Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития мыслительной деятельности у детей дошкольного овзраста
консультация по развитию речи по теме
Использование дидактических игр и игровых
упражнений для развития мыслительной
деятельности у детей дошкольного возраста
Панкратьева Наталья Николаевна – воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90»
Большинство выпускников ДОУ владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программе массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности будущих школьников показало, что у многих она имеет следующие особенности:
- поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
- трудности в синтезировании информации;
- неумение планировать;
- неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
- трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.
Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6 - 7 – летних детей возрастными, физиологически обусловленными.
Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В. Штерна, А.Валлона, Ж. Пиаже.
Не ставя под сомнение данное утверждение, считаю, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться переход от конкретного мышления к более сложной форме – словесно – логическому. Поэтому предлагаю, активно использовать в работе дидактические игры и игровые упражнения.
Что дает игра детям?
- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
- Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна.
- Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает самого человека, активизирует его способности.
- Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.
- Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предлагает обучение.
- Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
- Игра дает развитие воображения.
- Игра дает возможность развить свой ум.
- Игра дает радость общения.
- Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям.
Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Разные дидактические игры развивают интеллектуальные качества: мышление, память, внимание, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал. Умело созданные педагогом, они побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает благотворное влияние на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 330.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр и игровых
упражнений для развития мыслительной
деятельности у детей дошкольного возраста
Панкратьева Наталья Николаевна – воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90»
Большинство выпускников ДОУ владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программе массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности будущих школьников показало, что у многих она имеет следующие особенности:
- поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
- трудности в синтезировании информации;
- неумение планировать;
- неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
- трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.
Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6 - 7 – летних детей возрастными, физиологически обусловленными.
Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В. Штерна, А.Валлона, Ж. Пиаже.
Не ставя под сомнение данное утверждение, считаю, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться переход от конкретного мышления к более сложной форме – словесно – логическому. Поэтому предлагаю, активно использовать в работе дидактические игры и игровые упражнения.
Что дает игра детям?
- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
- Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна.
- Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает самого человека, активизирует его способности.
- Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.
- Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предлагает обучение.
- Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
- Игра дает развитие воображения.
- Игра дает возможность развить свой ум.
- Игра дает радость общения.
- Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям.
Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Разные дидактические игры развивают интеллектуальные качества: мышление, память, внимание, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал. Умело созданные педагогом, они побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает благотворное влияние на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.
Логические упражнения для развития речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-217043-1541528995.jpg)
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ.
БЛОКИ ДЬЕНЕША.В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления. Одним из эффективных пособий являются логи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-593897-1424187726.jpg)
Игровые упражнения для развития мыслительной деятельности
Подобран ряд игровых упражнений для работы родителей с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/23/picture-1073537-1540317624.jpg)
Консультация для родителей « Дидактические и игры и упражнения по развитию мыслительных операций у детей дошкольного возраста»
ГБОУ Школа № 480. День открытых дверей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-1185054-1573066447.jpg)
Дополнительная образовательная программа по развитию мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ «Играем и развиваемся»
В МКДОУ № 17 существует группа детей с нарушением интеллекта. В первую очередь страдают такие психические функции, как мышление и речь....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/04/picture-797265-1488619728.jpg)
Подвижные игры и игровые упражнения на развитие координации движений у детей дошкольного возраста.
Подвижные игры и игровые упражнения на развитие координации движений у детей дошкольного возраста....
"Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ в играх и упражнениях» «Логические цепочки»
В старшем возрасте у дошкольником начинает формироваться словесно-логическое мышление. Этот вид мышления самый сложный, он оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выражен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1290054-1605549638.jpg)
Роль пальчиковых игр и упражнений в становлении речи и развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика - залог успешного становления речи. Важно, начиная с раннего возраста, использовать элементы пальчиковой гимнастики. Учёные, изучавшие деятельность головного мозга, психику...