Дополнительная образовательная программа по развитию мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ «Играем и развиваемся»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Аскерова Гюзель Абдуазизовна

          В МКДОУ № 17 существует группа детей с нарушением интеллекта. В первую очередь страдают такие психические   функции, как мышление и речь.

          Практический опыт показал, что наиболее эффективным средством для обучения детей с нарушением интеллекта  являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер.

           Одной из таких игровых технологий является технология с использованием   логических блоков Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.                               

Блоки Дьенеша - уникальный по своим возможностям дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи интеллектуального развития детей, поставленные в программе Дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. 

Комплект дидактического материала состоит из фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Блоки Дьенеша используются для развития мыслительных умений: сравнивать, классифицировать, обобщать. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

          Учитывая особенности наших воспитанников, можно утверждать, что именно блоки Дьенеша могут быть эффективным средством развития  детей дошкольного возраста с ОВЗ.  Они отличаются своей красочностью, яркостью, объемом, возможностью потрогать, пощупать, использованием разнообразных действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_i_razvivaemsya.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17» города Аши Челябинской области

РАССМОТРЕНО                                                                                       УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим Советом                                                                         Приказом № от

МКДОУ №17 г.Аши                                                                                 Заведующий МКДОУ

Протокол №                                                                                               №17 г.Аша

От «_____»________2018г.                                                                      И.Н.Гулина__________

Дополнительная образовательная  программа

по развитию мыслительной деятельности

у детей дошкольного возраста с ОВЗ

«Играем и развиваемся»

Возраст детей: 4 - 5 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель программы:

Аскерова Гюзель Абдуазизовна

Учитель-дефектолог

Аша 2018г

Содержание программы

1. Пояснительная записка……………………………………стр.3

2.Учебно-тематическое планирование……………………..стр.8

3.Содержание программы……………………………………стр.18

4.Методическое и материально-техническое

 обеспечение программы………………………………………стр.22

5. Ожидаемые результаты……………………………………..стр.23

         6.Мониторинг  уровня развития детей……………………...стр.23

7.Список литературы…………………………………………...стр.25

Пояснительная записка

     Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям данной категории.

Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Наш детский сад посещают дети с нарушениями интеллектуального развития, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;

- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;

- дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с задержкой психического развития, слабовидящие с нарушением опорно-двигательного аппарата, и др.).

   В наше время обучаемость умственно отсталых детей свидетельствует о признании и уже не ставится под сомнение. При организации специального обучения такие дети усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, а некоторые из них могут быть в определенной степени интегрированы в общество. Правильно подобранные методы коррекционной помощи с учетом индивидуальных психологических особенностей детей с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Формирование мыслительной деятельности - важная составная часть педагогического процесса.

 Задача педагога – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Одна из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

     Дополнительная  образовательная программа  «Играем и развиваемся» для детей дошкольного возраста с ОВЗ составлена с учетом ФГОС дошкольного образования на основе  Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и на основе программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

     Актуальность дополнительной программы обусловлена следующими факторами:        

- потребность современных подходов и новых разработок в области коррекции  развития детей с ОВЗ, в связи с увеличением их количества;

- практических рекомендаций по коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, методических разработок по проблеме развития мышления детей с ОВЗ еще недостаточно.

          В МКДОУ № 17 существует группа детей с нарушением интеллекта. В первую очередь страдают такие психические   функции, как мышление и речь.

          Практический опыт показал, что наиболее эффективным средством для обучения детей с нарушением интеллекта  являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер.

           Одной из таких игровых технологий является технология с использованием   логических блоков Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.                                

Блоки Дьенеша - уникальный по своим возможностям дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи интеллектуального развития детей, поставленные в программе Дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.  

Комплект дидактического материала состоит из фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Блоки Дьенеша используются для развития мыслительных умений: сравнивать, классифицировать, обобщать. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

          Учитывая особенности наших воспитанников, можно утверждать, что именно блоки Дьенеша могут быть эффективным средством развития  детей дошкольного возраста с ОВЗ.  Они отличаются своей красочностью, яркостью, объемом, возможностью потрогать, пощупать, использованием разнообразных действий.

           Цель: использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по развитию мыслительной деятельности дошкольников с ОВЗ и создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников.

Задачи:

Развивающие:

  • Развитие логического мышления ребёнка с ОВЗ - (умение сравнивать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
  • Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

1.Знакомство  с геометрическим фигурами, формой предметов,
размерами, цветом

2. Закрепление представлений о величине

3. Ознакомление  с пространственными отношениями

Воспитательные:

  • Воспитание у детей  интереса к занимательной деятельности, формирование умения работы в коллективе 

Направление: социально-педагогическое

Отличительные особенности программы:

Деятельность представляет систему занимательных  игр, с  блоками Дьенеша и палочками Кюизенера,   которые  знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают  упражняться в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Участники:  дети 4 -5 лет

Срок обучения: программа  рассчитана на один год обучения

Разделы программы: 

  • Ознакомление с геометрическими фигурами
  • Ориентировка в пространстве
  • Представления о величине

Общие принципы и содержание программы

Содержание программы ориентировано на  развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

Принципы:

  • Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
  • Доступность  - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
  • Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
  • Творчества - формирование способности находить нестандартные решения
  • Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения .

Режим занятий:

Подгрупповые - 1 раз в неделю (20 минут)

Формы проведения занятий:

Игровые занятия, которые  включают различные виды детской  деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

В занятия включены:

  • Работа с занимательным материалом
  • Сюрпризные моменты
  • Физкультминутки
  •  Подвижные игры

Методы и приемы работы:

  • Объяснительно - иллюстративный  - воспринимают и усваивают готовую информацию
  • Репродуктивный  - воспроизводят освоенные способы деятельности
  • Поисковый  - решение поставленной задачи совместно с педагогом и самостоятельно
  • Исследовательский  - самостоятельная творческая работа
  • Практический  - игровые задания, упражнения
  • Наглядный  -  использование карточек, схем, альбомов
  • Структура занятия:
  •  1часть  Организационный момент
  • Цель:  Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления
  • 2часть  Игровые задания
  • Цель: Развивать логическое мышление. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ.
  • 3часть  Рефлексия

2. Учебный план программы

Занятия проводятся с сентября по май.

Содержание работы

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

Занятия по тематическому плану

1

4

36

Тематический план:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ план работы с игровыми пособиями: «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»

Месяц

Программное содержание

Сентябрь.

Игра «Разноцветные палочки». Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.

Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д.

Игра «Поезд». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.

Игра «Чудесный мешочек». Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.

Д/и «Найди одинаковые фигуры». Цель: Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша.                                                     Д/и «Собери  узор». Цель: Развивать у детей восприятие формы. Учить группировать фигуры по одному признаку: форме.          Д/и «Воздушные шары». Цель: Учить подбирать фигуры одинакового цвета. Расширять представление о форме предмета.      Д/и «Дупло белочки». Цель: учить чередовать предмету по форме и размеру. Развивать внимательность и сообразительность.

Октябрь

Игра «Найди и покажи». Упражнять детей в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.

Игра «Построим заборчик». Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи.

Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.

Игра «Построим мостик». Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия,

 считаться с мнением товарищей.

Д/и «Угадай-ка». Цель: развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство предметов (цвет).               Д/и «Бусы для мамы». Цель: учить понимать смысл выражения «такой же по форме». Закреплять представление о форме и цвете предмета.                                                                                           Д/и «Мостик через речку». Цель: учить выбирать блоки определенного размера и формы последовательно.                     Д/и «Дорожка к детскому саду» . Цель: учить группировать фигуры одновременно по двум признакам: цвету и форме.

Ноябрь

Игра «Угадай-ка!» Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.

Игра «Разложи по цвету». Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.

Игра-занятие «Высокий-низкий». Формировать умение детей различать предметы по высоте и длине; находить лишний предмет; сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга. Формировать умение детей двигаться одновременно в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Д/и «Запомни узор». Цель: закреплять умение различать цвет, форму. Развивать у детей наблюдательность, внимание, память.     Д/и «Ежик». Цель: учить соотносить фигуры по одному признаку: форме, чередуя их по размеру.                                                        Д/и «Сказочное солнышко». Цель: учить понимать смысл выражения «такой же по цвету и форме. Развивать у детей внимательность, сообразительность.                                              Д/и «Пряничный домик». Цель: учить ориентироваться в пространстве (на плоскости листа).

Декабрь.

Игра «Один-много». Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, память.

Игра «Лесенки». Работа с картами – схемами. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.

Игра «Башенки». Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.

Д/и «Найди свой домик». Цель: закреплять умение различать цвет, форму. Учить систематизировать геометрические фигуры по цвету и форме.                                                                            

Д/и «Цветочные полянки» . Цель: закреплять представления о форме, цвете и размере фигур. Учить  классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.                                   Д/и «Лесные лужайки». Цель: развивать умение детей различать геометрические фигуры по двум признаками (размер и толщина).     Д/и «Праздник в стране Блоков». Цель: учить выбирать блоки по знакам-символам. Создавать положительный эмоциональный настрой на деятельность.

Январь

Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, об их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

Игра-конструирование. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, об их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

Д/и «Бабочки-красавицы». Цель: Развивать умение детей различать геометрические фигуры по трем признаками (цвет, форма, размер).                                                                                 Д/и «Друзья - ушастики». Цель: Упражнять детей в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету и форме и размеру.                                                                                          

Д/и «Белка и Стрелка в космосе». Цель: учить выделять предметы по двум признакам: цвету и форме. Расширять речевой запас детей.                                                                                                     Д/и: «Пригласительный билет». Цель: Развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.

Февраль

Игра-занятие: «К нам приехали игрушки». Формировать умение детей правильно называть игрушки, развивать элементы математических представлений, развивать понятие цвета, воспитывать чувство сострадания и доброжелательности.

Игра-инсценировка: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» Познакомить детей со сказкой, сопровождая рассказывание показом персонажей и их действий (с использованием настольного театра). Развивать творческие способности к моделированию и конструированию. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.

Д/и «Разноцветные зайчата». Цель: закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного цвета, формы.                                    Д/и «Домики». Цель: учить последовательно выкладывать блоки: чередовать по цвету, размеру.                                                         Д/и «Муравьи». Цель: развивать умение детей различать цвет и размер предметов. Формировать представление о символическом изображении предметов.                                                                      Д/и «Толстые и тонкие». Цель: различать фигуры по толщине и размеру блока. Развивать умение ориентировки в пространстве.    

Март

Игровая деятельность: «Помоги зайчику». Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту.

Игровая деятельность: «Поможем маме-зайчихе». Закрепить знания о диких животных. Уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий». Развивать представление об эталонах цвета. Дать представление об овале.

Игра «Домик для матрешки». Закрепить представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах 5); поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, внизу, вверху, посередине) и назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и другие).

Д/и «Кто быстрее соберет блоки!» Цель: Учить определять размер и толщину блока. Формировать представление о символическом изображении предметов.                                      

Д/и «Машинки». Цель: учить работать с блоками самостоятельно по образцу. Развивать умение ориентировки в пространстве.     Д/и «Карусель». Цель: Упражнять детей в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету и форме.               Д/и «Поручения». Цель: Расширять речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Апрель

Игра «Сушим полотенца». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).

Игра «Зайка». Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения.

Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).

Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству: больше – меньше. Развивать внимание, память.

Д/и «На свое место». Цель: Учить описывать геометрическую фигуру определенного цвета, формы.                                            

Д/и «Найди и назови». Цель: закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного цвета.                             Д/и «Веселые каркуши». Цель: учить выкладывать блоки на плоскости по образцу по одному, двум признакам.                       Д/и «Переводчики». Цель: Учить кодировать и декодировать информацию о свойствах  фигур (по карточкам-символам) в качестве зрительно ориентира.

Май

Игра «Дорога к дому». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади.

Игра «Разноцветные флажки». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете.

Игра «Бусы». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете.

Д/и «Назови соседей». Цель: закреплять умение описывать геометрическую фигуру определенного цвета, формы.                    Д/и «Зайкин огород». Цель: учить последовательно выполнять игровые действия с блоками.                                                          Д/и «Помоги Незнайке». Цель: учить пользоваться  кодом, обозначающим знак отрицания «не» («Не круг», «Не красный», «Не большой»). Закрепить слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства.                                                                        Д/и «Лепим нелепицы». Цель: учить сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, форме, размеру, толщине). Учить выявлять и абстрагировать свойства предметов.

месяц

тема

Количество занятий

всего

теоретических

практических

сентябрь

1.

2.

3.

4.

Знакомство детей с палочками Кюизенера.

Игры с палочками Кюизенера

Знакомство детей с блоками Дьенеша.

Игры с блоками Дьенеша.

4

1

1

1

1

октябрь

1.

2.

3.

4.

Способствовать развитию умения группировать, классифицировать блоки по величине, цвету, размеру.

Развивать умение группировать, классифицировать по цвету.

Уточнить знания о круге, способствовать развитью умения анализировать, сравнивать, классифицировать

«Волшебный круг»

4

1

1

1

1

ноябрь

1.

2.

3.

4.

Закрепление названия цвета. Развивать комбинаторские способности.

Упражнять в счете предметов

Приобщать детей к моделированию.

Занятие: «Волшебный поезд».

4

1

1

1

1

декабрь

1.

2.

3.

4.

Учить сравнивать предметы по длине и обозначать словами результаты сравнения.

Занятие: «Числа 1и2».

Уточнить знания детей о квадрате, познакомить с треугольником, как части квадрата.

Занятие: «Квадрат».

4

1

1

1

1

январь

1.

2.

3.

4.

Знакомство с прямоугольником. Классификация по 3-м признакам.

Занятие: «Поезд».

Знакомство с понятием «высокий -низкий». Сравнение по высоте.

Занятие: «Зоопарк».

4

1

1

1

1

февраль

1.

2.

3.

4.

Классификация множества по 2-м признакам (цвет и форма, размер и форма).

Занятие: «Чудесный мешочек».

Знакомство с образованием числа 3 и соответствующе палочкой.

Занятие: «Числовая лесенка».

4

1

1

1

1

март

1.

2.

3.

4.

Знакомство с символами, обозначающими цвет, величину фигуры.

Занятие: «Как меня зовут».

Знакомство с образованием числа 4.

Занятие: «Весёлый паровозик»

4

1

1

1

1

апрель

1.

2.

3.

4.

Знакомство с образованием числа 5.

Умение различать количественный и порядковый счёт.

Занятие: «Числовая лесенка».

Закрепить умение детей распределять блоки по одному, двум признакам, развивать логическое мышление, внимание.

Занятие: «Поле чудес».

4

1

1

1

1

май

1.

2.

3.

4.

Продолжать закреплять навыки порядкового счёта, знания о геометрических фигурах, учить логически, мыслить, делать выводы.

Занятие: «Теремок».

Закреплять знания числа 5. Умение сравнивать предметы по длине, высоте. Закрепить количественный и порядковый счёт, знание геометрических фигур. Развивать логическое мышление, творческое воображение.

Занятие: «Автобус».

                                                       итого

4

36

1

1

1

1

ИТОГО: 36 часов.

3. Содержание программы:

месяц

задачи

игры

сентябрь

Знакомство с  палочками Кюизенера, как с игровым материалом, помочь детям сориентироваться в данном материале.

Обратить внимание детей на цвет и свойства палочек

Познакомить детей с эталонами цвета. Закрепить названия основных цветов.

Знакомство с  блоками Дьенеша, как с игровым материалом, помочь детям сориентироваться в данном материале. Закрепить название геометрических фигур, основных цветов,  понятия «большой- маленький»

Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете.

Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.

Приход куклы Кати с подарком

Дидактическая сказка «Царство разноцветных палочек

«Разноцветные палочки»

Приход куклы Кати с подарком

Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)

Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Что изменилось

октябрь

Развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету

Закрепить названия эталонов цвета. Развивать комбинаторские способности.

Продолжать знакомить с логическими блоками. Развитие умение выделить существенные признаки.

Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. 

«Строим дорожки»

«Подарим кукле бусы»

Д/и «Найди не такую».

Д/и «4-й лишний».

Д/и «Продолжи ряд»

ноябрь

 Упражнять в умении сравнивать предметы по длине, классифицировать по длине и цвету

Закрепить название геометрических фигур Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь

Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. умение находить закономерности

 «Сушим полотенца»

«Разноцветные флажки»

Д/и «Найди пару

Д/и «Второй ряд».

декабрь

Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результаты сравнения.

Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.

Развивать связную речь, память, внимание.

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи.

Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения.

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма)

Чудесный мешочек,

Найди свой домик

Д/и «Клад».

Д/и « Игра с одним обручем».

Д/и «Чего не хватает».

Д/и «Игра с двумя обручами»

январь

Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятием высокий -  низкий.

Развивать представление о длине палочек. Учить сравнивать палочки по высоте и длине

Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков.

Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам - признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам

Построим заборчик

Спрячь игрушку

Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет»

Д/и «Заселим в домики»(2 признака)

февраль

Познакомит детей с образованием числа 3 и соответствующей палочкой к нему. Учить называть по порядку числительные от 1 до 3.

Формировать умение моделировать предмет из палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте

Знакомить детей со знаками – Х

Развитие творческого мышления.

Учить детей определять свойства блоков по карточкам

Числовая лесенка Подвижная игра «Где больше?»

 Дидактическая игра «Строительство домов»

Д/и «Переводчик»

Д/и «Художник

Д/и « На свою веточку».

март

Познакомить с образованием числа 4 и цифры 4. Учить считать в пределах 4х, закреплять умение различать количественный счет от порядкового счета

Закрепить умение сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки, ориентировку в пространстве

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь

Числовая лесенка

Подвижная игра «Найди цифру»

 Дидактическая игра «Дачный поселок»

Д/и «Кто хозяин»

Д/и «Игра с двумя обручами»

апрель

Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Учить называть числительные по порядку.

Закрепить счет в пределах 5, умение сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета

Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам.

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.

Подбери пару

Подбери цифру

Размести пассажиров

Дидактическая игра «Скворечник»

Д/и «Заселим в домики».

(3 признака)

Д/и «На свою веточку».

май

Закреплять знание чисел в пределах 5. Умение сравнивать предметы по длине, высоте.

Закрепить количественный  и порядковый счет, знание геометрических фигур. Развитие логического мышления, творческого воображения

Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь

Развитие творческого мышления.

Грибная полянка,

Размести пассажиров,

Разноцветные коврики

Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Художник».

Методическое обеспечение:

-«Наборы палочек Кюизенера»

- «Блоки Дьенеша»

-Цветные схемы-карточки.

- Альбомы: «На златом крыльце сидели», «Давайте поиграем вместе»

Ожидаемые  результаты

 К концу года дети  научатся:

- Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме

- Различать основные цвета и их оттенки

-Знать  отличительные признаки геометрических  фигур (квадрат, круг, треугольник,  прямоугольник)  

 -Считать  в пределах 5,  устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов

-Ориентироваться  в пространстве  (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)

   - Составлять целое из частей.

   - Следовать  инструкциям  и работать по схемам

Мониторинг

Мониторинг  уровня развития детей  проводится в начале года и в конце года.

Критерии оценки развития элементарных математических способностей детей

Критерии

Количество баллов

Ребенок считает в пределах пяти (количественный и порядковый счет), отвечает на вопросы: "Сколько всего?", "Который по счету?". Сравнивает две группы предметов, раскладывает их в возрастном порядке, по длине и высоте. 
Различает и называет треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Знает их характерные отличия.. Определяет направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз). Сравнивает 3–5 предметов разной величины, раскладывая их в возрастающем порядке по длине (ширине, высоте). Различает левую и правую руку

3

Называет и показывает все с затруднениями, справляется с заданиями с незначительной помощью взрослого

2

Частично справляется с заданиями с помощью взрослого

1

Полностью не справляется с заданиями

0

Общий балл:

высокий – 11–15;

средний – 6–10;

низкий – 0–5.

Таблица оценки элементарных математических способностей 
(средняя группа)

Фамилия, имя ребенка

Количество – один, много и т. д.

Величина

Геометрические фигуры

Ориентировка в пространстве

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Дидактические игры - занятия в ДОУ (Блоки Дьенеша) /Выпуск первый  ( Младший возраст.)

   Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.

2.Дидактические игры-занятия в ДОУ (Палочки Кюизенера) Выпуск первый ( Младший возраст). Авт.- сост. Е.Н. Панова. Воронеж 2007.

3.Логика и математика для дошкольников Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Спб,1996.

4.Фидлер М. Математика уже в детском саду, -   М.: Просвещение, 1981.

5.Дошкольное воспитание. №5 2004.

6.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера  (для работы с детьми 3-7лет).Авт.-сост. В.П.Новикова. Л.И. Тихонова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О.Н.Р.

Мною разработан цикл занятий , которые строятся на основе сказочного сюжета, где дети не сидят за столами ,выполняя задания, а постоянно перемещаются по группе в ходе игры. Героями могут быть как сами...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ.

БЛОКИ ДЬЕНЕША.В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления.  Одним из эффективных пособий  являются логи...

"Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ в играх и упражнениях» «Логические цепочки»

В старшем возрасте у дошкольником начинает формироваться словесно-логическое мышление. Этот вид мышления самый сложный, он оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выражен...

Презентация "Игры на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста"

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум». Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности ...

Мастер-класс «Игры на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Мышление - это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к п...

Роль пальчиковых игр и упражнений в становлении речи и развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика - залог успешного становления речи. Важно, начиная с раннего возраста, использовать элементы пальчиковой гимнастики. Учёные, изучавшие деятельность головного мозга, психику...