Буклет "Правильно слышу – хорошо говорю!"
методическая разработка (средняя группа)
Фонематический слух играет ключевую роль в обучении языку и грамотному произношению звуков речи. Это способность различать звуки родного языка и понимать различия между ними. Развитие фонематического слуха особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку оно способствует формированию правильного звукопроизношения и помогает предотвратить проблемы с чтением и письмом в будущем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 388.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.
Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.
Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет.
Развитый речевой слух позволяет:
- правильно произносить звуки;
2. четко произносить слова;
3. владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
4. овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
5. успешно освоить письмо и чтение.
Каким образом родители могут
способствовать развитию фонематического
восприятия?
Конечно же, играя!
Играйте каждый день. Игры не займут у вас много времени, а эффект вы увидите уже через несколько занятий. Игры на развитие фонематического слуха прекрасно подойдут во время поездки, ожидания очереди, длинной прогулки в парке.
Игры предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:
1. узнавание неречевых звуков.
2. Различение высоты, силы, тембра голоса.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Различение слогов.
5. Различение звуков.
6. Формирование навыка элементарного анализа.
1. «Играем с неречевыми звуками»
Игра «Угадай, что звучало» Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест бумаги, звон тарелки, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Баночка с секретом».
Вместе с ребенком насыпьте в баночку крупу,
пуговицы, камушки и т.д. И предложите ему угадать по звуку, что внутри.
Игра «Волшебная палочка» Взяв карандаш, постучите им по разным предметам. Волшебная палочка заставит звучать стакан, стол, кубик. Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика.
Игра «Сделай, как я» Попросите ребенка повторить ритмический рисунок хлопков:
I-II, II-I-II и т.д. Усложним вариант: ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «Громкие подсказки».
Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу хлопков в ладоши. Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - хлопки громкие, если он удаляется - тихие.
- «Различение высоты, силы, тембра голоса»
Игра «Узнай, кто позвал».
Эту игру хорошо проводить, когда вся
семья дома. Ребенок стоит спиной к взрослым,
кто-то из родных называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.
Игра «Узнай по голосу».
Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Ребенок находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
3. «Различаем близкие по звучанию слова»
Игра «Правильно-неправильно».
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например, "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон – вагом», «Бумага – тупага – пумага – бумака»,
«Баман, паман, банан, банам, ваван, даван.»
Игра «Слушай и запоминай» Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом; коза, коса; мишка, мышка, миска и т.д.). Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок должен повторить похожие слова или показать соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Внимательные ушки».
Взрослый произносит отчетливо слова, ребенок должен назвать то слово, которое отличается от остальных:
Канава-канава-какао-канава,
ком-ком-кот-ком,
утенок-утенок-утенок-котенок.
дудка-будка-дудка-дудка.
Игра «Доскажи словечко».
Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
*На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).
* Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).
*Грязнулю всегда
Выручает... (вода).
Игра «Шутки-минутки».
Взрослый читает строчки из стихов, намеренно заменяя звуки в словах.
*Мы скатаем снежный ком
И построим куклам ТОМ (ДОМ)
*Говорит сосед – чудак:
Вырос в поле красный РАК (МАК)
*Отругала мама зайку,
Он надел под свитер ГАЙКУ (МАЙКУ).
*Много снега во дворе,
Едут танки по горе (санки).
*Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ (БУДКЕ)
*Пес Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный дуб (суп).
*Тили-бом, тили-бом!Загорелся кошкин том (дом)
*Закричал охотник: «Ой! ДВЕРИ гонятся за мной!» (звери).
*Эй, не стойте слишком близко. Я тигренок, а не миска (киска).
4. «Различаем слоги».
Игра «Похлопаем» Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова.
Взрослый совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Потом ребёнок самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Эхо» Произносите слоги, прикрыв рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «угадать» звуки по артикуляции.
(па-ба, затем по три слога (па-ба-па)
Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф-в, п-б, т-д, поэтому и начинать различать слоги лучше с этих звуков.
5. «Различаем звуки. Игры с гласными»
Упражнение «Повторялки».
Дети повторяют за взрослым ряд из нескольких звуков. Затем положить столько кружков, сколько услышал звуков.
Например, ау, иа, уи, уаи, ауио,….
Игра «Сломанный телевизор»
Взрослый произносит гласные звуки, сочетания звуков без участия голоса. Ребенок, опираясь только на артикуляцию звука, угадывает, что сказал взрослый.
Игра «Поймай звук»
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [А]
А- О-У-А-А-Ы
Э-О-О-А-У-О
6. «Формируем навыки элементарного анализа»
Игра «Какой звук начинает слово»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
Игра «Чья башня окажется выше».
Ребенок придумывает слова, которые начинаются на гласный звук, [а], ([о], [у], [и]), и строит башню. Выигрывает тот, чья башня окажется выше.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «Золотой петушок»
Правильно слышу –
хорошо говорю!
(рекомендации для родителей)
Составитель:
учитель-логопед
Мишустина Е.А.
Курчатов,
2025
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Слышать,понимать, говорить!"
Формирование фонематических представлений у детей младшего дошкольного возраста...

Малыш подрастает- как помогать ему слышать и говорить?
Рекомендации родителям по общению с малышами....

Дополнительная общеобразовательная программа для детей-инвалидов с нарушениями развития "Слышу, понимаю, говорю"
Программа разработана для детей-инвалидов с нарушениями развития, которые являются получателями социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Мастер-класс для родителей «Звуки- это, что мы слышим и говорим»
Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: • активизировать знания родителей о звуках и буквах; • уточнить представления о гласных и согласных звуках (...

Статья : "Слышим, различаем, говорим правильно" (для родителей дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием)
Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слияния звуков речи в слоги ...
Слышим, пишем, говорим
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующего вида...

"Хорошо слышу-правильно говорю"
Основное назначение человеческой речи – служить средством общения между людьми. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, переживаниям...





