План родительского собрания в младшей группе детского сада
консультация

Нальгиева Марет Бекхановна

Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду? Как избежать ошибок?Степени адаптации. Некоторые советы для облегчения процесса адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в группе раннего возраста на тему:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Программное содержание:

1.Познакомить родителей с адаптационным периодом и особенностями протекания адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

#1059;становить контакт между родителями и педагогом.

#1057;одействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность группового сообщества.

Форма проведения: очная ,в группе детского сада

План проведения:

#1047;накомство родителей и воспитателя.

2. Выступление воспитателя (игры)

#1040;нкетирование родителей (анкета – знакомство)

4. Разное

5. Подведение итогов собрания.

6. Заключение. Отзывы о встрече.

Материалы и оборудование:

Стол для игр, стулья, лавочки, воздушный шарик, пустые листочки для рисования, листочки с «солнышком», листочки с «тучкой», фломастеры, цветные карандаши, ручки памятки для родителей: «Играем дома», «Потешки в режимных моментах», буклеты «Проблемы адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Ход собрания:

1. Знакомство с родителями:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть вас! Надеюсь, что наша встреча будет приятной и интересной для нас всех! Рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание.

Сегодня мы посвятим наше родительское собрание теме очень важной, актуальной, требующей терпения – «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Совсем скоро Вы приведете своих малышей в детский сад. И нам с вами необходимо объединить усилия для того, чтобы сделать пребывание детей здесь комфортным, безопасным и полезным. Это наша с Вами общая цель. Нам необходимо стать одной дружной семьей, тогда и пребывания детей в группе станет интересным, увлекательным, познавательным и комфортным.
Так как мы встречаемся с вами в первый раз, нам нужно познакомиться. Я попрошу Вас встать в круг (родители встают в круг)

Упражнение 1: «Наши имена»

Воспитатель: Я пущу по кругу воздушный шар. Предлагаю по очереди сначала назвать своё имя, а потом вспомнить, и назвать себя так, как Вас называли родители и близкие люди в детстве. Это очень нужное и трогательное упражнение!

Упражнение 2: А теперь, ещё одно упражнение. Назовите теперь имя своего ребенка, и то, как к нему обращаетесь Вы и близкие люди в домашней обстановке.(проводится игра - знакомство)
Воспитатель: Спасибо, вот мы познакомились друг с другом и я немного узнала о ваших детках, теперь уже можно сказать и о моих, было очень интересно.

Ни для кого не секрет, что дети, и взрослые очень любят, когда к ним обращаются по имени и не просто по имени, а используя уменьшительно-ласкательные формы имени. Это одни из самых приятных звуков для человеческого слуха. Давайте же почаще называть детей, своих близких и просто людей из Вашего круга общения по именам.

2. Выступление воспитателя:

Воспитатель: И вопрос, который интересует всех насэто: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

И начать свой разговор я хотела бы со стихотворения:

Какое счастье! Ваш малыш подрос!

И многое умеет сам:

Играет, ходит, размышляет.

Пришла пора ребенка в сад отправить.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот –

Малыш сегодня в детский сад идет!

Вздыхает мама: «Как он там один?

Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми?

А если плачет? Как же быть?

Что делать? Как же все исправить?»

Всех адаптация переживать заставит!

Уважаемые родители! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка – он пришел в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать больше об особенностях этого сложного периода.

Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко.

Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Родителидолжны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик»

Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребенок привыкнет? Понравится ли ему?

Профессор Н.М. Аксарина, раскрывая проблемы адаптации детей раннего возраста, приводит пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей, – но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. Так же и ребёнок (как это дерево,)и чтобы не нарушать его нервную систему, и мы педагоги, и вы родители должны ему в этом помогать.

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.

Период адаптации – это наиболее сложный процесс в жизни ребёнка и для родителей, и для нас сотрудников.

Живя в семье в определённых условиях организм ребёнка приспосабливается к определённой температуре и к окружающему микроклимату. У ребёнка образуются различные привычки: он привыкает к домашнему режиму, способу кормления, у ребёнка формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

И вот наступает тот день, когда ребёнка надо вести в детский сад. Волнение родителей мы понимаем. Надо настроиться родителям - всё будет хорошо.

Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И вот ребенок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть?»

Как не парадоксально, но это очень хорошо, что малыш плачет. Большую тревогу вызывают тихие, «Равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребенок плачет – он дает «сигнал» обратить на него внимание. По статистике (проверено годами) можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.

Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание ребенка на деятельность, которая приносит ему удовольствие – на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателями и ребенком.

В первую очередь на адаптацию влияет физическое состояние ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптивных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в детском саду.

Другим фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором он поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к матери и возникающими на этой основе формами поведения.

К моменту поступления в детский сад ребенок может уметь:

Самостоятельно есть разнообразную пищу;

Своевременно сообщать о своих физиологических потребностях;

Мыть руки при помощи взрослых;

Пользоваться полотенцем, носовым платком;

Самостоятельно садиться на стул;

Самостоятельно пить из чашки;

Пользоваться ложкой;

Участвовать в одевании.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:

1 – 16 дней - легкая адаптация

16 - 32 дней – адаптация средней тяжести

от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация

1. Лёгкая адаптация

Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

В первые дни аппетит может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается, в первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.

2. Адаптация средней тяжести

Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса.

Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней.Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.

3. Тяжелая адаптация

Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Часто болеют, более 3 раз за период. Появляются признаки невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться. Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню. Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне. Восстанавливается примерно к 60 дню.

Объективные показатели окончания периода адаптации у детей являются:

Глубокий сон;

Охотное общение с другими детьми;

Хороший аппетит;

Бодрое эмоциональное состояние;

Полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

Соответствующая возрасту прибавка в весе.

Желание идти в сад.

Признаки дезадаптации:

Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, много ворочается.

Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе.

Появление вялости, капризности.

Появление агрессивности, часто меняется настроение.

Ребенок чаще стал болеть.

Для того чтобы ребенок привык к новым условиям жизни, следует постепенно формировать у него привычку и желание ходить в детский сад. Лучше всего адаптация проходит с участием мамы. Однако не каждая мама понимает необходимость такого участия и представляет, как нужно себя вести в период, когда ребенок не хочет отпускать ее от себя, плачет, отказывается играть и общаться с воспитателем и сверстниками.

Чем же может помочь мама?

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

- Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

- Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).

- Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

- У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело.

Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

- Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями.

- Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу.

- Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.

Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать.Удачи Вам!

Мы коротко рассмотрели основные моменты этой большой темы, а сейчас немного отдохнём то теории, у нас опять игра. И сейчас мы с вами пофантазируем и порисуем.(проводиться игра)

Игровое упражнение «Дом счастливого ребенка».

Материал: лист бумаги и маркеры (карандаши, фломастеры, ручки) разного цвета на каждого участника.

Ход игры:

Воспитатель: Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, а счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – «счастливый дом». Давайте нарисуем или опишем «дом счастливого ребенка». Это может быть в виде ромашки, на лепестках которой вписаны необходимые составляющие. Или же это будет многоэтажный домик, а на каждом этаже счастливые моменты в жизни Вашего ребенка. Можно использовать все, о чем вы думаете. (Родители рисуют, играет спокойная музыка, затем идет обсуждение работ по желанию).
Воспитатель: Спасибо, очень красочные и интересные получились работы, и мы подведем итог нашему собранию.

4. Итог выступления:

Воспитатель:1.Итак, привыкание к дошкольному учреждению – это первый проблемный этап в детском возрасте. Вы можете помочь ребёнку подготовиться, а, значит, и скорее и безболезненнее пройти это время.

Чтобы адаптационный период прошёл легче нужно:

- Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.

- Заранее подготовить малыша (прогулки около детского сада, беседы)

- Поддержать ребёнка (немного терпения, внимания, усилий с вашей стороны)

В заключении хочется сказать, что мы вместе будем закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском саду и в родительском коллективе.

5. Коротко о разном:

#1055;равила нашей группы:

Воспитатель: Познакомьтесь пожалуйста с правилами нашей группы:

-Приём детей в детский сад осуществляется с 7:00 до 8:00.

Опаздывание мешают педагогическому процессу, отвлекают детей и воспитателей от режимных моментов и зарядки;

- За детский сад оплачивайте до 10 числа каждого месяца.

- Если ребёнок не посещает детский сад в связи с болезнью, отпуском или по какой то другой причине, обязательно предупредить воспитателя, затем ребёнок принимается в детский сад только со справкой от педиатра.

- Нельзя забирать детей родителям в нетрезвом виде и лицам младше 17 лет. Воспитатель имеет право не отдавать ребёнка в этих случаях.

- Просьба родителям – принимать участие в жизни группы и детского сада в оформлении участка, группы. Участвовать в различных творческих конкурсах.

2. Выбор родительского комитета

Воспитатель: В нашу группу нужно выбрать родительский комитет. Может ктото желает?(выбирается родительский комитет, решаются групповые вопросы)

Уважаемые родители! Приглашаю Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка — для создания благоприятных условий его развития и профилактики дезадаптации.

(Под спокойную музыку, заполняются анкеты «Давайте познакомимся»)

5. Заключение. Отзывы о встрече.

Воспитатель: Если сегодняшняя встреча вам понравилась и вам было интересно, то возьмите листочек с «солнышком» и напишите положительные отзывы, понравившиеся моменты. На листочке с «тучкой» - то, что не понравилось, на что необходимо обратить внимание. Для меня важно знать ваше мнение, очень рада была познакомиться с вами, надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание, жду ваших детей в детском саду! Задавайте пожалуйста вопросы (воспитатель отвечает на вопросы, если они есть). Спасибо всем!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в младшей группе детского сада "Приятно познакомиться!"

Образовательный процесс в ДОУ в соответствие с целями и задачами ФГОС предполагает включение в активный образовательный процесс всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. ...

Протокол родительского собрания в младшей группе детского сада

Протокол родительского собрания. Начало года....

Сценарий родительского собрания в младшей группе детского сада «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Форма проведения: традиционное собрание.Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.Задачи: актуализиро...

Конспект родительского собрания в младшей группе детского сада тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам,...