Статья : "Слышим, различаем, говорим правильно" (для родителей дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием)
консультация по логопедии (старшая группа)

Спирина Жанна Владимировна

Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слияния звуков речи в слоги и слова. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Несовершеннное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения и усложняет формирование навыков звукового анализа. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_konsultatsiya_uchitelya.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая консультация учителя-логопеда Спириной Ж.В.

 для родителей старшей группы

«Слышим, различаем, говорим правильно»

Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

 Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи. Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения и усложняет формирование навыков звукового анализа. Имеет значение и низкая познавательная активность ребёнка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеется определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Преодоление фонетико-фонематического  недоразвития достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха. Фонематическое восприятие- способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно. На логопедических занятиях по развитию фонематического восприятия и обучению грамоте, а так же элементарным навыкам звукового анализа большое внимание уделяется  гласным звукам , от чёткости произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.

Наиболее  простые формы фонематического восприятия – умение услышать заданный звук в ряду других звуков, определить наличие данного звука в слове. Работа начинается с выделения первого гласного звука в начале слова. Затем дети обучаются выделять последний гласный звук в слове. Следующий этап – выделение гласного в середине слова. Этот этап вызывает наибольшие затруднения у детей с недоразвитием фонематического слуха. Затем дети определяют место заданного гласного звука в слове (начало слова, конец слова или середина слова). Используем схемы слов в виде полосок и цветные фишки, в данном случае, красного цвета в дидактической игре. Процесс этот длительный, зависит от уровня развития детей, их возраста и подготовленности. Когда дети научатся слышать гласные звуки в словах, определять их место в словах, тогда приступаем к работе с согласными звуками в той же последовательности. При изучении согласных звуков, дети учатся различать их по признакам: твёрдый-мягкий, глухой-звонкий. После указанных упражнений дети овладевают анализом и синтезом обратных и прямых слогов типа ап, па, учатся делить слова на слоги. Затем они овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых слов и двухсложных слов (типа зубы ), составляют звуковые схемы с помощью цветных фишек (красная-гласный звук, синяя-твёрдый согласный звук, зелёная-согласный мягкий звук).

Автоматизация поставленных звуков напрямую зависит от развития фонематического восприятия. Чтобы произнести закрепляемый звук, ребёнок должен услышать этот звук в слове , произвести определённый фонематический анализ. Поэтому процесс автоматизации звуков протекает длительно и сложно для ребёнка, вопреки ожиданиям родителей.

При выполнении домашних заданий с ребёнком на автоматизацию звуков, вам, родителям, необходимо помочь ребёнку услышать заданный звук, произнося его утрированно в слове. И отрабатывать речевой материал многократно в течение определённого времени, а не только по выходным. Наиболее сложным заданием для детей с недоразвитием фонематического восприятия являются задания на придумывание слов с заданным звуком, выделение слов с автоматизируемым звуком из предложения. Уделите этому больше внимания, тем самым поможете своему «сокровищу» преодолеть трудный этап автоматизации звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»

Научно- исследовательская разработка   « Совместная работа логопеда и воспитателя  по  коррекции речи старших дошкольников с  фонетико-фонематическим недоразвитием»...

Консультация для родителей по теме "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников"

Описание речевых особенностей детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

«Работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Содержание коррекционной работы по развитию фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза, познавательных процессов, мелкой моторики рук, конструктивного мышления, сукцессивных способностей,...

Содержание и методика работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Педагоги группы: логопед и воспитатель работают в тесном содружестве,...

«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»

        У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речиХарактеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Известно, что самым рас...