консультация для родителей "Ребёнок и дорога. Правила поведения на дорогах"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах»
Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах, в общественном транспорте должна быть систематической. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И ещё одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало – практическое применение этих знаний целиком ложится на ваши плечи. Единство наших и ваших требований к детям – это условие безопасности наших детей! Дети всегда рядом с нами, они смотрят на нас, подражают нам. Они наша жизнь, наше продолжение, наш смысл сохранить наше будущее – наших ребятишек, обеспечить им здоровье и жизнь – главная задача родителей и всех взрослых.
Лихо, давя на газ за рулём своих автомобилей, переходя проезжую часть на красный сигнал светофора или вообще в неположенном месте, не забывайте, что рядом с вами ваши дети, такие же участники дорожного движения, повторяющие и полностью копирующие пренебрежительное и зачастую опасное отношение взрослых к соблюдению правил дорожного движения. Именно взрослые (родители) закладывают отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии. Родители должны твёрдо усвоить силу собственного примера.
Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Основными причинами нарушения правил детьми являются:
• Неумение наблюдать;
• Личная недисциплинированность детей;
• Невнимательность и беспечность.
Мы предлагаем вам подборку материалов по двум основным направлениям работы:
1. Формирование у детей специальных навыков;
2. Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения.
Рекомендации по формированию у детей специальных навыков.
1. Навык переключения на улицу. Подходя к концу тротуара, к бордюрному камню, остановитесь, замедлите движение, выдержите паузу, необходимую для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону (проезжую часть), осмотрите улицу в обоих направлениях.
2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице. Уходя из дома с ребенком, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
3. Навык переключения на самоконтроль. Умение следить за своим поведением формируется каждодневной тренировкой под руководством родителей.
4. Навык предвидения опасности. Ребёнок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Уроки предвидения скрытой опасности проводите, находясь на тротуаре, в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта.
Неоднократно покажите ребёнку с тротуара:
• стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающий из-за него попутный автомобиль;
• стоящий автобус (сзади) и внезапно выезжающий из-за него встречный автомобиль;
• стоящий грузовик или легковой автомобиль и внезапно выезжающий из-за него другой транспорт;
• кусты, деревья, забор, кучи земли и снега, строительные материалы возле дороги и выезжающий из-за них транспорт;
• движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;
• движущийся транспорт и встречный автомобиль, выезжающий из-за него.
• Необходимо добиться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору улиц, воспринимался ребёнком как сигнал опасности, как рекомендация к повышенной осторожности. Следует выработать условный рефлекс «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы».
5. Навык наблюдения. Подойдя к проезжей части, ребёнок должен повернуть голову «налево - направо» и осмотреть улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма. Осматривать дорогу ребёнок должен несколько раз, так как обстановка на дороге может резко измениться. Прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, следует посмотреть «налево». Дойдя до середины проезжей части, надо посмотреть «направо».
Особенно внимательно ребёнок должен осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребёнок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этих случаях легко не заметить едущий транспорт.
Научите ребёнка всматриваться вдаль и быстро замечать автомобиль, мотоцикл, мотороллер, велосипед, поскольку иногда ребенок смотрит, но не замечает едущий вдалеке легковой автомобиль или мотоцикл.
Рекомендации по обучению детей правилам безопасности поведения в процессе пешего движения.
1. При выходе из дома:
• если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите внимание ребёнка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
• если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите своё движение и оглядитесь — нет ли за препятствием скрытой опасности.
2. При движении по тротуару:
• не ведите ребёнка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
• маленький ребёнок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку; родители должны быть готовы удержать его при попытке вырваться;
• приучите ребёнка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;
• покажите и разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом и др.) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
• не приучайте детей выходить на проезжую часть: коляски и санки с детьми возите только по тротуару;
• при движении группы ребят учите их идти в паре, не выходя из колонны, не нарушая её порядка и выполняя все указания сопровождающих детей взрослых.
3. Готовясь перейти дорогу:
• остановись, замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
• привлекайте ребёнка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге;
• подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги; остановку для пропуска автомобилей;
• учите ребёнка всматриваться вдаль и различать приближающиеся транспортные средства;
• не стойте с ребёнком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
• обратите внимание ребёнка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
• покажите неоднократно ребёнку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции, как водитель пытается резко его остановить, чтобы не сбить пешехода.
4. При переходе проезжей части:
• переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрёстках — по линии тротуаров, иначе ребёнок привыкнет переходить, где придётся;
• идите только на зелёный сигнал светофора. Ребёнок должен привыкнуть, что на красный и даже на жёлтый сигнал не переходят, даже, если нет транспорта. Не переходите дорогу на красный сигнал светофора: если ребёнок это делает с вами, он тем более сделает это один;
• выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишни;
• не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом, иначе ребёнок научится спешить и бегать там, где надо наблюдать, чтобы обеспечить безопасность перехода;
• не выходите на проезжую часть с ребёнком из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, так как он приучится делать так же — это типичная ошибка детей;
• не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели: друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, приучите ребёнка, что это опасно;
• не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребёнку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
• при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребёнка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребёнок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.
5. При посадке и высадке из транспортных средств общего пользования (автобуса, такси):
• выходите первыми, впереди ребёнка. Иначе маленький ребёнок может упасть, ребёнок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
• если вы выходите с ребёнком последними, то предупредите водителя, чтобы он не закрывал двери, думая, что посадка и высадка закончены;
• подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребёнок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колесо;
• не садитесь в транспорт общего пользования (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прищемить дверьми).
• научите ребёнка быть внимательным в зоне остановки — это опасное место для ребёнка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут вытолкнуть ребёнка на проезжую часть.
6. При ожидании транспортных средств общего пользования:
• автобуса, троллейбуса, такси: стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине;
• такси: при необходимости остановить автомобиль вне зоны посадочной площадки, стойте с ребенком только на тротуаре или обочине;
Даются, рекомендации по обучению детей правилам безопасного движения в транспортном средстве.
При движении в автомобиле:
• приучайте детей дошкольного возраста сидеть в автомобиле только па заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции внезапно бросает ребёнка вперёд, и он ударяется о стекло или переднюю панель. Этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;
• не разрешайте малолетнему ребёнку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться в переднее стекло или панель;
• ребёнок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребёнку и довести его до перехода пли перекрестка;
• не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
• ребёнок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребёнка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.
При поездке в транспортном средстве общего пользования:
• приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребёнок не получил травму от удара;
• научите ребёнка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.
Ребёнок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей. Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может, замечание, сделанное Вами ребёнку, вовремя протянутая рука помощи предотвратит возможную беду.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят, или как делают?
Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.
Ежедневное соблюдение правил дорожного движения - это самый надёжный способ сохранить свою жизнь и жизнь детей на дорогах!
Желаем Вам и вашим детям удачи на дороге!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога. Правила поведения на дороге.
Правила поведения детей на дороге. Два листа формата А4. ______________________________________________ Материал в полном размере можно скачатьНа радикале: http://i082.radikal.ru/...
Дорога , правило поведение на дороге
Правило поведение на дороге...
Конспект занятия по теме: Лучший друг на дороге – светофор. Как пользоваться светофором. Правила поведения на дороге и в автобусе.
Вспомнить правила дорожного движения, правили перехода и поведения на улице, значение сигналов светофора....

Конспект занятия по теме: «Лучший друг на дороге – светофор. Как пользоваться светофором. Правила поведения на дороге и в автобусе»
Цели и задачи:• Научить детей соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте;• Систематизировать знания детей о ПДД, правилах пешехода, о работе светофора;• Воспитыват...

Конспект НОД по теме: Лучший друг на дороге – светофор. Как пользоваться светофором. Правила поведения на дороге и в автобусе.
ull; Научить детей соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте;• Систематизировать знания детей о ПДД, правилах пешехода, о работе светофора;• Воспитывать умение самос...

"Ребенок и дорога". Правила поведения на дороге.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...

