Консультация для родителей «Готовность к школе. Что мы не понимаем?»
консультация

Хамидулина Зульхиза Ягудовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole_chto_my_ne_ponimaem.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Готовность к школе. Что мы не понимаем?»

        Весна – период повышенной активности для семей, в которых дети готовятся к поступлению в первый класс. Родители проявляют озабоченность и прилагают значительные усилия, посещая престижные гимназии для записи на собеседования и тестирования. Некоторые бабушки и мамы демонстрируют чрезмерную активность, стремясь обеспечить своим детям успешное будущее. Они ищут репетиторов по объявлениям или рекомендациям знакомых, чтобы подготовить детей к школе. В результате, дети вынуждены заниматься с утра до вечера, лишаясь возможности для игр и прогулок.

        Однако школьный психолог может вынести неожиданное заключение о неготовности ребенка к школе, рекомендуя ему еще год провести в детском саду. Эта рекомендация часто вызывает гнев у родителей, которые считают слова специалиста необоснованными. Родители ссылаются на то, что ребенок уже умеет читать, считать до ста, знает домашний адрес и освоил прописи. Они не понимают, почему психолог считает их ребенка не готовым к школе.        

        Действительно, что подразумевается под понятием «не готовность к школе»? Что, собственно, обозначает эта «готовность», которая вызывает столько трудностей у педагогов и волнений у родителей?

        Как известно, любое психологическое понятие имеет свою историю. Выражение «готовность к школе» сравнительно молодо, так же, как и сама проблема. Возникновение этой проблемы связано с экспериментами по обучению шестилетних детей. До того времени, пока дети начинали обучение в семь или восемь лет, никаких подобных вопросов не возникало.

        Однако столкнувшись с шестилетками, традиционные методики обучения оказались неэффективными. Более того, привычные прогнозы успеваемости и объяснения неудач учащихся перестали работать.

        Часто встречались дети из интеллигентных семей, воспитанные, которым уделялось много внимания и развивалось чтение, счет и другие навыки. Казалось бы, что еще нужно для будущего первоклассника? Достаточно начать обучение, и он станет отличником. Но на практике все оказывалось иначе!

        Шестилетних принимали не в каждой школе. Как правило, это были элитные учреждения, имеющие возможность отбора детей. Учителя проводили отбор по привычным критериям. Однако через полгода выяснялось, что почти половина отобранных детей не оправдывала ожиданий. Речь шла даже не о том, чтобы стать отличниками, а о проблемах с усвоением программы в целом.

        Попытки решить возникшие сложности привели к выводу: дети плохо учатся, потому что плохо готовы к школе. Следовательно, нужно готовить их лучше, начиная с пяти лет. Под «лучше» понималось прежде всего умение читать, считать и т.д. Однако вновь ничего не получалось.

        Причина в том, что механическое снижение возраста обучения без учета законов психологического развития ребенка не приведет к положительным результатам.

В чем же суть «готовности»?

        Готовность – это не просто набор умений и навыков, а комплексное психическое состояние человека, формирующееся на протяжении всего жизненного пути. Она не сводится лишь к "готовности к школе", а представляет собой необходимый уровень развития для каждого нового этапа жизни.

        Так, ребенок должен быть готов к ролевым играм, пребыванию в лагере без родителей, обучению в высшем учебном заведении. Отсутствие необходимой готовности на каждом этапе может привести к негативным последствиям: неспособность к взаимодействию с другими детьми препятствует участию в ролевой игре; страх пребывания в лагере без родителей превращает отдых в мучение; непонимание правил университета затрудняет успешное обучение.

        Важно понимать, что невозможно предотвратить все трудности в жизни ребенка, заранее подготавливая его ко всем возможным ситуациям.

        Школьникам необходимо обучать с помощью школьных методов, а блестящий университетский профессор может оказать на развитие ребенка меньшее влияние, чем хороший учитель начальной школы. Аналогично, внедрение школьных методов обучения в детский сад не способствует профилактике будущих трудностей, а наоборот, провоцирует их.

        Развитие личности подчиняется определенной логике: переход на новый этап возможен только после полноценного переживания предыдущего.

        Для того чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, ему необходимо пройти качественные изменения и развить новые психические функции. Эти функции не могут быть сформированы заранее, так как они отсутствуют в дошкольном возрасте. Понятие «тренировка» неприменимо к маленьким детям, поскольку развитие моторики, мышления и памяти – это лишь часть школьной готовности.

        Множество книг и пособий, обещающих родителям легкое решение проблемы школьной готовности, не влияют на естественный процесс созревания. Школьная готовность – это внутренний процесс, который нельзя искусственно ускорить или изменить извне.

Что отличает ребёнка, готового к школе?

        Во-первых, ребенок должен обладать способностью понимать и принимать учебную задачу. Д.Б. Эльконин считал это первым признаком готовности к школе. Неспособность сосредоточиться на сути задания и отвлечение на второстепенные детали (как в примере с плиткой) свидетельствует о неготовности к школьному обучению.

        Во-вторых, важно умение выделять общий способ действия, видеть ситуацию в целом и понимать её смысл. В тексте приводятся примеры, показывающие, как дошкольник может формально выполнять задание, не улавливая его логику.

        В-третьих, формирование специфической самооценки является важным показателем готовности к школе. Младшие школьники уже способны анализировать причины неудач, связывая их с недостатком навыков или усилий, а не с собственными качествами, в отличие от дошкольников.

        В-четвертых, дошкольник преимущественно живет в игровом пространстве, интересуясь сюжетом, но не процессом деятельности. Он не способен рефлексировать над способами выполнения задачи, предпочитая говорить: «А я как будто сделал!».

        Таким образом, текст подчеркивает, что готовность к школе – это комплексное явление, включающее когнитивные, социальные и эмоциональные компоненты.

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

        Следует рассмотреть важный аспект: значение диагноза «не готовность к школе». Родители, столкнувшись с этой формулировкой, часто интерпретируют её как свидетельство отставания или недостаточной развитости своего ребёнка. Однако важно понимать, что речь идёт о шестилетнем ребёнке, для которого неготовность к школьному обучению означает лишь необходимость отложить начало обучения.

        В данном случае диагноз не является клеймом неполноценности, а скорее рекомендацией предоставить ребёнку дополнительное время для игры и развития, что позволит ему впоследствии успешно адаптироваться к школьной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"

Работа с родителямиКонсультации для родителейГотовность к школе: Что мы не понимаем?Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной г...

консультация для родителей Готовность к школе

консультация для родителейГотовность к школе...

Консультация для родителей: Готовность к школе. "Что мы не понимаем"

«ГОТОВНОСТЬ  К  ШКОЛЕ: ЧТО МЫ  НЕ ПОНИМАЕМ?»     Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной г...

Консультации для родителей Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мам...

Консультация для родителей "Готовность к школе"

этот материал поможет родителям увидеть на сколько их ребенок готов стать учеником...

Работа с родителями Консультации для родителей Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Работа с родителямиКонсультации для родителейГотовность к школе: Что мы не понимаем?Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимнази...