РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ.
методическая разработка по теме

Назарова Наталья Ивановна

БЛОКИ ДЬЕНЕША.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления.  Одним из эффективных пособий  являются логи­ческие блоки Дьенеша.

РАЗВИТИЕ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  У  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  В  ИГРЕ НИКИТИНА  «ЧУДО КУБИКИ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubiki_nikitina.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  У  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  В  ИГРЕ НИКИТИНА

«ЧУДО КУБИКИ».

Задачи игры:

  1. спосбствовать развитию сформированности сенсорных эталонов цвета, величины, формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей, абстрактного мышления (Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи или по каким-либо другим причинам от-казывается от вербального контакта со взрослыми.)
  2. развивать мыслительные операции анализа и синтеза на материале конструктивной, внеречевой деятельности;
  3. развивать мелкую моторику;
  4. развивать внимание;
  5. воспитывать усидчивость, самостоятельность

Оборудование:

Описание: Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3-х и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, т.е. выполнить уже творческую работу.
Используя разное число кубиков, различающихся по цвету и форме, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

Как играть?

Все задания ребенок выполняет самостоятельно, однако при первом знакомстве малыша с кубиками взрослый показывает ему, как путем совмещения разных цветов получается целостный образ.

Рассмотрите кубики вместе с ребенком, называя каждый цвет ("Вот желтый "камешек", давай найдем такие же для нашей дорожки...", "Пришла зима и засыпала все белым снежком, давай вместе в этой коробке построим из кубиков белое снежное поле...").

В дальнейшем взрослый старается не подсказывать, но находится рядом, показывает образец, поддерживает ребенка.

Начинать игру лучше всего с простых рисунков.

Первый узор "дорожка" взрослый кладёт перед малышом и даёт ему задание сложить из кубиков точно такую же "дорожку". Большинство малышей обычно легко справляются с этим заданием.

Вторая и третья "дорожки" получаются еще быстрее, чем первая, и не страшно, если не совсем точно выдержана их длина. Допустим, ребенок вместо 4 кубиков взял только 3.

  1. Не кажется ли тебе, что "дорожка" получилась короче, чем на картинке? Давай сравним!

И малыш сам исправит ошибку.

  1. Вот теперь получилось точно, без ошибки, - можете похвалить его. И так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать ростки именно здесь, в игре.

 Средний дошкольный возраст - это период, для которого характерно наглядно-образное мышление, поэтому простой схемой малыша, которого еще не увлек сам процесс преодоления трудностей, заинтересовать непросто. Другое дело, когда схемы "оживают", и кубики превращаются в волшебные домики, цветы или рубашку для любимого героя. Предложите малышу самому придумать имена и удивительную историю о приключениях новых друзей. Такая игра будет способствовать развитию речи ребенка. После того, как малыш соберет рисунки из кубиков, можно предложить ему выполнить дополнительные задания.

Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть, 5, а может быть, и 10 - все зависит от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет скоро, доволен и малыш, довольны и вы, значит, все в порядке. Обязательно найдите возможность поиграть и "завтра вечером", и послезавтра, и через 2 - 3 дня... Такая "волна" интереса к игре, когда малыш играет в кубики несколько дней подряд, например 5 - 7, наиболее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес в ней. Во-вторых, малыш успеет пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его "потолок" возможностей в данное время. В-третьих, наблюдая за игрой ребенка, вы научитесь чувствовать его возможности. А это умение - очень важное для руководства развитием в любой области. Оно позволит вам правильно определить дозу игры, решить, что можно на время "забыть" игру.

Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении "вверх по лесенке" заданий. Допустим, что малыш первый раз сложил 8 узоров - 4 "дорожки" и 4 "квадрата" Давать ли на следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом "ледокола", т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй день можно дать несколько прежних узоров: 2 - 3 "дорожки", 1 "квадрат", а затем уже новые узоры-задания серии А сколько малышу захочется.

Так, каждый раз "для разгона" надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров и только потом давать новые. Величину "разгона" тоже надо изменять. Если впереди трудный узор, например при переходе от одноцветных граней к двухцветным (этот переход ощутим во всех 3 сериях А, Б, В), то "разбег" следует брать больше, а новых узоров давать меньше, вплоть до 1 - 2.
Как поступить, если у малыша не получается какое-нибудь задание (часто наибольшие затруднения у детей вызывает переход от работы с одноцветными гранями кубика к граням двуцветным)? Сделайте перерыв, возможно, что через несколько дней узор у малыша получится, и это будет его личной маленькой победой! Не предлагайте много заданий сразу, для "начинающих" малышей пусть будет одно задание за занятие. В следующий раз начните новое занятие с закрепления предыдущего. Будет очень полезно к каждой предложенной схеме придумать 2-3 подобных, изменив, например, цвет. Творческие родители и педагоги наверняка изобретут  много таких заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Упражнения для глаз. Примерное планирование разучивания упражнений для глаз для детей старшего дошкольного возраста.

     Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные те...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...