Консультация для родителей "Игровые упражнения на развитие мыслительной деятельности"
консультация
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одним детям легко даются новые даже сложные игры, а другие не понимают, что от них требуется, как бы ты ни старался объяснить?
В процессе работы мною было отмечено, что дети, у которых развито мышление «щелкают задачки, как орешки». А вы задумывались над этим вопросом?
Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться.
Чем лучше развито мышление, тем более эффективно вы сможете взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игровые упражнения на развитие мыслительной деятельности»
Для гармоничного развития ребенка важно, чтобы он был не только физически крепким, но и умственно развитым. Это обеспечит ему успешное усвоение школьных знаний и навыков. Ключевым аспектом является развитие мышления, которое формируется через различные виды деятельности.
Мышление — это процесс познания окружающего мира, включающий такие мыслительные операции, как анализ, синтез и рассуждения. Игры, конструирование, лепка, рисование и чтение способствуют развитию обобщения, сравнения, причинно-следственных связей и способности к рассуждению.
Существуют различные виды мышления:
- Наглядно-действенное мышление — основывается на восприятии предметов и направлено на решение практических задач. Это начальный этап развития мышления у детей, когда они взаимодействуют с предметами и игрушками.
- Наглядно-образное мышление — включает образы и представления, основанные на фантазии. Оно позволяет создавать новые, креативные идеи и особенно развито у творческих личностей и изобретателей.
- Словесно-логическое мышление — оперирует понятиями и логическими связями, помогает устанавливать взаимосвязи между явлениями, предметами и людьми. Это абстрактное мышление, включающее представление вещей, которые невозможно увидеть или ощутить в реальности.
Мышление тесно связано с речью, и их развитие взаимосвязано. Специальные занятия и игры могут значительно ускорить развитие мышления, улучшая его показатели в 3-4 раза. Родители играют важную роль в этом процессе, используя игровые методы, которые наиболее привлекательны для дошкольников.
Таким образом, развитие мышления у ребенка — это комплексный процесс, включающий различные виды мыслительной деятельности, такие как наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Игры и занятия помогают ребенку формировать важные мыслительные навыки, которые являются основой для успешного обучения в школе.
Развиваем мышление
Игровое упражнение «Разминка на быстроту реакции».
Из чего видна улица?
Дед, который раздает подарки?
Съедобный персонаж?
Часть одежды, куда кладут деньги?
Какой день будет завтра?
Игровое упражнение «Дополни фразу».
Если песок мокрый, то...
Мальчик моет руки, потому что...
Если переходить улицу на красный свет, то...
Автобус остановился, потому что...
Игровое упражнение «Закончи предложение».
Музыку пишет... (композитор).
Стихи пишет... (поэт).
Белье стирает... (прачка).
Горные вершины покоряют... (альпинист).
Обед варит... (повар).
Игровое упражнение «Загадки – шутки».
Сколько всех игрушек?
Сколько глаз у светофора?
Сколько хвостов у четырех котов?
Сколько ног у воробья
Сколько лап у двух медвежат?
Сколько в комнате углов?
Сколько ушей у двух мышей?
Сколько лап в двух ежат?
Сколько хвостов у двух коров?
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.
Упражнение "Собери целое из частей" - это очень полезное занятие для развития мышления ребенка, его логических способностей и умения делить целое на части и составлять из частей целое.
Взрослый показывает ребенку силуэт лошади без линий, делящих его на части, вместе с ним рассматривает его и обращает внимание на части тела животного (голову, хвост, передние и задние ноги и т. д.) и характерные признаки. Затем он предлагает ему отдельный набор из деталей разрезанного силуэта и просит собрать целую фигурку.
Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
Назови слова, обозначающие домашних животных.
Назови, слова, обозначающие диких животных
Назови слова, обозначающие овощи.
Назови слова, обозначающие фрукты.
Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)
Назови, слова, обозначающие наземный транспорт
Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт
Назови, слова, обозначающие водный транспорт
Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.
Игра «Наоборот»
Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:
Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Храбрый – трусливый
Твердый – мягкий
Шершавый – гладкий
Игра «Бывает – не бывает». Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья
Игра «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)
Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.
Игра «Кто кем будет»
Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.
Игра «Что внутри?»
Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Например:
дом – стол;
шкаф – свитер;
холодильник – кефир;
тумбочка – книжка
кастрюля – суп;
дупло – белка;
улей – пчелы;
нора – лиса;
автобус – пассажиры;
корабль – матросы;
больница – врачи,
магазин – покупатели.
Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».
Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.
Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.
Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:
Игра «Найди лишнее слово».
Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите определить слово, которое является «лишним».
Старый, дряхлый, маленький, ветхий
Храбрый, злой, смелый, отважный
Яблоко, слива, огурец, груша
Молоко, творог, сметана, хлеб
Час, минута, лето, секунда
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
Платье, свитер, шапка, рубашка
Книга, телевизор, радио, магнитофон
Мыло, метла, зубная паста, шампунь
Береза, дуб, сосна, земляника
Ласточка, ворона, курица, сорока.
Игра «4-лишний» -развитие обобщения
Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;
Сосиски – печенье – тарелка – сыр;
Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;
Кепка – шапка – шляпа – тапочки;
Перчатки – ботинки – сапоги – туфли;
Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;
Мандарины – бананы – помидоры – лимоны;
Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;
Синичка – индюк – гусь – петух;
Пенал – тетрадь – карандаш – юла;
Сом – щука – жук – окунь;
Куртка – полотенце – платье – костюм.
Упражнение «Назови, одним словом».
Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
- Дети должны назвать каждую группу одним словом:
а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…
б) Стол, диван, кресло, стул -…
в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…
г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…
д) Январь, март, май, август -…
- Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:
а) Ботинки, туфли – это…
б) Прятки, жмурки – это…
в) Зима, осень - это…
г) Пальто, куртка – это…
д) Иванов, Петров, Сидоров – это…
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
Упражнения на развитие мыслительной операции:
«Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
муха и бабочка
дом и избушка
стол и стулья
книга и тетрадь
вода и молоко
топор и молоток
город и деревня
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?» Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:
«Закончи слово»
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый
слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру. Предлагаются слоги:
по… · до…
на… · че…
за… · пры…
ми… · ку…
му… · зо…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития мыслительной деятельности у детей дошкольного овзраста
Использование дидактических игр и игровыхупражнений для развития мыслительнойдеятельности у детей дошкольного возраста Панкратьева Наталья Николаевна – воспитатель МАДОУ «Центр развития реб...

Игровые упражнения для развития мыслительной деятельности
Подобран ряд игровых упражнений для работы родителей с детьми...
Консультация для родителей "Игровые упражнения для развития дыхания"
Консультация для родителей с комплексом упражнений по развитию дыхания. Можно исползовать для групповых и индивидуальных занятий....

Игровое занятие-тренинг развития мыслительной деятельности.
Цели, задачи:развитие образной памяти, ассоциативной памяти, воображения, вербально-логического мышления, устной речи, графомоторных навыков....
Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»
Обратите внимание, какие звуки произносит ваш малыш. Если он радостно лепечет: «ав-ав», подхватите эту «фразу» и повторяйте за ним. Вы увидите, как это понравится самому ребёнку. Лучше такие мини-игры...

Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»
К шести месяцам ребенок уже многое умеет: лепечет, удерживает игрушку, играет с ней. Чтобы малыш развивался в соответствии со своим возрастом, достаточно систематически заниматься с ним, выполняя ряд ...

Консультация «Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержани...
