«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ (ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ) В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»
статья (подготовительная группа)

Афонина Л.Н.

 Статья посвящена вопросу организации педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Так же раскрываются формы работы педагогического коллектива МБДОУ д/с № 58 с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lyuda.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ (ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ) В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Афонина Людмила Николаевна

Бекташева Татьяна Викторовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №58, ул. Железнякова, д. 2а, г. Белгород, 308007, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена вопросу организации педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Так же раскрываются формы работы педагогического коллектива МБДОУ д/с № 58 с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ.

Ключевые слова: формы взаимодействия с родителями (законными представителями), дети с ОВЗ, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей).

    В соответствии Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». (ФГОС ДО п.1.6.). 

   По мнению психолога Овчаровой Р.В. «Компетентный родитель – это родитель, владеющий знаниями в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка».  То есть, это человек, который не испытывает страха за то, что он плохо исполняет свои родительские обязанности, не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и прилагать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который понимает, что для улучшения развития ребенка в более благоприятную сторону надо, прежде всего, меняться самому, пробовать, искать, учиться.

   Достижение этой цели осуществляется через решение основных задач:

  • просвещение родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей;
  • построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями);
  • вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

   В нашей группе компенсирующей направленности обучаются дети с разными особенностями в развитии:

   - дети с тяжёлыми нарушениями речи (с ТНР)

   -  ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС)

   - дети с задержкой психического расстройства (ЗПР)

   - дети билингвы.

Педагогическое взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется по нескольким направлениям: 

  • диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого - педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
  • просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОУ образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе МБДОУ; содержании и методах образовательной работы с детьми;
  • консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
  • Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся ДОУ основано на сотрудничестве в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОУ совместно с семьей.
  • Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.

   Одним из первоочередных направлений психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в дошкольном образовательном учреждении является повышение педагогической компетентности родителей, посредством использования эффективных форм (групповых и индивидуальных) и направлений деятельности педагогов (согласно пункту 39.3. ФАОП ДО).

Направления нашей деятельности реализуются в разных формах (групповых и индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями).

Остановимся на формах взаимодействия с родителями (законными представителями), которые эффективно используются в нашей группе компенсирующей направленности:

  1. Анкетирование, опрос.

Данная форма взаимодействия позволяет собрать необходимую нам информацию о ребенке и его семье, определить запросы семьи, оценить уровень педагогической компетентности родителей по тем или иным вопросам.

  1. Индивидуальные занятия.

Высокий результат показали индивидуальные совместные занятия с ребенком в присутствии мамы (папы), на которых создаются условия для объективной оценки родителями успехов своего ребёнка, а также с целью обучения взрослых элементам коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях. При невозможности посещения занятий, работа организуется в формате видеороликов или фотоотчёта. Активные ссылки на личные страницы педагогов и сайта ДОО размещена на информационном стенде «Для вас, родители». После посещения или просмотра занятий, родитель может задать вопросы, получить индивидуальную консультацию специалиста. Индивидуализированная помощь семье (практика работы с конкретным ребенком) наиболее привлекательна для семьи, более продуктивно сказывается на коррекционно-развивающем процессе.

  1. Мастер-классы.

Одна из эффективных форм формирования родительской компетенции. Цель: обучение родителей игровым приемам работы с детьми, позволяющее расширить знания, практические умения и творческий потенциал родителей. (Например, «Развитие мелкой моторики», «Обучение приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».)

  1. Родительские собрания.

Общие и групповые родительские собрания в форме игрового тренинга «Давайте познакомимся!», «Безопасность – залог здоровья» и др. Цель - поддержка и сопровождение семьи особого ребенка.

Придерживаясь принципа: «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОО» привлекаем семью к организации и проведению совместных мероприятий.  (активное участие в проектной деятельности, в муниципальных и региональных конкурсах, праздниках, развлечениях, фоточелленджах, акциях, экскурсиях).

  1.  «Логопедический час».

 Проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе, информирует о плане индивидуальной коррекционно-развивающей работы, разъясняя необходимость совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Рекомендации родители получают на приемах логопеда — устно; в письменной форме — в тетрадях ребенка.

Участие родителей предусматривает:

— организацию домашних занятий с ребенком на основе методических рекомендаций учителя-логопеда;

— проведение упражнений с ребенком на развитие артикуляционных навыков;

— создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, поощрение успехов ребенка, формирование мотивации к самостоятельным занятиям, желания научиться говорить правильно.

  1. Наглядно - информационные формы.

 Печатные материалы воспринимаются семьями лучше, если созданы по запросу семьи, написаны простым языком, без специальной терминологии, носят практико-ориентированный характер.

  • Устный журнал учителя-логопеда «Учимся говорить правильно» состоит из рубрик:

- «Для вас родители». В рубрике рассматриваются актуальные проблемы развития речи в дошкольном возрасте, родители знакомятся с системой предоставления логопедической помощи в ДОУ.

- «Звуковичок». Родители знакомятся с логопедическими профилями правильной артикуляции звуков, комплексом упражнений для постановки звуков.

- «Словарик». В данной рубрике предлагаются игры и упражнения для развития словаря и формированию связной речи с учетом возрастных особенностей и календарно - тематического планирования занятий образовательной области речевое развитие.

- «Грамотейка». В разделе размещается материал по развитию лексико-грамматического строя речи.

  •  Навигатор «Любознайка».

Это журнал взаимодействия педагогов и специалистов ДОО. В нём мы размещаем консультации, памятки, буклеты и рекомендации по лексическим темам или запросу родителей. В отдельном кармашке имеется тетрадь, в которой родители пишут записки со своими идеями или предложениями, обращаются с вопросами к специалистам. Для удобства и быстрого поиска нужной информации, каждый специалист обозначен стрелочкой определённого цвета. Предлагаемые материалы написаны простым и понятным для родителей языком, кратко изложены, постоянно обновляются.

  • Постер индивидуальных достижений детей.

 У нас он в виде магнитного стенда, где размещается информация о достижениях детей, даже самых незначительных. Иногда, мы целенаправленно оставляем минимум информации: «научился самостоятельно…», «сегодня смог сделать…», «с удовольствием играл…» и т.д., это всегда вызывает интерес у родителей, и они хотят узнать у педагога завершение фразы. Достижениями своего ребёнка могут поделиться и сами родители, для этого у нас предусмотрены пустые шаблоны. (Осенью – это осенние листочки, или тучки, зимой – снежинки, льдинки).

  •  Мудборд «Дети говорят». Мы его оформили в виде облачков, в которых         записываем самые интересные, смешные и неординарные высказывания детей в детском саду и дома (в ходе бесед и наблюдений в процессе игры).
  1. Дистанционные формы информационно - просветительской поддержки семьи:
  • На сайте ДОО представлена информация о направленности и количестве групп, составе специалистов, программах, режиме обучения обучающихся, оздоровительной работе, деятельности ППк и др.
  • Онлайн - консультации специалистов на сайте ДОО с практическим показом приемов работы с ребенком по различным направлениям. (художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое)
  • Периодическое обновление материала в рубриках: «Галерея событий», «Мы вместе», «Такой день», «Азбука безопасности».

   Об эффективности проводимой работы с семьями особого ребенка свидетельствуют:

-  Повышение педагогической компетентности родителей детей с ограниченными особенностями развития.

 -  Проявление интереса семьи к содержанию коррекционно- образовательного процесса с их ребенком.

 -  Повышение компенсаторных возможностей детей и положительная динамика в развитии, о чём свидетельствуют показатели мониторинга за 3 года.

 - Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОО в целом (по результатам анкетирования).

 - Высокие результаты участия в муниципальных и региональных конкурсах.

Таким образом: использование разных форм работы по взаимодействию с семьями воспитанников способствует формированию интереса родителей к работе детского сада и воспитанию детей, повышению педагогической компетентности по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Нерба, Л.В. Педагогическое просвещение родителей детей дошкольного возраста в современных условиях/Л.В. Нерба//Вестник дошкольного педагогического института. -2018. -№4. -С 228-235.
  2. Обухова, Н. В. Семейное воспитание детей с нарушением речи: учебно- методическое пособие / Н. В. Обухова; Урал. гос. педагогический ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2019. – 128 с.
  3. Подольская, О. А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии: учебное пособие / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020.
  4.  Соболева, Е. В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи / Е. В. Соболева, Н. В. Югова // Молодой ученый. – 2018. – № 46.2 (232.2). – С. 99-103.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2023- 48с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.Советы родителям.

В данной статье представлен материал для родителей.            Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.          ...

«Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников в образовательных программах дошкольного образования»

Участие в XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации», публикация статьи на тему «Взаимодействие педагогичес...

Тема:« Укрепление здоровья, повышение двигательной и речевой активности у детей старшей группы компенсирующей направленности» (из опыта работы)

Выступление на районном методическом обьединении.Тема:« Укрепление  здоровья, повышение     двигательной и речевой активности у детей старшей группы компенсирующей напра...

АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Рабочая Программа по развитию детей с ОВЗ старшей группы «ПЧЕЛКА» разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ детского сада №3 «Солныш...

Особенности мониторинга социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию,...

Деятельность педагога-психолога в системе комплексного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности «Особый ребенок»

Система психолого-педагогического  сопровождения воспитанников с ОВЗ – это практически значимая форма работы команды специалистов (учителя-дефектолога, учителей-логопедов, педагогов-психоло...

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС дошкольного образования закрепляет за воспитателями и другими педагогическими работниками ДОО обязанность сотрудничать с родственниками воспитанников, вовлекать их в образовательную деятельность,...