Главные вкладки
«Игры с пазлами и разрезными картинками, как эффективное средство развития логического мышления, памяти, мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей по организации игровой деятельности для развития мышления. памяти, внимания младших дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игры с пазлами и разрезными картинками, как эффективное средство развития логического мышления, памяти, мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Сегодня уже невозможно представить себе детскую игровую деятельность без составных картинок - пазлов, картинок на кубиках и т.д. Они продаются и в магазинах игрушек, и в книжных киосках.
Так на что же в действительности направлены занятия с составными картинками? Они развивают способность к аналитико-синтетической умственной деятельности: картинка разбита на множество частей, каждую из которых надо осмыслить и объединить в целое изображение. Кроме того, фрагменты сюжетных картинок – не просто детали. Описанные качества относятся ко всем сюжетным картинкам. Однако различные их виды имеют свои особенности и оказывают специфическое влияние на развитие ребенка.
Составные картинки бывают разных видов:
- кубики,
- разрезные картинки
- пазлы с разрезом «ключ-замок»
- пазлы с неопределенным разрезом
- картинки-вкладыши.
Ребенок действует с разными видами таких игр по-разному. Поэтому и на его развитие разные картинки оказывают разное воздействие.
Кубики – это любимая практически всеми малышами игра. Во время игры развивается наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика. С помощью кубиков вы сможете познакомить ребенка, например, с фруктами. При этом расскажите, где они растут, что из них можно приготовить - добавляя в активный словарь ребенка новые слова и понятия.
Для детей в возрасте до 3-3,5 лет пазлы с разрезом «ключ-замок» можно считать полезными. За счет заложенного в них принципа контроля над деятельностью они помогают малышам понять суть необходимых манипуляций с деталями и справиться с задачей по составлению картинки. Есть у этих пазлов и другое достоинство. Работа по завершению формы успокаивает, расслабляет. Поэтому, имея минимальное значение для общего познавательного развития, пазлы с разрезом «ключ-замок» обладают релаксационным эффектом. Это их достоинство можно использовать, когда ребенок чрезмерно возбужден, время близится ко сну и т.п.
Пазлы с неопределенным разрезом. Для решения других задач лучше подходят пазлы с произвольным разрезом. Такие картинки выглядят так, словно их просто
порвали, поэтому разрез получился «как попало». В этом случае форма детали тоже контролирует действия ребенка, но контроль увеличивается по мере составления картинки, а деталь сама по себе не вынуждает жестко на нее ориентироваться. Это дает ребенку большую свободу действий. За счет такой особенности пазлы с произвольным разрезом могут быть использованы на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно хороши пазлы с сюжетным рисунком, где каждая деталь «равна» отдельному образу. Это позволяет в ходе выкладывания общего панно придумывать рассказ: добавил новый кусочек - продолжил повествование.
Картинки-вкладыши характеризуются наличием рамки, внутри которой из отдельных деталей выкладывается изображение. Они гораздо сложнее простых вкладышей.
Собрать в рамку картинку из частей - довольно сложная задача для детей, не достигших 3,5–4 лет. Очень немногие малыши способны делать это осмысленно. Большинство детей хаотично вставляют детали. Ту же картинку, но без рамки сложить гораздо легче: дети ищут определенный фрагмент, его место, не совершая при этом хаотичных проб. При работе с рамками ребенку требуется помощь взрослого. Если взрослый помогает, подсказывает ему нужные шаги, ребенок справляется с задачей. Значит, картинки-вкладыши в отношении детей младшего дошкольного возраста обладают высоким развивающим эффектом.
По достижении 4 лет ребенку можно предлагать картинку-вкладыш с простым сюжетом или вообще на время отложить этот вид сюжетных картинок. Новый интерес к ним пробуждается у детей в 5 лет, и они с удовольствием собирают картинки-вкладыши с сюжетным изображением.
Во время занятий по сбору картинки из частей малыш учится понимать связь между отдельными частичками и целым. Также эта универсальная игра способствует тренировке внимания и памяти.
Не меньшую роль пазлы играют в развитии мелкой моторики рук.
У дошкольников младшего возраста такой навык развит слабо, а во время выкладывания деталей малышу приходится выполнять максимум действий, которые благотворно влияют на его развитие:
•выбор глазами подходящей детальки;
•удерживание небольших частичек в руках;
•выкладывание деталей на соответствующее место.
Еще одним важнейшим элементом таких детских игр является возможность совместной игры ребенка и родителя. Коммуникация, естественным образом возникающая во время игры, ее эмоциональная составляющая — бесценны. Вместе с родителями ребенок может радоваться своим удачам: «у меня получилось!» И учиться справляться с трудностями, когда они возникают: «не получается, но давай попробуем еще». Общение и взаимодействие через игру способствует активному развитию ребенка, в том числе его уверенности в себе, своих способностях, силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Доклад на тему :"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...

ПРОЕКТ «Волшебный песочек» «Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью кинетического песка»
Оглавление 1. Подготовительный этап …………………………………………………&helli...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Аннотация.Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончика...
Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме развития мелкой моторики у детей 3 - 4 лет посредствам пальчиковых игр....

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста...
