Консультация для родителей «Развитие общения детей и родителей процессе занятий по рисованием»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие общения детей и родителей процессе занятий по рисованием»
Вспомните, какую радость нам в детстве приносило рисование! Увы, повзрослев, мы забываем о ней. Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем детям уже с раннего возраста. Рисование влияет на развитие ребенка, на формирование различных сторон его личности; через рисунок он выражает свои чувства и переживания, представления о том, кто он есть и кем стремится быть, свое миропонимание.
Психологи и педагоги много говорят о том, что ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность родителей. Но обнимать и без конца целовать своего мальчика или девочку - это еще не все. Ребенку нужно постоянное общение. А язык искусства - это универсальный язык общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость творчества и поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.
Некоторые могут возразить: «Я не умею рисовать» или «В последний раз я брала кисть в руки в школе...». Это проявления нашей внутренней неуверенности. Мы – профессионалы, знающие ответы на все детские вопросы, и вдруг – рисование. В этот момент включается страх: «Что если ничего не получится? Как я буду выглядеть перед ребёнком?». Не стоит беспокоиться! Такие опасения свойственны лишь до первого раза. Представьте себя пятилетним ребёнком и смело беритесь за кисть! Творчество поможет вам отвлечься от ежедневных забот, избавиться от плохого настроения, сосредоточиться на другом и найти новые эффективные способы общения с ребенком.
А мы предлагаем вам различные упражнения и возможные темы занятий, которые, при необходимости, вы сможете дополнить или видоизменить вместе с детьми. Например, чтобы повысить самооценку, можно нарисовать «Самое-самое-самое...». Предложите ребенку согнуть лист (формата A3) пополам. На внешней половине листа пусть он нарисует любую дверь (каменную, деревянную, закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в подземелье, в сказку…). Ребенок «открывает» дверь и на внутренней части листа рисует «Самое-самое-самое...». У каждого свое. У кого-то это самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное, небывалое и т.д. Пусть сын (или дочь) придумает свою историю о том, какое "самое-самое" скрывается за нарисованной дверью. Важнее всего для вас будет рассказ ребенка о своем рисунке. Задайте малышу разнообразные вопросы, по правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать ответ. А самый захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на ваш рисунок, услышать вашу историю о «самом-самом...» и затем самому задать каверзные вопросы маме или папе. Вот это удовольствие!
А вот другое задание. Вырежьте из бумаги разнообразные фигуры: может быть, это будет круг, квадрат или треугольник. На этих заготовках в любом месте нарисуйте некий фрагмент, кусочек, намек на будущий рисунок. Предложите малышу внимательно, со всех сторон, разглядеть начатый рисунок и увидеть в нем свой образ и дорисовать его. После завершения работы, попытайтесь угадать, что или кто спрятался в рисунке вашего чада. И только тогда, когда вы предложите все свои варианты, довольный ребенок "сознается" и подробно опишет свой рисунок. Данное упражнение не только стимулирует воображение и творческую активность, но также может превратиться в увлекательную игру для нескольких детей. Участие друзей ребёнка сделает процесс ещё более интересным и интригующим. Дети будут с удовольствием предлагать свои варианты и стремиться первым угадать спрятанный образ.
Метод пиктограмм является хорошим упражнением на развитие памяти с использованием изображений: ребята должны «записать» предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, «прочитав» свои рисунки. Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные понятия как «Добро», «Зло», «Счастье», или как сумеют изобразить эмоциональные состояния и чувства «Радость», «Гнев», «Печаль». Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а потом сравните с рисунками малыша. К вам в гости пришли дети, или вы хотите отметить день рождения вашего ребенка?
Совместное рисование, несомненно, станет прекрасным украшением любого торжества и подарит участникам незабываемые впечатления. Процесс создания единого произведения искусства обычно сопровождается живым энтузиазмом.
Выбор тематики для коллективного рисунка может быть весьма разнообразным: «Времена года», «Подводный мир», «Дом моей мечты», «Наша школа», «Вселенная», «Энергия добра» и другие.
Успех подобного мероприятия во многом зависит от готовности всех участников к сотрудничеству, а также от умения организатора обеспечить психологическое и физическое благополучие каждого ребенка.
Практика показывает, что творческой работе всего коллектива над общим заданием должен предшествовать опыт совместной работы в паре, в четверке, в небольшой группе. Подготовленным таким образом детям будет проще вступить в совместную деятельность со всем коллективом группы.
Творческая работа в парах к тому же предоставляет родителям удачную возможность понаблюдать, какие методы и приемы дети используют в процессе коммуникации, как они чувствуют себя в роли лидера и ведомого и т. д. После творческой работы проведите обсуждение, в котором участвующая пара расскажет о своем рисунке и о своих ощущениях. В процессе обсуждения можно задавать стимулирующие вопросы:
- Как бы вы назвали свой рисунок?
- Как вы рисовали: вместе или отдельно?
- Вы довольны получившимся рисунком?
- Как вам работалось вдвоем?
- Всегда ли вы были довольны выбором партнера?
- Как вам удавалось понять друг друга без слов?
- Кому первому приходила идея рисунка?
Работа, организованная таким образом, и внимание взрослого к ощущениям каждого ребенка являются полезным опытом совместной деятельности для детей. Еще одна известная форма организации группового рисования - «Рисунок по кругу» - также не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка. Дети рассаживаются вокруг стола по кругу и начинают рисовать на одном и том же большом листе бумаги, передавая, его друг другу. В процессе рисования договариваться о сюжете не разрешается.
Художник, вне зависимости от возраста, неизменно испытывает связь со своими творениями. Негативное отношение к собственному рисунку может свидетельствовать о негативном отношении к самому себе. В детском рисунке нет ничего случайного. При внимательном рассмотрении и искреннем желании понять ребёнка можно обнаружить множество сигналов и признаков, отражающих его эмоциональное состояние. Желаем вам плодотворного сотрудничества в сфере творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в процессе занятий квиллингом»
Одним из способов развития творческих способностей детей является техника квиллинга или еще эту технику называют Квиллинг (бумагокручение) - это простой и очень красивый вид художественного творчества...

Консультация для родителей "Развитие речи детей через общение и игру"
Данная консультация будет полезна родителям. Приведены примеры игр, за счет которых обогащается словарный запас и формируются лексико-грамматическме категории....

Консультация для родителей "Развитие общения детей"
Коммуникабельность - основа жизненного успеха, как доказано учеными. Что делать, чтобы малыш не вырос букой и как правильно заниматься развитием общения детей....

Консультация для родителей: «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию»
Детство -самое важное время, когда формируется личность со всеми его задатками и проблемами взрослого человека, и очень важно не упустить этот ответственный момент. Именно в детстве, как никогда, важн...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством общения и игры»
Консультация для родитей. "Развитие речи детей посредством общения и игры."...

Консультация для родителей "Развитие речи детей через общение и игру"
Консультация для родителей дошкольников...

