Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О.Н.Р.
методическая разработка по математике по теме

Мною разработан цикл занятий , которые строятся на основе сказочного сюжета, где дети не сидят за столами ,выполняя задания, а постоянно перемещаются по группе в ходе игры. Героями могут быть как сами дети, а также куклы или игрушки, цифры, знаки, геометрические фигуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Государственное образовательное учреждение

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Учебно-методический центр.

Курсовая работа

Тема:

«Формирование мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с диагнозом О.Н.Р. на занятиях по элементарным математическим представлениям средствами сюжетно-дидактических игр»

                                                               Выполнила

                                                                                      Воспитатель ДОУ № 153

                                                                      Тупицына А.В.

                                

                             База опыта.

МДОУ «Детский сад № 153» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии воспитанников.

ДОУ посещают дети с 3 до 7 лет.

В настоящее время работают 12 возрастных групп.

Дошкольные группы – 12, из них с диагнозом: заикание – 1, с диагнозом ОНР – 11

Каждая возрастная группа имеет свой групповой бок:

 - игровая – столовая;

 - логопедический кабинет;

 - приемная;

 - подобные помещения.

Кроме того, оборудованы и функционируют:

 - Компьютерная комната;

 - сенсорная комната;

 - музыкальный зал;

 - спортивный зал;

 - методический кабинет;

 - медицинский блок.

Исходная ситуация

МДОУ   «Детский сад № 153» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников посещают дети с тяжелыми нарушениями речи: заикание, общее недоразвитие речи 2-й и 3-й степени (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи с дизартрическим компонентом (ФФНР), а также дети с задержкой  психического развития  и некоторыми другими отклонениями в физическом развитии. Работа в саду ведется по типовой программе М. А. Васильевой и коррекционной технологии Н.В. Нищевой.  

Проблема: Я работаю в детском саду уже 30 лет, из них 8 лет с детьми с нарушением речи. Интеллектуальное развитие детей всегда было для меня первостепенной задачей, ведь от того, насколько будет развит уровень мышления, зависит все его дальнейшее обучение. Для детей с нарушениями речи это особенно актуально, ведь у них страдает не только речь, но и все психические процессы Как помочь детям добиться наиболее высокого уровня развития? Традиционными способами очень сложно добиться хороших результатов, развивающие методики не всегда доступны пониманию и восприятию таких детей.  В своей работе я изучила множество литературы, часто использовала и собственные разработки, т.к. коррекционной литературы очень мало и она стала появляться в последнее время Поэтому я обратила внимание на народное творчество, которое понятно и доступно любому ребенку. С помощью сказочного сюжета легче заинтересовать детей и незаметно для них вовлечь в продуктивную деятельность. Как известно, детям с диагнозом О.Н.Р. гораздо труднее справиться с задачами программы и они значительно отстают от сверстников по уровню развития мыслительной деятельности. В настоящее время имеется большое количество литературы, где предлагаются различные методики проведения дидактических игр развивающего характера.  Но системы работы с детьми с нарушением речи по развитию у них мыслительных процессов, способной максимально заинтересовать ребенка на занятиях по математике, не было.

Причины :

Зная особенности психического развития детей с нарушением речи:

- гораздо медленнее формируются основные мыслительные процессы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение.)

- ослаблены функции восприятия, внимания, воображения;

- у большинства детей страдает память;

- речь бедна и примитивна;

- быстрая утомляемость (заниженная работоспособность);

- нередко страдает эмоционально-волевая сфера;

- дети не умеют планировать свою деятельность и хуже ориентируются;

Я поняла, что добиться желаемого результата возможно только благодаря заинтересованности детей в получении новых знаний, желание не просто получать знания в готовом виде, но и самим находить эти знания во время игры. Ведь именно игра, особенно игра сказочного сюжета,  помогает сделать учебный материал увлекательным , создает радостное настроение, а положительные эмоции облегчают процесс познания.

.

         Последствия.

К 7 годам наши дети, наравне со всеми, пойдут в обычные классы общеобразовательной школы.  Дети не должны отставать в развитии от своих сверстников.Поэтому мы должны не только корректировать и развивать у ребенка речь, но сделать все для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, свободно мог общаться со сверстниками и взрослыми.

         Ключевая проблема.

На  основании вышеизложенного можно сказать, что за время пребывания детей в нашей группе необходимо так организовать работу на занятиях по математике, чтобы КПД был наиболее высоким, а это возможно только с помощью дидактических  игр  сказочного  сюжета, потому, что это:

- близко и понятно детям,

- приносит детям радость и чувство удовлетворения,

-помогает ребенку без особого напряжения выполнить задание, потому, что он стремится оказать помощь тому кто в ней нуждается.

Опыт решения сходных проблем.

На данный момент разработано очень много методик и программ по математике. Но не все они подходят для детей с О.Н.Р. Многое из того  , что предлагается, необходимо дорабатывать, делая более интересным и доступным пониманию нашим детям . Немаловажное значение имеет наличие лексической темы, которая планируется еженедельно и все занятия проводятся согласно этой теме. Занятия по математике, так же не должны выходить из этих правил. Поэтому я разработала цикл занятий, где есть сказочный сюжет и подобраны дидактические игры согласно сюжету и теме.

       

      Актуальность

 

Считаю эту проблему актуальной и необходимой для работы не только в коррекционных детских садах, но и в массовых дошкольных учреждениях, так как это поможет педагогам повысить интерес детей к занятиям математикой, сделать ее более доступной пониманию ребенка, а следовательно поможет в развитии интеллектуальных  возможностей детей.

К о н ц е п ц и я   д е я т е л ь н о с т и.  

 При разработке системы методических приемов,  по формированию мыслительных процессов у детей  с нарушением речи, на занятиях по математике,

 учитывались материально-технические, социально-культурные и психолого-педагогические возможности в условиях коррекционного детского сада.

Концепция Европейской сети школ ориентируется , прежде всего на самостоятельное обучение. Следовательно, первоочередной задачей является создание условий для сохранения здоровья и формирования  социально-адаптированной, интеллектуально-развитой личности ребенка-дошкольника в условиях вариативного коррекционного образования.

Приоритетным направлением работы ДОУ является: укрепление здоровья детей, коррекция речи и развитие всех психических процессов. В настоящее время возрастает необходимость активной работы  по  развитию интеллекта детей, так как современная система образования  не стоит на месте, а постоянно совершенствуется.

Деятельность в данном направлении осуществляется на основных принципах:

- Учет особенностей развития детей с общим недоразвитием речи;

- Комплексный подход, включая различные компоненты (индивидуально-деференцированный характер).

-Обязательное и  добросовестное осуществление взаимодействия всех участников педагогического процесса.

- Улучшение воспитательно-образовательного процесса.

 Совершенствование образовательного процесса проводится в следующих направлениях:

-Интегрированный подход в воспитательно-образавательном развитии детей.

-Повышение эффективности за счет максимальной заинтересованности детей.

-Расширение возможностей в получении знаний и умений.

-Укрепление развивающей среды за счет изготовления и приобретения игр с акцентом на русское народное направление.

-Использование современных технологий.

-Организация просвещения родителей по вопросам интеллектуального развития детей.

Содержание работы представляет собой последовательно-спланированную программу по формированию у детей мыслительных процессов, а так же развитию речи, слуха, зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, воображения, любознательности, самостоятельности, коммуникативности и творческого самовыражения.

Полноценно и систематически проводимая работа в этом направлении способствует развитию умственных способностей детей и воспитывает патриотические чувства. О чем свидетельствуют данные диагностических исследований. Адекватный уровень психолого-педагогической диагностики обеспечивает логопед ДОУ.

Большое внимание уделяется работе с социальной средой, которая включает взаимодействие с родителями и школой. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть гипотезу:

             

                 Гипотеза

Если удастся правильно разработать систему методических приемов по развитию мыслительных процессов у детей с О.Н.Р., на занятиях по математике средствами сюжетно-дидактических игр, которая способствовала бы умственному развитию, формированию правильной речи, памяти, вниманию, воображению, инициативности, коммуникативности, творческих способностей и т. д., то это поможет в достижении главной цели: всестороннему развитию личности.

               

 Цели:

           Общая цель инновационной деятельности:

Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в речевом развитии с целью полного, всестороннего развития дошкольников и подготовки их к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Конкретная цель инновационной деятельности:

Разработать систему работы с детьми, с общим недоразвитием речи, по формированию причинно-следственного мышления; умения решать проблемные задачи;  понимать закономерности.  Развить гибкость ума на занятиях по математике,  с учетом их индивидуальных способностей.

 Задачи:

       1.  Разработка и введение системы развития мыслительных процессов у детей, с общим недоразвитием речи, на занятиях по математике.

2. Изучение раздела «Дидактические игры в математике»; программные задачи и содержание работы по возрастам.

3. Изучение имеющегося опыта по данной теме.

4. Выбор критериев для диагностических исследований по данному разделу и проведение обследования психических особенностей детей с дальнейшим анализом.

5. Пополнение предметно-развивающей среды элементами, способствующими развитию мыслительных процессов.

6. Создание условий для развития элементарных математических представлений.

7. Включение в работу специальных игр и упражнений на развитие мыслительных процессов.

8. Развитие у детей интереса к дидактической игре математического содержания.

Критерии оценки.

Диагностика развития речи проводится логопедом по следующим показателям:

- Звукопроизношение

- Лексика

- Грамматический строй речи

- Связная речь

Показатели результатов усвоения знаний, умений и навыков по развитию         речи:

средняя группа                             начало года-25%                        

                                                       конец года-60%

старшая группа                           начало года-27%

                                                      конец года-74%

подготовительная группа          начало года-42%  конец года-82%

Определение уровней освоения программы в процентном отношении:

Низкий уровень- до 33%

средний уровень – от 34% до 65%

высокий уровень – от 66% до 100%

Диагностика проводилась различными способами:

  1. индивидуально по вопросам программы;
  2. фиксирование активности ребенка на занятиях;
  3. тестирование зрительной памяти, уровня мышления, логических операций и оригинальности рисунков с детьми старшего возраста.

Показатели результатов усвоения знаний детьми по формированию элементарных математических представлений:

Ср.гр. н - 25%

            с – 29%

            к – 33%

ст. гр.        н – 30%

                  с – 40%

                  к – 55%

Подг. гр.     н – 40%

                    с – 70%

                    к – 80%

График выполнения работ

Минимальное время проверки результативности работы по данной системе-3 года. Это период развития детей с 4 до 7 лет, т. е. до выхода детей в школу.

Максимальное время- введение данной системы в общую систему коррекционного воспитания и обучения с подтверждением положительных результатов и достижения цели, с постоянным усовершенствованием и обновлением, т. к. только многолетний опыт работы дает возможность выбрать более интересный, доступный, современный, действительно положительно-влияющий материал.

Целевые группы

Прежде всего, данный проект предназначен для коррекционной работы с дошкольниками с целью достижения их всестороннего развития, но его вариативное использование применительно и в любых других дошкольных учреждениях в достижении у детей высокого уровня умственных способностей.

 Ресурсное обеспечение проекта

Главным ресурсным обеспечением проекта, прежде всего, являются:

-помещение для занятий

-оборудование: магнитная доска, фланелеграф, столы, стулья, магнитофон, музыкальные записи.

достаточное количество эстетически –оформленного дидактического материала: игр, демонстрационного и раздаточного.

   

Факторы,  способствующие и препятствующие реализации  инновационной работ

Способствующие факторы:

-желание и заинтересованность в работе,

-положительный отклик и участие коллег,

-заинтересованность и помощь родителей.

Факторов, препятствующих реализации проекта, на данный момент я не вижу. Единственное, что хотелось бы отметить, что дети с тяжелым нарушением речи требуют больше времени и индивидуальной работы в достижении цели.

  Обзор литературы. 

Образовательный процесс, в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей большего умственного  и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к образовательному процессу, помимо других факторов, зависит от уровня развития мыслительной деятельности ребенка, и навыков коммуникабельности. Поэтому, разрабатывая свою тему, я изучила литературу, чтобы расширить и углубить накопленные знания в этом направлении. Особенности и задачи умственного развития детей с общим недоразвитием речи четко прописаны в книгах: Л. Волковой «Логопедия», и Т. Филичевой и Г. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада». Для успешной работы с детьми по формированию у них элементарных математических представлений, средствами сюжетно-дидактических игр, я ориентируюсь, в первую очередь, на « Программу  воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой и коррекционную технологию Н.В.Нищевой  «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб, 2000 г. Также использую опыт таких известных авторов, как : З. А. Михайлова и ее книги: «Игровые и занимательные задачи для дошкольников» М. 1990г.; «Математика от трех до семи» СПб «Акцидент» 1997 г.;   Е. М. Сербина «Математика для малышей» М.1992г.; О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает» М. 1991г В. В. Волина « Праздник числа» М. 1993г.; М. Е. Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения» Ярославль «академия развития» 1997г. Помимо этого, использую статьи на данную тему из журналов: «Дошкольное воспитание»; «Дошкольная педагогика»; «Ребенок в детском саду».  

   

Особенности умственного развития детей   с общим недоразвитием речи.

Особенности интеллектуальной и сенсорной сфер являются определяющими при

усвоении детьми математических знаний, при этом очень важно полноценное речевое развитие. Речь включается во все этапы формирования математических понятий и действий: организует, планирует и контролирует практическую деятельность ребенка. При усвоении математических понятий речь ребенка сначала носит характер развернутого комментирования конкретных действий, а затем, по мере формирования математических понятий приобретает абстрактный характер, позволяя выполнять операции на основе только называния числительных, арифметических действий.

Причины трудностей, возникающих при обучении математики у детей с   общим недоразвитием речи.

-недостаточное развитие речевых функций, низкий уровень понимания словесных инструкций. бедность словаря и недоразвитие грамматического строя речи.

- своеобразие развития всех психических функций.

Выраженные речевые нарушения негативно влияют на развитие всех психических функций. при этом страдают более всего словесно-логическое мышление, фонетическое восприятие, слуховая память, , отмечается низкая способность к анализу. Также у детей у детей отмечается недостаточное устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой памятью, страдает продуктивность запоминания. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Обладая, в целом, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, которые доступны их возрасту, эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

- низкий уровень самоорганизации психической деятельности, недоразвитие регулирующей функции речи негативно влияют на формирование волевых процессов у детей с нарушением речи. У них отмечается более низкий уровень произвольного внимания, самоорганизации, несформированность функций планирования и контроля, отмечается неустойчивый интерес к заданиям. Поэтому, первостепенными задачами в логопедических группах являются задачи не только по коррекции речевых навыков, но и по развитию восприятия, произвольного внимания, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Основные задачи коррекционно-профилактической          работы:  

        - комплексная ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психического развития детей, изучение их динамики.

- создание необходимых условий для психической и социальной адаптации.

- разработка и содержание коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции.

- обогащение познавательной сферы.

- развитие коррекционных и ритмических способностей.

- развитие коммуникативной инициативы и активности.

- построение двигательного режима.

- осуществление коррекции взаимодействия лечебно-логопедических и психо-педагогических служб.

Значение сюжетно-дидактических игр в развитии мыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи.

Сюжетно-дидактические игры – это многогранное явление, в процессе которого происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. В игре ребенок учится управлять собой. Это особенно важно для детей с О. Н. Р. , так как у них часто наблюдается запаздывание созревания высших психических функций и, как следствие, возникают специфические трудности в обучении.Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку.   Через игру быстрее познаются закономерности обучения.  Игры, проводимые на основе сказочного сюжета, помогают сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а положительные эмоции облегчают процесс познания. Приобщение к народному творчеству развивает у ребенка лучшие человеческие качества: доброжелательность, смелость, отзывчивость, находчивость. Воспитывает интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

а)Основные функции сюжетно-дидактических игр:

        - формирование устойчивого интереса к обучению и снятие напряжения, связанного с этим процессом.

 – функция формирования психических новообразований.

- функция формирования учебной деятельности.

- Функция формирования навыков самостоятельной работы.

- функция формирования самоконтроля и самооценки.

- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

б) Основные виды сюжетно-дидактическтх игр:

       - Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, куда следует отправиться. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения.  

- Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительность – короче.  В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

- Игры-предложения («что было бы»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

- Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

- Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал определяется темой и содержанием игры Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.    

в) Основные условия проведения сюжетно-дидактических игр:

       - наличие у педагога определенных знаний и умений, относительно сюжетно-дидактических игр.

- выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать и участвовать в игре.

- необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры. Педагог обеспечивает поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывает давления, выполняет второстепенную роль, незаметно для детей направляет игру в нужное русло.  

- необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игу необходимо постоянно помнить, что детям даются сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость непринужденность.

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, рассматривается не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактической задачи.

-необходимость установления взаимопонимания, доверия и уважения между педагогом и детьми.

-   используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

г) Организация сюжетно- дидактических игр.

       - Формулировка целей и задач игр,

-  Введение сюжета,

-  Определение количества играющих,      

- Подбор дидактических материалов,  

- Создание проблемной ситуации,

- Учет временного фактора,

-Подведение итогов.

       - Поощрение детей.

   

Принципы, учитываемые при построении работы:

-Принцип систематичности:

Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса обучения и коррекции.

-Принцип повторения:

Только при многократных систематических повторениях формируются способности к восприятию, анализу синтезу, развивается память, речь, фонематический слух и др. Для эффективного повторения необходимо сочетание  усвоенного с новым , т. к. это вызывает интерес, эмоции, внимание.

        - Принцип психологической комфортности:                                                   Занятие строится на основе сказочного сюжета, в игровой форме. Это обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

       

 -Принцип заинтересованности:                                                                     Создание проблемной ситуации на занятии обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, побуждая его выдвигать гипотезы, делать выводы и находить пути решения.      

        - Принцип доступности:                                                                                     Подбор материала ведется с учетом психологических возможностей детей с общим недоразвитием речи.

- Принцип наглядности:                                                                        Осуществляется путем практического использования наглядного материала .

-Принцип деятельности:

Новое задание дается детям не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.

-Принцип вариативности:

У детей формируется умение осуществлять собственный выбор.

-Принцип творчества:

На примерах сказочных героев дети приобретают собственный опыт творчнской деятельности.

Специфические принципы:

       - Принцип развития:Обуславливает одновременное осуществление в процессе игровой деятельности умственного, нравственно-патриотического, эстетического и сенсорного воспитания.

-Этиопатогенетический принцип:

Объясняет дефференцированное построение занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Так при заикании цель – коррекция внимания, тормозных установок, моторных нарушений, призвольного поведения, а при ринолалии – воспитание слухового внимания, дефференцированного ротового и носового дыхания.

-Принцип учета симптоматики:

Определяет  физические и психологические возможности людей с речевой патологией

 

Методические рекомендации          

 

В целях результативности развития мыслительной деятельности детей средствами сюжетно-дидактических игр ,особое внимание уделяется предметно-развивающей среды, которая позволяет организовать в группе активную самостоятельную поисковую деятельность каждого ребенка в повседневной жизни. В первую очередь, это дидактические игры математического содержания, а так же различные лото, домино,  игры и конструкторы серии «лего», картинки-головоломки, карточки-схемы, пазлы, лабиринты, ребусы, кроссворды, шарады и др.

 В книжном уголке должны находиться , в достаточном количестве и соответственно возрасту детей,  книги русских народных сказок с иллюстрациями.

 В уголке театрализованной деятельности размещены различные фигурки для фланелеграфа, куклы Би-Ба-Бо, пальчикового театра и др.

На занятиях очень важно обеспечить смену деятельности детей, а так же режим двигательной активности, чтобы исключить утомляемость. Система игровых занятий должна быть интересной детям и хорошо продуманной. Очень важным условием является правильное определение места каждого занятия и действий, происходящих во время занятий. При разработке сюжета следует учитывать то, что сказка, по которой будет проводиться занятие, должна быть хорошо знакома детям, недопустимо нарушать основную идею сказки. Необходимым условием является создание проблемной ситуации, которая необходима для  мотивации деятельности и поддержания интереса детей. В занятие могут быть включены не только дидактические игры, но и различные элементы из русского  народного фольклера: потешки, считалки, загадки, скороговорки, а так же хароводные и подвижные игры. Обязательно должна быть предусмотрена индивидуальная работа с каждым ребенком, что является гарантией личностно-ориентированного отношения к детям, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и речевого диагноза. Важным условием является система поощрений любого проявления полезной детской инициативы, демонстрация успехов всех детей и каждого в отдельности.

Система методических приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения по развитию у них мыслительных процессов средствами сюжетно-дидактических игр на занятиях по математике.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я руководствуюсь типовой программой «Воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой и коррекционной технологией Н.В Нищевой, которая предназначена для работы с детьми, имеющими нарушения речи. Коррекционная технология рекомендует задачи по всем разделам типовой программы, но с учетом особенностей развития психических процессов у таких детей. Так как умственное развитие детей с нарушением речи происходит медленнее, то и задачи носят упрощенный характер и идут с некоторым отставанием. Но подготовка детей к школе не должна быть ниже поставленных задач типовой программой, поэтому чтобы выровнять и подтянуть детей до нужного уровня развития, необходимо максимально заинтересовать их.

Как известно – игра, это самый любимый и основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она помогает облегчить учебный процесс, сделать его увлекательным и постепенным. Чем разнообразнее игры, тем больше информации получает головной мозг, тем интенсивнее происходит интеллектуальное развитие. Но не все игры подходят для детей с общим недоразвитием речи. Очень важно. чтобы играя, малыш учился рассуждать, объясняя, почему он делает именно так. Только в этом случае у детей будет развиваться мышление,  речь, обогащаться активный и пассивный словарь формироваться звуковая культура речи. Таким детям необходимо постоянное движение, потому что у многих из них страдает эмоционально-волевая сфера и наблюдается гиперактивность. Большинство современных методик и разработок по математике очень интересны и полезны в развитии мыслительной деятельности детей, но многие из них имеют недостаток: они требуют работу в тетрадях за столами. Поэтому я разработала систему сюжетно-дидактических игр развивающего характера с опорой на устное народное творчество. Занятие строится на основе сказочного сюжета, где дети не сидят за столами, выполняя задания, а постоянно перемещаются по группе в ходе игры. Героями могут быть как сами дети, а также куклы или игрушки, цифры, знаки, геометрические фигуры. Дети дошкольного возраста обладают огромными возможностями развития и способностями познавать, а фольклор помогает детям развивать и реализовывать эти возможности, в том числе и в математике, так как он наиболее понятен и доступен детям.  

В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые, отличительные черты. Возраст от 4 до 5 лет носит название «почемучек». В этом возрасте дети способны мысленно представлять то,  чего они никогда не видели. Мышление в этом возрасте делает качественный скачек. Если ребенка прежде интересовали отдельные предметы, теперь он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий. Поэтому основным способом познания для ребенка этого возраста являются наши рассказы, ответы на его вопросы, а так же наши вопросы к нему. Сказки могут стать нашими помощниками в этом.  Есть сказки, сюжет которых построен как, своего рода, матрешка или пирамидка. С разными персонажами происходит одно и тоже, при этом каждый раз в четкой хронологической последовательности перечисляются все предшествующие события. Такие сказки очень важны для детей, так как они развивают и тренируют способность удерживать в памяти и воспроизводить упорядоченный ряд. Это такие сказки, как: «Колобок», «Теремок»,  «Репка», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобок», «Лисичка со скалочкой» и д. р.  Наряду со сказками, можно использовать и другие виды народного фольклера: потешки, поговорки, скороговорки, загадки, считалки. подвижные игры и т. д.  Лучшим средством повышения интереса на занятиях является создание проблемной ситуации, т.к. проблемность - это неотъемлемая черта познания дошкольников. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий, а также собственной постановке вопросов и проблем.

Все занятия построены на основе сказочного сюжетного содержания и имеют определенную структуру:

1. Вводная часть.

Цель:

Привлечь внимание и интерес ребенка к совместной деятельности путем создания проблемной ситуации; настроить на активную работу, помочь сбросить психическое и физическое напряжение.

Содержание:

Например, к детям приходит сказочный герой и просит их о помощи. Или детям рассказывается начало знакомой сказки, и предлагается отправиться туда, чтобы помочь решить какие-то проблемы.

2. Основная часть.

Цель:

Формировать количественные,  пространственные и временные представления, знакомить с системой общих математических понятий: величина, форма, размер, цвет.

Выявлять сходства и различия, развивать умение делать простейшие выводы и умозаключения. Воспитывать уверенность в себе, ответственность, чувство взаимовыручки, доброжелательность, смелость, интерес и  уважение к народным традициям.

Содержание:

Дидактические игры развивающего характера, соответствующие сюжету занятия:

- « Найди дорогу» Цель: Формировать способность ориентироваться в окружающей остановке, определять направление (направо пойдешь - в лапы к волку попадешь, налево пойдешь – в гости к зайчику придешь : сказка «Колобок»). Определять направление и одновременно упражнять в счете (идите согласно плану: пять шагов прямо, три шага вправо, семь шагов назад, четыре шага влево и т. д.). Закреплять знания о величине ( переправиться через широкую или узкую речку (ручеек), забраться на высокую или низкую гору, выбрать самую короткую или длинную дорогу, спрятаться за самое толстое или тонкое дерево.) Развивать логическое мышление при разгадывании лабиринтов, ребусов, шарад, зашифрованных писем.  

- « Составь фигуру». Цель: Формировать умение составлять целое  из отдельных частей или геометрических фигур. Учить моделировать геометрические формы, составлять из различных геометрических фигур – целое.

Описание игры: детям нужно составить разбитую ( круг, разделенный на три неравные части) Мишуткину тарелку  из сказки «Три медведя»;

составить разрушенный мост из геометрических фигур ( сказка «Гуси-лебеди»;

составить развалившийся домик из сказки «Теремок»);

 спасти заколдованную птицу ( игра «Колумбово яйцо») и т. д.

- «Посчитай и разложи» Цель: упражнять в счете и  отсчитывании. Формировать представление о равенстве ( неравенстве ) двух групп предметов на основе счета. Учить устанавливать равенство групп предметов отличающихся друг от друга по размеру.

Описание игры: разложить и посчитать посуду в сказке «Петушок золотой гребешок»;

 ложки в сказке «Жихарка»;

 посуду и мебель в сказке « Три медведя»;

пирожки в сказке « Маша и медведь».

- «Найди (сделай) такую же» Цель: Развивать представления о геометрических фигурах. Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа.  Формировать представления о том, что фигуры могут быть разных размеров и цветов.

Описание игры: дети, в зависимости от возраста, находят или делают рукавичку, украшенную геометрическими фигурами, согласно образцу, по сказке «Рукавичка»;

 сапожок «Сапоги-скороходы»;

 ковер Василисы прекрасной из сказки « Царевна лягушка».

- « Подбери ключ» Цель: Закреплять представления об известных геометрических фигурах. Учить сравнивать и сопоставлять форму и  размер. Развивать внимание и глазомер.

Описание игры: дети должны подобрать ключ к замку (геометрические фигуры) в сказках « Теремок»; «Царевна лягушка».

- « Исправь ошибки Иванушки-дурачка» Цель: Упражнять в счете, формировать представления о равенстве и неравенстве; учить устанавливать размерные отношения, сравнивать предметы по длине ширине, высоте; развивать умение анализировать форму знакомых предметов; ориентироваться в пространстве и во времени

По сказкам «Сивка-бурка», По щучьему велению», «Конек-горбунок».

- « Заколдованный лес» Цель: Развивать образное мышление, воображение, связную речь, творческие способности. Формировать понятие о симметрии.

Описание игры: каждый участник получает лист бумаги и карандаши. На листе, кроме схематических изображений деревьев, сделаны незаконченные изображения. Дети должны дорисовать все, что не дорисовано, а потом рассказать, что ему удалось

расколдовать. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: деревья, животных, птиц, бабочки, цветы и т. д.

     

  - «Занимательная рыбалка» Цель: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета. Учить решать простые примеры на сложение и на вычитание. Формировать умение находить заданное число среди других вариантов ответов.

        Описание игры: Детям предложено поймать рыбу магнитными удочками. каждый, кто смог поймать, читает на обратной стороне рыбы пример, решает его и произносит ответ. Волшебная рыба (щука из сказки «Царевна-лягушка» или « По щучьему велению») та, на которой результат равен 7, или любое другое число заданное воспитателем.

       

  - «Почини дырявый ковер (платье, рубашку, фартук и т. д.)» Цель: Закрепить знания геометрических фигур, Учить сравнивать и сопоставлять форму, размер и цвет. Развивать умение объяснять свои действия , связно и понятно излагать свои мысли.

         Описание игры: Перед детьми ставится задача: подобрать заплатки в форме геометрических фигур к дырявому ковру-самолету, или к платью лисы.

- « Рассели гномиков в домики» Цель: Формировать понятие о величине. Совершенствовать умение сравнивать два и более предметов. Учить устанавливать размерные отношения между предметами разной длины,  ширины, высоты, обозначать словом размерные отношения. Развивать представление детей о геометрических фигурах, учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа.

Описание игры: Детям предлагается расселить гномиков в домики. Задания могут меняться, например: высокие гномики живут в низком  домике, а низкие гномики – в высоком; толстые гномики живут в самом широком домике, а все остальные – в узком; все гномики в красных (или любой другой цвет) колпачках живут в домиках с треугольной крышей, а остальные живут в домиках с прямоугольной крышей и т. д.

- « Аленький цветочек» Цель: Учить соизмерять предметы по двум признакам величины. Закрепить навыки счета в пределах 5. Формировать умение объяснять свой выбор. Развивать внимание, глазомер, связную речь.

Описание игры: Дети должны найти среди обычных цветов – волшебный. У него не тонкий и не толстый стебель, короткие узкие листья, он не самый высокий, у него пять лепестков. (задания могут меняться)

     

   

- « Моделирование сказки « Репка» Цель: Формировать умение оперировать с геометрическими фигурами, заменяя героев сказки,  на них. Учить различать и называть прямоугольник. Развивать воображение, логическое мышление, связную речь, артистичность.

Описание игры: Детям предлагается поиграть в сказку «Репка», но необычным образом, а заменить героев геометрическими фигурами. Вместо репки взять круг (дети сами выбирают цвета), вместо сказочных героев взять прямоугольники разных размеров и цветов. дети определяют, для какого героя больше всего подходит тот или иной прямоугольник и рассказывают сказку , оперируя геометрическими фигурами.

3 часть. Завершение.

Цель:

Закрепить полученные знания, подвести итоги занятия и дать оценку детской деятельности.

На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи на формирование восприятия, памяти, воображения, мышления и речи, а так же задачи на развитие творческих способностей, и воспитания лучших человеческих качеств: доброжелательности, отзывчивости, смелости, находчивости, доброте и др.  Используются наглядные и словесные методы обучения. Обязательным условием проведения занятия считаю индивидуальные подход к детям и соблюдение двигательного режима. Очень важным условием является использование системы поощрений. Поощряются все дети, в том числе и не достигшие пока желаемого результата, но проявившие стремление, активность, и дисциплинированность.

В конце занятия 

           П р а к т и ч е с к а я

       

                      ч а с т ь

Детский сад 153  компенсирующего вида отдела образования

Заволжского района

Средняя группа « Лесовичок»

Тема: « Едем в гости к трем медведям».

Т'упицына А. В.

Тверь 2011 г.


Программное содержание:

Формировать умение детей различать группы предметов, содержащие 2 и 3 предмета на основе сопоставления один к одному. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 3. Упражнять в определении основных пространственных направлений. Развивать умение узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Упражнять в сравнении предметов по величине и цвету. Упражнять в умение составлять предмет из отдельных частей. Развивать мышление, память, речь. Воспитывать выдержку, усидчивость, желание придти на помощь.

Оборудование:

Столы и стулья детские, фланелеграф, магнитофон.

Демонстрационный материал:

Фигурки трех медведей и Машеньки, геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник разных цветов и размеров. Три круга, детали круга синего цвета.

Раздаточный материал:

Детали круга синего цвета, счетные палочки.

Организация детей:

В начале занятия дети находятся возле входа, затем двигаются в центр группы, где стоит фланелеграф и стулья. Для работы с раздаточным материалом садятся за столы. Физкультминутка — на ковре.


Подготовка воспитателя:

"[.Изучение раздела программы по математике в средней группе.

2.Подборка соответствующей литературы.

3. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала.

4.Предварительная работа с детьми на занятиях и в повседневной

жизни.

Регламент времени:

  1. часть -
  2. часть — Физминутка   (
  3. часть -

Ход занятия:

1 часть. Дети входят в группу и останавливаются у входа. Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Много ли сказок вы знаете? А вот попробуйте отгадать загадку:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? -   Так кто живет в лесной избушке? Дети: « Три медведя»

В: А хотите побывать в гостях у трех медведей? Давайте сядем в поезд и отправимся в путь. Встаньте друг за другом, я буду паровозом, а вы - вагонами. Положие правую руку на плечо, а левой рукой возьмитесь за локоть впереди стоящего человека.

 Запомните, чтобы попасть к медведям, надо сначала двигаться прямо, а затем


повернуть направо. Подскажите, где прямо, а где право. Даю сигнал

к отправлению.

( включается музыка)

В: А вот и лес. Только домика трех медведей что-то не видно. Да он

совсем развалился. Как же теперь медведи будут жить? Давайте им

поможем собрать домик. Возьмите каждый одну деталь и скажите

что у вас в руках?

Д: - большой желтый прямоугольник

  1. большой красный треугольник
  2. маленький синий квадрат и т. д.

В:   Давайте   построим   из   этих   геометрических   фигур   домик.

Скажите, какой формы дверь?

Д: Прямоугольной.

В: А что на двери есть?

Д: Замок.

В: А чтоб этот замок открыть, нужно подобрать ключ. Возьмите

счетные палочки и выложите на столе вот такую фигуру .( /\

Дети выкладывают сидя за столами.

В: Молодцы, все справились с заданием, замок открылся, а вот и

медведи. ( выкладываю на фланелеграфе медведей),

2 часть,

В:   Посмотрите,   медведи   одинаковые   или   разные?   Чем   они

отличаются? Сколько их здесь? А как узнать точно, что их ровно 3?

Д: Надо посчитать.

В: Молодцы! А скажите из чего медведи ели?

Д: Из тарелок.

В: Правильно, у каждого медведя была тарелка. У папы большая -

желтая, у мамы поменьше - красная, а у Мишутки маленькая

синенькая. Но Машенька разбила Мишуткину тарелку.  Сколько

тарелок осталось? Давайте поможем Мишутке. Соберем тарелку из

осколков( Дети садятся за столы и составляют круг из частей).

В: Молодцы, все справились. Посмотрите, и в домике появилась

еще одна тарелка. Поставьте ее под Мишуткой и скажите: сколько


стало тарелок? Их стало больше или меньше? Всем ли хватило

тарелок?

Медведи  благодарят  вас  за  помощь   и  предлагают  отдохнуть.

Давайте сходим на полянку к зайчатам и поиграем с ними.

Физминутка.

Зайцы скачут скок-скок-скок

Да на беленький снежок

Приседают, слушают

Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться

Два - нагнуться, потянутся

Три - в ладоши три хлопка

Головою три кивка.        (2- 3 раза)

В:   Отдохнули?   А   теперь   давайте   поиграем   с   медведями   и

Машенькой. Игра называется « Угадай, что изменилось».

В середине фланелеграфа - домик. По углам Медведи   и Маша.

Дети смотрят 10 сек. на фланелеграф    и закрывают глаза. В это

время фигурки перемещаются. Дети открывают глаза и отгадывают,

что изменилось. ( 2- 3 раза)

В: Понравилось вам в гостях у медведей?

Д: Да.

В: Медведи благодарят вас за помощь и угощают лесной малиной

(мармелад). А сейчас давайте попрощаемся с медведями и

занимайте свои места в поезде. Мы отправляемся обратно в свой

детский сад.

Детский сад № 153 компенсирующего вида отдела образования Заволжского района.

Средняя группа «Лесовичок»

Конспект занятия по математике по сказке «Колобок»

                                                                            Воспитатель:

                                                                            Тупицына А.В.

Тверь 2011

Программное содержание:

Формировать понятие о том, что геометрические фигуры бывают плоские и объемные. Закрепить названия и отличительные признаки геометрических фигур (размер, цвет, форма), развивать умение ориентироваться в окружающей обстановке и во времени (части суток). Упражнять детей в количественном счете в пределах четырех, закрепить в речи количественные числительные, а также названия частей суток. Способствовать развитию умения классифицировать предметы по определенным признакам, делить их на две группы, сравнивать количество и уравнивать двумя способами: добавляя к меньшей или убирая из большей группы лишний предмет. Воспитывать доброжелательность, желание придти на помощь и интерес к русским народным сказкам.

Оборудование:

Столы, стулья детские, фланелеграф, магнитофон, записи народной музыки.

Демонстрационный материал:

Фигурки деда и бабы, домик для фланелеграфа, объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр). Куклы би-ба-бо: заяц, медведь, лиса. Две корзины, четыре моркови, три яблока, силуэт платья лисы, геометрические фигуры, сумочка, мед, печенье, чай. Указатель с надписями.

Раздаточный материал:

Счетные палочки, силуэты платья, геометрические фигуры для заплаток.

Подготовка воспитателя:

  1. Изучение раздела программы по математике в средней группе
  2. Подборка соответствующей литературы
  3. изготовление демонстрационного и раздаточного материала
  4. предварительная работа с детьми на занятиях и в повседневной жизни
  5. чтение русской народной сказки «Колобок».

Ход занятия

I часть: Дети заходят в группу, здороваются и садятся на ковер. Воспитатель спрашивает, любят ли дети сказки, и просит назвать самые любимые. Затем рассказывает начало сказки «Колобок». Дети вместе с воспитателем изображают действия бабы: помела, поскребла, замесила, скатала. Вопросы: Как вы думаете, какой формы получился колобок? Найдите среди этих фигур шар. Как вы узнали, что это шар? А как называются другие фигуры? Что нужно сделать, чтобы Колобок мог видеть, слышать и разговаривать? (ответы детей: сделать ему глаза, нос, рот и уши).

Воспитатель: Сделала баба Колобку глаза, рот, нос и уши, испекла в жаркой печке и поставила на окошко студиться. А сама пошла с дедом, ужинать. Скажите, какое время суток было, если они пошли ужинать? Сидел, сидел Колобок на окошке, скучно ему стало. Прыгнул он на завалинку, с завалинки на тропинку и покатился в лес. Ребята, как вы думаете, можно отпускать Колобка одного вечером в лес? Давайте пойдем вместе с ним, чтобы с Колобком не случилась беда. Кто из вас будет Колобком (дает в руки желающему ребенку Колобка)? Катится Колобок по тропинке, вдруг она разделилась на две стороны. Колобок не знает куда катиться дальше. Смотрите, ребята, здесь есть указатель: «Налево пойдешь – в лапы к волку попадешь, направо пойдешь – в гости к зайчику придешь». Но вот беда, Колобок не знает где лево, где право. Давайте ему поможем!

Дети определяют нужное направление и приходят в гости к зайцу. Воспитатель обращает внимание детей на то, что заяц очень грустный и предлагает узнать почему. Заяц рассказывает, что он собрал урожай на своем огороде и ему нужно его убрать на хранение. Необходимо положить овощи в одну корзину, а фрукты в другую. Но что относится к овощам, а то к фруктам, заяц забыл. Дети помогают зайцу разложить морковь в одну корзину, а яблоки в другую, одновременно считая их. Воспитатель предлагает сравнить количество морковок и яблок и подумать как сделать чтобы морковок и яблок стало поровну. Лишнюю морковь заяц дарит детям и благодарит их за помощь. Колобок предлагает послушать свою песенку и потанцевать.

Физминутка: Дети и заяц танцуют под песню Колобка.

II  часть: Дети прощаются с зайцем и идут дальше. Пришли к медведю. Медведь радуется приходу Колобка и детей и просит их о помощи. Ему нужно построить домик для пчел, а как это сделать он не знает. Дети строят домики из счетных палочек. Медведь спрашивает, какую фигуру построили сначала, какую потом и сколько палочек потребовалось на каждую. Медведь строит дом, благодарит детей и дарит им баночку меда. Идут дальше. Проводится упражнение «ножки без запинки шли по тропинке». Слово «шли» заменяется словами «бежали, топали, скакали, семенили, прыгали.».  Пришли в гости к лисе. Лиса плачет и рассказывает детям о том, что она утром бежала от собаки и зацепилась своим платьем за куст. Платье порвалось и ей теперь нечего надеть. Показывает платье, где две дырки в форме треугольника и квадрата. Нужно подобрать заплатку. Дети работают с раздаточным материалом, а колобок с демонстрационным. Починили лисе платье. Она благодарит детей и угощает их печеньем, которое сама испекла.

3 часть: дети рассказывают лисе, что у них еще есть морковка и мед. Лиса предлагает съесть морковку и попить чаю с печеньем и медом. Звучит негромкая народная музыка, все угощаются и пьют чай.

Колобок благодарит детей за то, что они не оставили его одного в лесу, помогли не только ему, но и всем кто нуждался в помощи, за то, что они такие добрые, умные, смелые.

 можно устроить чаепитие или провести народную хороводную игру соответствующую сюжету.

Детский сад № 153 компенсирующего вида отдела образования Заволжского района.

старшая группа «Лесовичок»

Конспект занятия по математике

«Заколдованный лес»

                                                                                           Воспитатель:

                                                                                               Тупицына А.В.

                   

Тверь 2011

Программное содержание:

Дать представление детям о том, что число может состоять из двух и более меньших чисел, что количество предметов не зависит от размеров и расстояния между ними. Развивать умение видеть в рисунке недостающие детали и дорисовывать их. Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Уточнить знания о временах года, частях суток. Развивать восприятие, внимание, сообразительность, логику мышления, воспитывать смелость, доброжелательность, интерес к русским народным сказкам.

Оборудование:

Столы, стулья детские, магнитофон, записи народной музыки, мольберт, фланелеграф.

Демонстрационный материал:

Кукла Лесовичок, костюм почтальона, письмо, лист с изображением заколдованного леса, фигурки птиц для фланелеграфа, листы с нарисованными моделями зайца и медведя.

Раздаточный материал:

Листы с изображением заколдованного леса, набор геометрических фигур.

                                    Предварительная работа:

Чтение сказок про Лесовичка, игры в домике с Лесовичком, дидактические игры: «Составь фигуру», «Чудеса маскировки».

                     

Ход занятия

I Часть:

Почтальон приносит письмо от Лесовичка. Он пишет, что в лесу случилась беда. Рано утром вышел Лесовичок из дома и не узнал лес. Наверно это злая Баба Яга заколдовала все деревья и всех животных, которые живут в лесу.

В: Ну что, ребята, отправимся в лес на помощь Лесовичку и лесным жителям? Тогда слушайте, как туда добраться. Сделайте три шага вперед, четыре шага вправо, снова три шага вперед, пять шагов влево, и два шага назад. Вот мы с вами и в лесу (воспитатель показывает лист с изображением заколдованного леса, где нарисована часть деревьев, часть животных и птиц).

Дети должны разгадать каждое изображение и дорисовать недостающие детали. Один ребенок работает на демонстрационном листе, остальные на индивидуальных. Затем дети называют какие деревья растут в лесу, какие животные, и считают их.

Физминутка: Дальше мы с вами отправимся на лыжах, потому что в лесу выпало много снега. Одевайте лыжи, и пошли за мной (дети делают скользящие движения, одновременно работая руками и произносят звук «ш» на выдохе). Воспитатель читает стихотворение:

Катит лыжа впереди,

Я за лыжей позади.

Я кричу ей «Погоди!,

Лыжа, лыжа, не кати!»

Я кричу ей: «Хватит!»,

А она все катит.

Правую лыжу я уже не вижу.

II Часть:

Дети подходят к столу, где находятся элементы дидактической игры «Сделай фигуру». Воспитатель говорит, что это заколдованная птичка, и мы должны ее расколдовать – составить из этих частей птицу. После выполнения задания, воспитатель говорит: «Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Теперь птицам ничего не угрожает. А скажите, каких птиц вы знаете? А теперь послушайте считалку:

Начинается считалка, на березу села галка, две вороны, воробей, две сороки, соловей. Скажите, сколько птиц село на березу, и какие птицы?». Дети отвечают, а воспитатель выставляет на фланелеграфе птиц , предлагая подумать и ответить какая здесь птица лишняя и почему (соловей - перелетная).

В: Если мы уберем соловья, сколько останется птиц? Как получилось число пять? Как можно назвать всех этих птиц одним словом (зимующие)? Если мы посадим птиц в один ряд, какая по счету будет галка, сорока, и т.д. (порядковый счет).  

Появляется Лесовичок. Он очень рад встрече с ребятами, благодарит их за помощь и просит расколдовать зайца и медведя. Для этого нужно назвать из каких геометрических фигур они составлены и посчитать сколько потребовалось кругов, овалов, прямоугольников и треугольников.

III Часть:

Лесовичок проводит игру «Наоборот» на времена года и части суток. Лесовичок благодарит ребят за помощь и предлагает попить чаю с вареньем из лесных ягод. Звучит веселая музыка, дети пьют чай.

Детский сад № 153 компенсирующего вида отдела        образования Заволжского района.

подготовительная группа «Лесовичок»

Конспект занятия по математике

                   по сказке «Гуси-лебеди»

                                                                                           Воспитатель:

                                                                                               Тупицына А.В.

                    

Тверь - 2011 г.

   

Программное содержание: Развивать у детей сообразительность, воображение, логику, познавательные и речевые умения. Учить отражать в речи связи и зависимости последовательных действий. Развивать способность вычислительных умений и навыков сложения и вычитания. Формировать умение делить целое на чести, правильно обозначать части целого, устанавливать соотношения целого и части. Дать понятие о том. что чем больше часть. тем меньше ее размер. Продолжать развивать умение ориентироваться в обстановке, на ограниченной поверхности ( доске, листе бумаги). Развивать способность к моделированию, понимание пространственных отношений между объектами, временных понятий: чувство времени, его текучести, смены времен года, месяцев, недель. дней. Учить отгадывать различные ребусы и головоломки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание делать добро, а так же: смелость, отзывчивость, находчивость и самостоятельность.

Оборудование:

Столы, стулья, доска, фланелеграф, магнитофон, музыкальные записи русских народных мелодий.

  Демонстрационный материал:

Куклы Би-Ба-Бо  Маша и Иванушка. Листы с изображением: лабиринта дороги к Бабе-яге, «заколдованного леса», яблони, речки, избушки Бабы-яги. Таблички с зашифрованными в картинки  словами: «болото», «Баба-яга». Ребусы со словами пословицы: «добро побеждает зло». Круг, яблоки 16 штук.

      Раздаточный материал:

Листы: заколдованный лес, речка, ребусы, круги, ножницы, подносы.

      

Предварительная работа:

 Чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, подвижная игра «Гуси-гуси».

                           

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей: «В какой русской народной  сказке Баба-яга похитила маленького мальчика с помощью своих слуг? (Ответы детей) Воспитатель включает спокойную негромкую музыку и предлагает одному из желающих детей рассказать начало сказки до того момента, когда Маша обнаружила, что братца унесли гуси-лебеди. Музыка смолкает и появляется Маша (кукла Би-ба-бо). Она плачет и спрашивает ребят, что же ей делать? Дети высказывают свои предположения,  а Маша говорит, что она очень боится идти в лес одна и просит детей помочь ей. Маша показывает лабиринт, по которому нужно найти дорогу к Бабе-яге. Дети рассматривают лабиринт и выясняют, к избушке Бабы-яги ведут две дороги. По какой из них идти? Маша говорит, что нашла на месте, где оставила Иванушку странные таблички. Может ребята разгадают, что это? Воспитатель показывает детям таблички где зашифрованы, с помощью картинок, слова (вместо букв – картинки): «справа – болото», «слева – Баба-яга»). Дети идут по дорожке, ведущей к Бабе-яге и приходят в лес. Воспитатель выставляет лист с изображением заколдованного леса (на фоне деревьев замаскированы животные, птицы, насекомые). Маша говорит, что Баба-яга заколдовала весь лес, вместе с птицами, зверями и насекомыми. Если ребята смогут помочь Маше отыскать всех живых существ, то колдовство исчезнет. всего их должно быть ровно семь. Один ребенок вместе с Машей работает на демонстрационном листе, а остальные – на индивидуальных. Задание выполнено и все идут дальше. Приходят к печке. Маша спрашивает: «Куда полетели гуси-лебеди?» Печка отвечает, что если Маша поможет ей испечь пирожки на всех, кто к ней пришел, тогда она скажет. Маша не может сосчитать, сколько всего людей: дети Маша и воспитатель. Дети считают: 6 детей, плюс Маша, плюс воспитатель. Всего 8 человек. Нужно разделить тесто (круг из бумаги) на восемь частей. Дети сначала сгибают круг пополам, разрезают, затем еще раз пополам, пока не будет восемь частей. Каждый раз дети делают вывод: чем больше частей, тем меньше становится их размер. Печка хвалит ребят и дает еще задание: нужно разложить пирожки на жаровню так, чтобы получилось два ряда.

Дети раскладывают пирожки и рассказывают о своих вариантах. воспитатель предлагает положить пирожки так, чтобы в верхнем ряду было на 2 пирожка больше. чем в нижнем ряду. Дети  подводят итог: что как бы мы не перекладывали, у нас все равно остается ровно восемь пирожков. Дети ставят пирожки в печь, а она говорит куда идти: сделайте 5 шагов вправо, 4 шага прямо, 7шагов влево и 8 шагов назад. Дети выполняют указания и приходят к яблоне. Маша спрашивает, куда гуси-лебеди полетели? Яблонька отвечает, что если Маша поможет сосчитать яблочки и уберет лишние, то скажет. Яблок на ветках должно оставаться ровно десять штук. Маша плачет и признается, что еще не умеет считать до 10 и просит детей помочь ей. Ребята считают яблоки (их 16 штук). Затем рассуждают, сколько нужно убрать, чтобы получилось 10.Убирают и яблоня говорит. куда идти дальше. Пришли к речке. Маша спрашивает речку и она отвечает, что камни закрывают ей дорогу.   Если Маша уберет камни, то речка покажет, куда дальше путь держать. Для того, чтобы убрать камни, нужно решить примеры, и тогда камни исчезнут. Маша пытается решить один пример, но ошибается. Дети исправляют ошибку и решают все примеры, каждый на индивидуальном листе. Дети проверяют ответы и закрашивают камни под цвет речки. Камни исчезли, речка облегченно вздыхает и говорит, куда идти: Взяться за руки и идти на цыпочках 10 шагов вперед. Звучит тревожная музыка, дети открывают глаза и видят избушку Бабы-яги. Раздается голос: «Зачем пришли, отвечайте немедленно, а то мои гуси-лебеди заклюют вас всех!» Маша говорит, что она пришла забрать своего братика и, что она не боится ее. Баба-яга отвечает, что видит, какая Маша и ребята смелые, но не знает, какие они умные. Если Маша и ребята смогут отгадать 3 загадки, то она отдаст ей брата.

Загадки Бабы-яги:

1. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать. Что это? (Часы)

2.На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой.(Новый и старый год)

3. Если гуси-лебеди унесли Иванушку в субботу, а ты шла сюда 3 дня, не считая субботы, то какой сегодня день недели? (Среда)

Дети помогают Маше правильно ответить. Баба Яга удивляется, какие они умные, что смогли отгадать такие трудные загадки и говорит, что отпустит Иванушку и даже вернет всех детей домой, если они смогут прочитать что написано на избушке. Баба Яга произносит слова: »Избушка, Избушка, встань к лесу задом, а к нам передом». Избушка поворачивается, и дети видят зашифрованные надписи.

Дети разгадывают ребусы, звучит веселая музыка и появляется Иванушка. Маша радуется, обнимает Иванушку, благодарит всех ребят за помощь и приглашает всех в гости на чай с конфетами и печеньем.

Русские народные подвижные игры

Цель:

а) Формировать познавательные нтересы, б)Задачи:

  1. учить детей эмоционально воспринимать и понимать смысл новой подвижной игры, ее игровые правила, действия, выделять или реагировать на сигнал;
  2. развивать воображение, творческое вхождение в образ и ролевое поведение;

-учить придумывать свои крошки-сказки, сюжетные рассказы по знакомой игре.

в)        Вызвать речевую и двигательную активность.

г)        Воспитывать заботу о своих товарищах, культуру игры.

д)        Учить взаимодействию, общению в ходе игры.

е)        Формировать произвольную память.

У медведя во бору

Жил был большой, мохнатый медведь в лесу. На поляне росло много ягод и грибов. Выйдет на поляну медведь, понюхает цветочки, полакомится земляникой, черникой, малиной и идет спать к себе в берлогу.

А вы, дети, любите собирать грибы и ягоды? Давайте с вами пойдем в гости к медведю. Только пойдем очень тихо, чтобы не разбудить мишку. А если медведь проснется и громко зарычит: «Р-р-р», нужно будет быстро убежать, чтобы медведь не утащил вас в свою берлогу. Там ему одному скучно! Давайте я буду мишкой, а вы придете ко мне в гости. Вот моя берлога, вот поляна, а веранда - это ваш дом. Говорите слова «У медведя во бору ...» в пол голоса, идите на носочках, наклоняйтесь, чтобы понюхать цветы, полакомиться ягодой, в корзину кладите грибы. Кто первый услышит рычание медведя, кричит всем «Медведь!» и убегайте в свой дом.

Кот и мыши

Жили-были мышки серенькие, шустрые. Они любили все грызть. Хозяйке надоело, куда не взглянет, везде мыши. И она завела себе кота большого, важного. Пошел кот сторожить, а хитрые мышки спрятались, сидят тихо-тихо. Кот ходил, ходил и заснул. Мама-мышь предупредила мышат: «Тише мыши ...». Вдруг кот открыл глаза, вскочил и закричал громко: «Мяу!». Мама беспокоится: «Кот!», «Мышки, мышки, берегитесь и кату не попадитесь!». Мышки услышали и разбежались в норки. Никто не попался в когти кота.

Волк во рву

Жила-была коза, были у нее веселые, забавные козлята. Каждый день водила она своих деток в лес есть травку шелковую, пить воду студеную, учила прыгать через канавку, маленькие овражки. Козлятам это все нравилось делать. Однажды козлята щепали травку, дошли до рва, а мама, увидев волка, закричала: «Волк!», «Прыгайте!». Козлята все перепрыгнули и спрятались от волка.

Можно я буду волком? Одену на голову, шапочку волка и покажу, как он бегал по рву и ловил козлят. Мамочку выберем считалочкой.

Зайцы и волк

В дальнем густом лесу жил голодный волк. А рядом на веселой лужайке жила зайчиха с зайчатами. Зайчики весело прыгали по лужайке, а зайчиха напоминала им, что прыгать надо легко, на двух лапках продвигаясь вперед. Зайки весело прыгали и напевали песенку «Зайки скачут скок, скок». Вдруг зайчиха увидела волка и закричала «Волк!». И все зайчата убежали и спрятались от злого, голодного, зубастого волка!

Совушка

В темном дремучем лесу жила совушка-сова большая голова. Весь день совушка-сова спала в гнезде-дупле старого дуба, а ночью вылетала на охоту. Как только она вылетала, все маленькие птички замирали, прятались. Как только птичка пошевелиться, Сова сразу ее заметит и унесет в дупло. Днем же птички Сову не боялись и летали по всему лесу. А еще в этом лесу жил волшебный колокольчик, он умел говорить, когда наступал день, а когда ночь.

Можно я буду Совой, я по размерам больше вас, а вы маленькими птичками? А волшебного колокольчика нам поможет выбрать считалочка.

Лиса в курятнике

В одном из деревенских дворов был курятник. В нем жили курочки и петушок. А рядом в лесу жила хитрая рыжая лиса. Однажды она заглянула в окошко курятника и увидела курочек. Захотелось ей утащить курочку. Поздно вечером, когда все спали, она забралась в курятник. Петушок проснулся и закричал громко: «Ку-ка-ре-ку!». Куры забеспокоились, замахали крыльями, спрыгнули с насестов, разбежались, кто куда. Лиса никого не поймала, вышел хозяин с ружьем, она и сбежала. А петушок снова собрал курочек и деток-петушков на насеет.

Хотите поиграть в игру «Леса в курятнике»? В первой игре можно я буду лисой, осторожной и внимательной? Буду гулять возле деревни. А хозяина и петушка мы выберем. Кто ими хочет стать? Считаем только их. Одевайте шапочки.

Гуси-Гуси

В одной маленькой деревне жила женщина, и было у нее много гусей. Каждый день она выпускала гусей на луг погулять, травку пощепать, а к вечеру звала их дамой. Но однажды позвала она гусей: «Гуси-гуси!» А гуси ей в ответ: «Га-га-га!» Женщина: «Есть хотите!» Гуси: «Да-да-да!» Женщина: « Ну, летите!» Гуси: «Нам нельзя!» Забеспокоилась женщина и спрашивает гусей:

«Что случилось!» Гуси: «Серый волк под горой, не пускает нас домой!». Заволновалось женщина, как помочь, ведь она сама боится волка, потом она подумала и сказала гусям: «Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!» Гуси загоготали, полетели, а волк их стал ловить. Но гуси были ловкими, сильными и все вернулись домой.

Хотите поиграть в такую игру? Вы мои гуси, а я буду вашей хозяйкой, покажу ее переживания. Волка выберем из желающих считалочкой.

Караси и щука

В одной маленькой речке жила большая старая щука. Она была очень злая, хитрая, с огромными острыми зубами. Щука любила есть лягушек, головастиков, но самыми любимыми лакомствами были караси. «Ах какие сладкие, ах какие вкусные!», - говорила про них щука. Поэтому, чтобы не попасть злой хищнице, караси всегда собирались вместе, прежде чем им выйти на прогулку. Плавали, резвились они, а командир всегда был начеку, только увидит хищницу, кричит: «Щука!» И все караси уплывали в разные стороны.

Давайте поиграем в «Караси и щука» Я буду щукой, а вы ловкими карасями. Кого вы хотели выбрать командиром? Кто будет заботиться о вашей безопасности? Кому доверите свою жизнь? Но и сами не попадитесь щуке!

Медведь и пчелы

Ребята, вы знаете, какие пчелы трудолюбивые. Они с утра до вечера порхают с цветка на цветок, собирают сладкий мед-нектар цветочный. Полезен, сладок мед! Но и пчелы большие любители меда. Медведь тоже знает, как вкусен мед! Когда пчелы разлетаются в поисках душистых цветков, медведь забирается в улей. Хотите поиграть в эту игру? Вот наш улей. На сигнал «Цветы!» вы разлетаетесь по поляне, показываете, как складываете свои крылья, как сосете нектар с цветка, а медведь в это время забирается к вам в улей, лакомится медом. На сигнал «Медведь!»

Медведь убегает от пчел к себе в берлогу, чтобы пчелы не успели его коснуться-ужалить. А пчелы возвращаются и ремонтируют внутри поврежденный улей. Я буду мамой-царицей, ее еще так называют, а медведя выберем из желающих считалочкой.

Создание предметно-развивающей среды.

Учитывая индивидуальные особенности детей и особенности психического развития, совместно с логопедом и родителями мы создали предметно-развивающую среду, стимулирующую развитие мыслительных процессов у детей. Во-первых, определено место в группе для центра интеллектуального развития детей. Приобретены и изготовлены дидактические игры математического содержания, и отобраны, согласно возрасту детей. Во-вторых, пополнены другие центры и уголки необходимыми атрибутами. В центр экологии и познавательной деятельности были внесены календари природы, дидактические игры на развитие временных представлений у детей. В  центр драматизации и театрализованной деятельности были приобретены фигурки Би-ба-бо, для проведения занятий, а также изготовлены фигурки для фланелеграфа, пальчикового театра, маски и костюмы. Физкультурный уголок пополнился играми на развитие ориентировки в пространстве, а так же картотекой с народными подвижными играми. Пополнение материальной базы привело к повышению интереса детей к математическим играм и занятиям и  помогло привлечь внимание детей к народному творчеству.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений.

1." Медведь и пчёлы" с целью: учить выделять один предмет из большого количества. Закрепить знания:"один,"много"; умение считать, сравнивать.

2. "Поиграй-ка" с целью: познакомить детей с шестью цветами спектра; их названиями;с геометрическими фигурами: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник. Обучать выделению пара метров величины предметов. сравнивать предметы путём нало жения.

3." Геометрическая мозаика" с целью: помочь детям развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и об разное мышление, а так же закрепить название цветов и геометрических фигур.

4.        "Сколько нас" с целью: умение детей считать от 1 до 6; называть одним общим словом количество и использовать в речи слова: столько же; у каждой кошке по одной мышки.

5.        "Цветок" с целью: обобщать и классифицировать предметы по

существенным признакам.

6.        "Цифры" с целью: учить соотносить цифру с количеством пред-

метов, в счёте до 5.

7.        "Контрасты" с целью: способствовать развитию у ребёнка таких

мыслительных операций, как анализ и сравнение, активизиро вать речь, внимание и память. 8." Продолжи ряд" с целью: развитие памяти, внимания, логичес кого мышления творческого воображения. Закрепить умения выявлять определённую закономерность чередования предметов, фигур, на основе чего продолжают ряд, назвав фигуру, которая должна следовать за предшествующей.

9.        "Чего не хватает" с целью: развитие умения сравнивать, обоб-

щать, называть фигуры, их цвет, размер. Развивать логическое мышление.

10.        "Составь лесенку" с целью: закрепления знаний: самый широкий,
узкий, выше, ниже.

11."" Найди лишнюю" с целью: умение обобщать и сравнивать, находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.

12." Проведи дорожки" с целью: освоение последовательности действий, умение учитывать размер фигур ( квадрат и круг) при составлении цепочек. Знание цвета, развитие логического мышления.

13." Составь квадрат" с целью: развитие умения составлять целое из частей. Закрепление знаний геометрических фигур и цвета.

14." Разложи правильно" с целью: развитие воображения, памяти; закрепление знаний геометрических фигур, их цвета, размера. Определять к какому домику относится данная фигура.

15." Скатай ленту" с целью: развитие воображения, умение состав лять узор, определяя длину ленточек, на основе их сопостав ления. Прикладывая одну ленту к другой, пользуясь словами: одинаковые, .длиннее, короче.

16.        "Геометрическое лото" с целью: знания геометрических фигур,

их цвета и размера и правильного их называния, ориентировка на карточке.

17.        Книги - игры:

1.) "Детский час" - Развитие творческого мышления, упраж нение в счёте, умение ориентироваться на листе бумаги.

2.) "Величина" - цель: совершенствовать память, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание и разви тие интеллекта детей.

3.) "Мышление", "Логика", "Цифры" 18. Игры - головоломки;" Мозаики"," Пазлы".

Игры для более глубокого закрепления знаний у детей, полученных на занятиях по элементарно-математическим представлениям.

1." Чудесный листочек" - эта игра позволяет обследовать гео метрическую форму предметов, упражнять в различении форм. 2." Кто больше увидит" с целью рассматривания геометрических фигур на фланелеграфе и их запоминание. Выигрывает тот, кто больше запомнит. 3." Найди такой же": воспитатель показывает свою карточку с гео метрическими фигурами, а ребёнок должен её найти у себя. 4." Посмотри вокруг" - помогает закрепить представление о гео метрических фигурах, учит находить предметы определённой формы. Игру провожу всегда в виде соревнования между командами. 5." Геометрическая мозаика" предназначена для закрепления знаний детей о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения час тей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. ( мозаика составляется из геометрических фигур и счётных палочек - игра проводиться на полу)

6. Использование карандаша- штампа:

"Найди для солнышка дорогу домой" "В каком домике живёт человечек?" "Как пройти зайцу к его дому?" и т.д.

 Работа с родителями.

Для успешного выполнения задач по элементарной математике необходимо тесное сотрудничество с родителями.  Поэтому очень важно было познакомить их с особенностями психического развития детей, имеющих нарушения речи, а также с задачами развития и воспитания.  Главной задачей является то, чтобы заинтересовать родителей и донести до них полезную информацию, которая помогает в совместном решении данного вопроса. В начале я провела анкетирование родителей, с целью познакомиться с семьей, интересами, отношением к ДОУ, пожеланиями, а также желанием заниматься с ребенком. Регулярно проводятся индивидуальные беседы на интересующие темы, в ходе которых даются рекомендации. Вниманию родителей была предложена консультация на тему: «Учите детей мыслить». На родительских собраниях большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей. На эту тему был сделан доклад: «Особенности развития мыслительных процессов у детей с ОНР», и проведено открытое занятие для родителей. Проделанная работа дала ожидаемый положительный результат и показала родителям значимость особого подхода к детям с ОНР в развитии у них мыслительной деятельности.

Выводы.

В результате проделанной работы я убедилась, что четкая систематизация знаний, интегрированный подход к проблемам через различные виды деятельности детей сформировали прочные знания, позволяющие применять их на практике. Заметно улучшилось умение логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, значительно улучшилась лексическая сторона речи и обогатился словарь,

   

  Завершение проекта.

В настоящее время считаю проект незавершенным. Я работала над ним в течение трех лет с детьми среднего, старшего и подготовительного возраста. Далее планирую работу с детьми младшего возраста.

Самооценка.

Считаю, что цели и задачи. поставленные мной при разработке данной системы были достигнуты  с предполагаемым положительным результатом. Индикаторы и измерители оценки результативности были подобраны правильно. Выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась. При выходе из детского сада все дети успешно прошли тестирование и поступили в общеобразовательные школы и гимназии.

Новизна, авторство.

Новизна заключается в том, что на занятиях по математике дидактические игры проводятся не просто в соответствии с поставленными задачами, а объединяются единым сказочным сюжетом. Слушая и придумывая сказки, героями которых могут быть, как сами дети, так и куклы, геометрические фигуры. цифры и знаки, ребенок, решет проблемные ситуации, ищет и находит пути к новым знаниям. Все это происходит естественно, без каких либо усилий, ведь ребенок не просто играет, а, как бы, проживает эти ситуации, пропускает через себя и, незаметно для себя, усваивает азы математики. Дети активно включаются в процесс познания, учатся логически мыслить, обобщать, проявлять самостоятельность и творчество.  

       

Значимость предъявленного опыта.

Считаю, что результаты моей работы будут полезны не только в коррекционных детских садах, но и в массовых дошкольных учреждениях.  Это поможет педагогам повысить интерес детей к занятиям математикой, обогатить математические занятия новыми, близкими, по содержанию, детям играми.  Будут способствовать воспитанию лучших качеств личности: доброты, гуманному отношению к окружающему  миру, смелости, находчивости и доброжелательности. Так же будут иметь большое значение для развития у детей восприятия, внимания, воображения, памяти, всех функций речи, творческих способностей. Если проделанная мной работа поможет другим педагогам сделать детей умными, интеллектуально развитыми, готовыми к восприятию постоянно усложняющейся школьной программы, то я буду уверена, что смогла помочь не только педагогам, но, что самое главное, детям почувствовать себя умными, уверенными в себе и своих возможностях.

       

                             Используемая литература.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду» Под ред. М. А. Васильевой, Москва 2005 г.

       

  2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб 2000 г.

     

   3. Л. Волкова « Логопедия» Москва  1989 г.

       

  4. Т. Филичева Г. Чиркина « Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях детского сада» Москва 1993 г.

       

  5. В. М. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми» Москва 1991 г.

       

  6.  Н. А. Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» Издательство Мозайка – синтез, Москва 2006 г.

       

  7. З. А. Михайлова «Игры и занимательные задачи для дошкольников» Москва 1990  

       

 8. В. В. Волина «Праздник числа» Знание  Москва 1994 г.

       

  9. Е. М. Сербина «Математика для малышей» Москва 1992 г.

     

  10 . О. М. Дьячко «Чего на свете не бывает» Москва 1991 г.

     

   11. М. Е. Карпова   «Дидактические игры в начальный период обучения» Ярославль Академия развития 1997 г.  

       

 12. Журналы «Дошкольное воспитание»:

                 № 8 – 2005г. Статья «Умники и умницы» стр. 46;                                                          № 1 – 2007г. « Развиваем логическое мышление» стр.19 – 23  

         

 13. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3 – 2005 г. ст. «Занимательные задачи для дошкольников» стр. 35-37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ.

БЛОКИ ДЬЕНЕША.В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления.  Одним из эффективных пособий  являются логи...

Семинар -практикум «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Семинар практикум для родителей детей дошкольного возраста. Цель познакомить родителей с игровыми приёмами для развития познавательных процессов....

Методы формирования рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста

В данной статье предложен опыт формирования рефлексивной деятельности у дошкольников младших, средних, старших и подготовительных групп....

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...

Дополнительная образовательная программа по развитию мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ «Играем и развиваемся»

        В МКДОУ № 17 существует группа детей с нарушением интеллекта. В первую очередь страдают такие психические   функции, как мышление и речь....

"Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ в играх и упражнениях» «Логические цепочки»

В старшем возрасте у дошкольником начинает формироваться словесно-логическое мышление. Этот вид мышления самый сложный, он оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выражен...

Роль пальчиковых игр и упражнений в становлении речи и развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика - залог успешного становления речи. Важно, начиная с раннего возраста, использовать элементы пальчиковой гимнастики. Учёные, изучавшие деятельность головного мозга, психику...