Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития мыслительной деятельности у детей дошкольного овзраста
консультация по развитию речи по теме

Панкратьева Наталья Николаевна

Использование дидактических игр и игровых

упражнений для развития мыслительной

деятельности у детей дошкольного возраста

 

Панкратьева Наталья Николаевна – воспитатель  МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90»

 

Большинство выпускников ДОУ владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программе массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности будущих школьников показало, что у многих она имеет следующие особенности:

- поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;

- трудности в синтезировании  информации;

- неумение планировать;

- неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

- трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.

Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6 - 7 – летних детей возрастными, физиологически обусловленными.

Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений  полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина,  В.В. Давыдова, В. Штерна, А.Валлона, Ж. Пиаже.

Не ставя под сомнение данное утверждение, считаю, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться переход от конкретного мышления к более сложной форме – словесно – логическому. Поэтому предлагаю,  активно использовать в работе дидактические игры и игровые упражнения.

 

Что дает игра детям?

- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

- Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна.

- Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает самого человека, активизирует его способности.

 - Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

- Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.

- Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных  своих формах она предлагает обучение.

- Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.

- Игра дает развитие воображения.

- Игра дает возможность развить свой ум.

- Игра дает радость общения.

- Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям.

Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Разные дидактические игры развивают интеллектуальные качества: мышление, память, внимание, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал. Умело созданные педагогом, они побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает благотворное влияние на общее психическое состояние ребенка, вызывает  у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение.  Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx330.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и игровых

упражнений для развития мыслительной

деятельности у детей дошкольного возраста

Панкратьева Наталья Николаевна – воспитатель  МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90»

Большинство выпускников ДОУ владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программе массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности будущих школьников показало, что у многих она имеет следующие особенности:

- поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;

- трудности в синтезировании  информации;

- неумение планировать;

- неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

- трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.

Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6 - 7 – летних детей возрастными, физиологически обусловленными.

Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений  полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина,  В.В. Давыдова, В. Штерна, А.Валлона, Ж. Пиаже.

Не ставя под сомнение данное утверждение, считаю, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться переход от конкретного мышления к более сложной форме – словесно – логическому. Поэтому предлагаю,  активно использовать в работе дидактические игры и игровые упражнения.

Что дает игра детям?

- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

- Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна.

- Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает самого человека, активизирует его способности.

 - Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

- Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.

- Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных  своих формах она предлагает обучение.

- Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.

- Игра дает развитие воображения.

- Игра дает возможность развить свой ум.

- Игра дает радость общения.

- Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям.

Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Разные дидактические игры развивают интеллектуальные качества: мышление, память, внимание, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал. Умело созданные педагогом, они побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает благотворное влияние на общее психическое состояние ребенка, вызывает  у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение.  Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Логические упражнения для развития речи

                                         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ.

БЛОКИ ДЬЕНЕША.В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления.  Одним из эффективных пособий  являются логи...

Игровые упражнения для развития мыслительной деятельности

Подобран ряд игровых упражнений для работы родителей с детьми...

Дополнительная образовательная программа по развитию мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ «Играем и развиваемся»

        В МКДОУ № 17 существует группа детей с нарушением интеллекта. В первую очередь страдают такие психические   функции, как мышление и речь....

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие координации движений у детей дошкольного возраста.

Подвижные игры и  игровые упражнения на развитие координации движений  у детей дошкольного возраста....

"Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ в играх и упражнениях» «Логические цепочки»

В старшем возрасте у дошкольником начинает формироваться словесно-логическое мышление. Этот вид мышления самый сложный, он оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выражен...

Роль пальчиковых игр и упражнений в становлении речи и развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика - залог успешного становления речи. Важно, начиная с раннего возраста, использовать элементы пальчиковой гимнастики. Учёные, изучавшие деятельность головного мозга, психику...