вам поприветствовать друг друга, и настроится на позитив.

– Здравствуйте мамы мальчиков, мамы мальчиков скажите «Здравствуйте».

– Здравствуйте мамы девочек, мамы девочек скажите «Здравствуйте».

– Здравствуйте папы мальчиков, папы мальчиков скажите «Здравствуйте».

– Здравствуйте папы девочек, папы девочек скажите «Здравствуйте».

– Рождение ребёнка – это радость в доме, кто согласен скажите громко «да»

– Ребёнок надежда и будущее родителей, кто согласен скажите громко «да»

– Дети – это гордость родителей, кто согласен скажите громко «да»

– У кого самый замечательный ребёнок, громко крикните « у меня»

– У кого ребёнок родился весной, крикните – «веснушка»

– У кого ребёнок родился зимой, крикните – «снежинка»

– У кого ребёнок родился осенью, крикните – «дождинка»

– У кого ребёнок родился летом, крикните – «радуга»

– Кто ответил на все вопросы, похлопайте в ладоши. Вы справились с задачей.

– Любите и берегите своих детей!

I. Теоретическая часть. Что такое «Валидация» и какая она бывает?

Лекция с элементами дискуссии

– Цель нашей встречи – познакомить вас с понятием: «Валидация». Для начала я хочу узнать у вас, что вы знаете об этом понятии:

 Что такое валидация?

 Что вы знаете об уровнях валидации?

Далее психолог, исходя из знаний участников, рассказывает о валидации в общении родителя с ребенком: понятие, практический смысл и формы реализации т.д.  

Сама по себе валидация – это способ принимать свои чувства или чувства окружающих нас людей такими, какие они есть. Это не означает согласие или одобрение, речь не совсем об этом. Валидация подразумевает признание и принятие мыслей, эмоций, чувств и поступков как понятных и объяснимых. Навык валидации необходим и полезен в процессе взаимодействия как с самими собой (самовалидация – признание своих мыслей, чувств и поступков), так и с другими людьми. Но особенно важен в контексте детско-родительских отношений.

Благодаря процессу валидации мы, как родители, учим детей:

замечать, осознавать и признавать свои чувства и эмоции, тем самым развивая эмоциональный интеллект ребенка («Сейчас ты злишься / грустишь / обижаешься»);

замечать, признавать и учитывать эмоциональное состояние окружающих, развивая эмпатию и способность к сопереживанию («Сейчас он расстроен, ему грустно»);

обнаруживать взаимосвязи между нашими переживаниями и произошедшими событиями («Ты разозлился, потому что она взяла твою книгу без твоего разрешения», «Он радуется, потому что добился своей цели»);

учим их способам справляться с самыми разными жизненными ситуациями («Это произошло, ты разозлился / расстроился / обрадовался. Как бы ты мог сообщить о своих чувствах? Давай подумаем вместе!»).

II. Основная часть

Игра-упражнение «Изобрази»

Цель: развитие умения передавать и понимать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Инструкция:

– Изобразите, пожалуйста:

– сладкую конфету;

– горькое лекарство;

– кислый лимон;

– грязную бумажку;

– красивую игрушку;

вкусное мороженое;

новую машину.

Сложно было изобразить ? Заведите привычку несколько раз в день ловить себя на настроении и уточнять его. Вскоре вы поймете, как много скрывают слова: оценка «хорошо» может означать и счастье, и благодарность, и уверенность, простое «Окей»  и равнодушие, и усталость, и удовольствие. Став внимательнее к себе, вы научитесь мгновенно распознавать неубедительные реакции окружающих.

Упражнение: «Звук-чувство»

Цель: рефлексия чувств

Инструкция. Сейчас я буду называть различные чувства, и мы будем показывать, как часто мы эти чувства испытываем. Для того, чтобы показать это, мы будем гудеть. Если редко испытываем чувство – будем гудеть тихо; если чаще, то погромче, если совсем часто – то громко.

Радость, гнев, ревность, счастье, разочарование, злость, любовь, обида.

Мини-лекция

– Давайте рассмотрим уровни валидации. Всего существует шесть основных уровней валидации:

1 уровень: Быть в настоящем/быть рядом. Существует очень много способов показать ребенку, что Вы рядом: держать его за руку, когда он проходит через болезненную медицинскую процедуру; слушать ребенка со всем Вашим вниманием и ни на что не отвлекаться, когда он рассказывает о своем дне в школе; поговорить с ребенком в любое время суток, чтобы поддержать его, когда он плачет. Быть в настоящем, значит давать все свое внимание человеку, которого вы слушаете.

2 уровень: Точное отражение. Точное отражение предполагает стремление максимально точно понять и сформулировать происходящее. Оно может выражаться через краткий пересказ того, что Вы услышали, через обобщение чувств, которые испытывает ребенок. Важно стараться избегать критикующих интонаций и показать, что Ваша настоящая цель – правильно понять опыт ребенка, не осуждая его. «Похоже, что ты разочарован в себе из-за того, что проиграл» — это пример аккуратного отражения услышанного.

3 уровень: Чтение мыслей. Чтение мыслей предполагает умение строить предположения о чувствах и мыслях других людей (своеобразное угадывание). В те моменты, когда ребенок описывает ситуацию, важно обращать внимание на его эмоциональное состояние и называть эмоции, которые можно услышать, увидеть внешне или о которых можно догадаться. Здесь же очень уместно задавать и уточняющие вопросы: «Я правильно понимаю, что из-за этого ты чувствуешь это?». Развитие способности точно называть чувства – важный шаг на пути к регуляции эмоций.

4 уровень: Понимание поведения человека в контексте его личной истории и физического состояния. На наши эмоциональные реакции влияют наш прошлый опыт и биологические факторы. Если некоторое время назад Ваш ребенок неудачно выступил перед классом с докладом (получил плохую оценку, застеснялся и не смог ничего сказать, одноклассники шутили над ним во время его выступления и т.д.), очень маловероятно, что прямо сейчас он захочет выступать на мероприятии перед большой аудиторией.

5 уровень: Нормализация эмоциональных реакций. Важно уметь признавать эмоции и чувства нормальными и адекватными в данной ситуации, подкрепляя их словами о том, что подобные чувства испытал бы и другой человек, попади он в такую ситуацию. Например: «Конечно, ты беспокоишься и нервничаешь. Любой бы на твоем месте волновался и переживал, выступая со стихотворением перед классом в первый раз».

6 уровень: Полная искренность. Полная искренность предполагает проявление понимания ребенка на очень глубоком уровне. Возможно, с Вами тоже случалось нечто подобное и Вы можете поделиться своим опытом с ребенком. Чувство общности переживаний приносит большое облегчение даже в самых сложных ситуациях. «Когда я была в твоем возрасте, у меня тоже случались ссоры и подругами, и я сильно из-за этого переживала. Я могу представить, что ты сейчас чувствуешь».

        Как вы наверное уже догадались, уровни  это формы реализации валидации. Я предлагаю вам памятки с перечислением уровней, если вы будете следовать этим советами, то вскоре сможете развить навыки валидации (раздать памятки).

Продолжим наше общение. Поиграем?

Игра: «Продолжи фразу»

Цель: развитие умения выражать собственные эмоции.

Инструкция: Родители передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации они бывает такими: «Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда …» и т. д.

– Как вы думаете, как нызывается понятие, обратное валидации? Обратной стороной валидации является инвалидация – обесценивание чувств ребенка. Подобные реакции воспринимаются ребенком как отвержение и формируют у него ощущение собственной неадекватности и ненормальности. Например: ребёнок потерял игрушку, пришёл к матери, плачет, жалуется. А та ему отвечает: «Подумаешь, ерунда какая! Игрушку потерял… Вот у меня: муж ушёл, ипотека не выплачена!» Так или иначе, инвалидация является достаточно сильным эмоциональным стрессом для того, кто её получает. Зачастую инвалидируют не просто случайные люди, а те, кого в психологии принято называть Значимыми Другими — родители, супруги. Потому валидация в детско-родительских отношениях является важной составляющей здорового развития ребенка. Она помогает установить границы и правила, а также обеспечивает эмоциональную безопасность и поддержку.

Упражнение: «Угадай эмоцию»

Цель: развитие навыка распознавания эмоций

Инструкция: Сейчас я буду показывать вам различные ситуации, ваша цель отгадать эмоции героев (презентация).

III. Заключение

– Валидизируя эмоции и поведение ребенка, мы создаем доверительные отношения между нами, поддерживаем наших детей и помогаем им быть принятыми и услышанными (ведь они и правда очень сильно нуждаются в этом).

Упражнение «Чаша чувств» 

Цель: Рефлексия

Инструкция: Каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух.

 Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:

Принятие;

внимание;

признание (уважение);

одобрение;

теплые чувства;

понимание;

любовь;

доверие;

поддержка;

юмор.

Обратная связь:

В заключении нашей встречи, я бы хотела получить от вас обратную связь. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:  

 Была ли информация для вас новой?

Будете ли вы применять полученный опыт в жизни?

Какие эмоции у вас остались после прошедших занятий?

– Спасибо за внимание, жду вас на следующих встречах , будьте счастливы со своими детьми и пусть ваше общение будет наполнено положительными эмоциями и радостью.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Программы "Азбука общения родителя с ребенком"

Презентация программы работы с семьей. Содержит: цель, задачи, формы работы, условия проведения, структуру занятий.  Материалы в приложении: Анкета для родителя (можно повторить на заключительном...

« 5 советов, как выстроить общение родителей с ребенком. Семья и развитие речи ребенка от 2 до 6 лет»

Всем известно, что правильная речь в семье- образец для ребенка. Что нам мешает делать это достойно? Прочтите 5 простых советов и приминяйте их в своей семье! Эта презентация была представлена на...

Практикум для родителей Тема: Проблемы в общении родителей и ребенка 6-7 лет или как общаться с будущим школьником?

Тема: Проблемы в общении  родителей и ребенка 6-7 лет или как общаться с будущим школьником?...

Конспект родительского собрания «Валидация в общении родителей с ребенком»

По мнению многих психологов детско-родительские отношения играют черезвычайно важную роль и имеют решающее значение в развитии личности ребенка.На сегодняшний день проблема отношений родителей и детей...

Семинар - практикум для родителей: “Валидация в общении родителя с ребенком: понятие, практический смысл и формы реализации”.

В данной публикации раскрываются такие понятия как валидация, ее практический смысл, какие можно использовать средства для развития умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семь...