Шпаргалка для родителей "Заикание: причина не только в стрессе"
консультация (средняя группа)

Дерябина Ольга Владимировна

В предыдущей статье мы с вами начали разговор о заикании, его причинах и отметили, что чаще всего пусковым моментом заикания является сильнейший стресс. Это может быть испуг, глубокие постоянные переживания из-за сложной эмоциональной обстановки дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._shpargalka_dlya_rod.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Шпаргалка для родителей

Заикание:

причина не только в стрессе

В предыдущей статье мы с вами начали разговор о заикании, его причинах и отметили, что чаще всего пусковым моментом заикания является сильнейший стресс. Это может быть испуг, глубокие постоянные переживания из-за сложной эмоциональной обстановки дома.

Почему же этот дефект проявляется лишь у небольшой части детей? Ведь неблагополучие в семьях - это, к сожалению, не редкость, и многие дети хоть раз, но чего-то сильно пугались? Значит, существует ещё один момент, который в совокупности с другими причинами приводит к сбою в речевом развитии ребёнка. Сегодня я  продолжу этот разговор и более подробно рассмотрю причины, по которым возникает заикание у детей.

Итак, нормальной плавной речью заведуют процессы в коре головного мозга. Исследователями установлено, что у заикающихся детей эти процессы сформированы недостаточно. Именно они исподволь влияют на организм ребёнка, ослабляя в той или иной степени нервную систему, делая её ранимой, создают благоприятный фон для срыва её работы.

Предрасполагающую роль в происхождении заикания

могут сыграть следующие факторы

1. Органическое поражение ЦНС (внутриутробные, при- и послеродовые травмы).

Следствием подобного поражения в младенческом возрасте могут быть повышенная возбудимость, плаксивость ребёнка, может запаздывать физическое развитие: малыши поздно начинают держать головку, их отличает блуждающий взгляд, нет должной реакции на игрушки. Такие дети долго самостоятельно не садятся, поздно начинают ходить, движения отличаются неловкостью. Любые отклонения должны настораживать родителей. В этом случае нельзя упускать время, необходимо как можно раньше по рекомендации специалиста оказывать помощь своему ребёнку.

2. Функциональные отклонения в состоянии ЦНС.

Они выражаются в повышенной впечатлительности, тревожности, низком уровне адаптации к новым условиям, быстрой истощаемости нервных процессов. (Такие дети замыкаются в новой обстановке, не вступают в контакт ни с детьми, ни с взрослыми, боятся любого изменения в окружающей их обстановке).

3. Отягощённая наследственность, которая может прослеживаться на уровне нескольких поколений.  Установлено, что по линии мамы заикание передаётся чаще; более вероятно проявление этого дефекта у мальчиков, чем у девочек.

Наличие у родственников заикания или каких-либо заболеваний нервной системы уже изначально обуславливают некоторую ослабленность речевых механизмов. Например, у детей, с которыми мне пришлось работать, прослеживалась следующая цепочка наследственности. У Кати А. заикался дедушка по папиной линии, у Саши М. заикался родной дядя, у Маши Ш. заикается мама, у Вовы П. имеют заикание дедушка по папиной линии, сам папа и двоюродный брат.

4. Осложненное протекание беременности и родов у матери, снижающие устойчивость нервной системы плода к разного рода неблагоприятным воздействиям.

5. Тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания ребёнка в раннем возрасте, истощающие нервную систему.

6. Нарушенный темп речевого развития ребёнка.

Ускоренный - когда развёрнутая фраза появляется к 1,6-1,8 года, делает формирующуюся речевую систему ребёнка очень ранимой. Замедленный же темп (фразы появляются лишь к 3-3,5 года) ведёт к сбою механизма речи.

Нередко названные причины могут так или иначе сочетаться между собой, что ещё более усиливает их предрасполагающую роль.

Причиной возникновения заикания может стать переучивание леворуких детей (левшей) на действия правой рукой. А также перегрузка речевым материалом малыша, который начал рано говорить. Например, ребёнка заставляют разучивать сложные по содержанию стихотворения с последующей демонстрацией «достижения» перед другими людьми, или происходит другая информационная перегрузка с целью продемонстрировать его таланты.

Из всего сказанного напрашивается вывод: возникновение заикания очень тесно связано с состоянием нервной системы ребёнка. И коррекция данного дефекта происходит на фоне обязательного лечения, назначенного неврологом.

О том, что делать в первую очередь, если вы заметили первые запинки в речи ребёнка, мы поговорим в следующей статье.

Дышим правильно и говорим красиво

Мы с вами даже и не замечаем, что начинаем говорить после вдоха. Вдох при речи лёгкий, бесшумный, короткий и одновременно глубокий, через немного приоткрытые губы.

В противоположность этому правилу некоторым ребятишкам характерны такие особенности речевого акта: они могут начать фразу не только на вдохе, но и на выдохе, в паузе между вдохом и выдохом. Внешне создаётся впечатление «захлёбывающегося» разговора. Чтобы выработать навыки правильного начала речи, я вам хочу предложить следующие упражнения.

Даже если у вашего ребёнка нет никаких речевых проблем, эти игровые занятия позволят всегда говорить свободно, с красивыми модуляциями голоса, достаточно громко и ясно.

В предыдущей статье я предложила вам научить малыша правильно дышать животиком в положении лёжа. Теперь можно выполнить подобные упражнения сидя и стоя.

Надо сесть, прижаться к спинке стула, слегка расставить согнутые в коленях ноги, положить ладонь на живот. (На первых порах взрослый должен на своём примере показывать все действия). При вдохе живот поднимается, выпячивается вперёд, становится видимым. При выдохе медленно опускается - «прячется».

Сопровождайте это упражнение весёлыми рифмовками:

***

Мой живот привык к порядку,

Каждый день играет в прятки.

Я за ним рукой слежу:

Вперёд сначала провожу,

Потом веду его назад -

Пошла игра у нас на лад!

***

Очень важный мой живот,

Спокойно воздух наберёт.

Потом быть важным не желает

И плавно воздух выпускает.

***

Осторожно я вдыхаю,

Шар-животик надуваю.

Плавно воздух выдыхаю,

Шар-животик я сдуваю.

Совет родителям: Через некоторое время предложите ребёнку повторить эти упражнения стоя. Интереснее выполнять задания, стоя боком у зеркала и наблюдая, как двигается живот. Эти игры-упражнения я рекомендую проводить не менее двух раз в день.

Успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание. Причины его возникновения.

Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Отражением этого  являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов, причин возникновения. В представленном м...

Консультация для педагогов и родителей «Заикание: причины появления, способы предупреждения »

Данная консультация содержит информацию о возможных причинах заикания и поможет педагогам и родителям правильно и своевременно предпринять меры по предупреждению заикания....

Родителям о причинах возникновения заикания

Статья о причинах возникновения заикания....

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...

заикание. Причины.

В консультации рассмотрены основные причины заикания у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Заикание. Причины. Пути первой помощи"

Материал для родителей о том, что необходимо сделать при первых признаках появления заикания. Даты рекомендации по проведению упражнений на формирование дыхания и голосоподачи....

Шпаргалка для родителей "Не будите спящего ежа" О проблеме заикания

Дошкольный возраст от двух до пяти лет - это период активного формирования фразовой речи. Ребёнку уже многое хочется сказать, но его ещё не вполне созревшие речевые возможности не успевают за мыслью....