"Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ в играх и упражнениях» «Логические цепочки»
консультация

В старшем возрасте у дошкольником начинает формироваться словесно-логическое мышление. Этот вид мышления самый сложный, он оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskie_tsepochki.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад № 25 «Зайчик».

 «Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ в играх и упражнениях»

«Логические цепочки»

Подготовила Притула М.Д.,

учитель-дефектолог,

высшая квалификационная категория.

г. Усть-Илимск, 2018г.

В старшем возрасте у дошкольником начинает формироваться словесно-логическое мышление. Этот вид мышления самый сложный, он оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления. Скажем, слово "цветок" может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переходит от единичных понятий к общим.

Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Очень хорошо подходит для развития данного вида мышления игра  «Логические цепочки».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Задачи:

  • Формирование обобщающих понятий;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Формирование связной речи;
  • Формирование умения логично излагать свои мысли;
  • Формирование умения работать в команде;
  • Нахождение и выделение общих признаков;
  • Сравнение предметов по тем или иным признакам и т.д.

Оборудование:

Разнообразный картинный материал, объединенный одной темой.

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\326.jpg           C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\330.jpg

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\329.jpg

Описание: Различные наборы карточек с предметными картинками, обобщенные одним образом (паровозик, крыша дома, цепочки и т.д.)

Ход игры:

Ребенку предлагается подобрать такие предметы, чтобы они были чем-то похожи друг на друга, объединялись по одному или нескольким признакам.

На начальном этапе для облегчения задания можно предложить детям тему для обобщения.

Педагог дает задание: «В этом паровозике поедут только животные».

«Под крышей дома будут жить только те предметы, которые умеют летать».  

Дети рассматривают картинки, выбирают подходящие предметы.

Далее можно выбрать отвлеченный предмет и дети самостоятельно подбирают предмет для составления цепочки, объясняя свой выбор.

Педагог кладет первую случайную картинку, а ребенок из остальных картинок выбирает подходящую и объясняет свой выбор.

Например:

Первое звено цепочки – акробат, следующая картинка – лыжник. Он тоже человек. Дальше подходит колесо – оно тоже катится, как и лыжник. Торт такой же круглый, как колесо и т.д.

И самым сложным будет задание, когда детям предлагается найти взаимосвязь между конкретными предметами.

Все картинки делятся по количеству игроков. Дети  по очереди  берут перевернутые карточки и пытаются найти взаимосвязь с предыдущей картинкой. Можно использовать любые признаки. Если возникают трудности – ребенок пропускает ход. Выигрывает тот, кто первый выложит все свои карточки.

Очень сложной и, тем не менее, интересной является игра «Рассказ по цепочке».

Игра строится по принципу «домино». Ребенок берет первую карточку. Составляет по ней предложение, используя обе картинки. Далее подбирается следующая карточка, по которой так же составляется предложение. Это предложение должно подходить по смыслу к первому. И так до конца, пока не используются все карточки. В итоге должен получиться рассказ.

Используя эти игры, всегда можно найти для детей интересное, а главное очень полезное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ.

БЛОКИ ДЬЕНЕША.В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления.  Одним из эффективных пособий  являются логи...

Дополнительная образовательная программа по развитию мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ «Играем и развиваемся»

        В МКДОУ № 17 существует группа детей с нарушением интеллекта. В первую очередь страдают такие психические   функции, как мышление и речь....

Развитие речевой деятельности у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактический игры.

Методическая разрабртка предназначена для леьей старшегодошкольного возраста....

Презентация "Игры на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста"

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум». Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности ...

Мастер-класс «Игры на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Мышление - это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к п...

Роль пальчиковых игр и упражнений в становлении речи и развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика - залог успешного становления речи. Важно, начиная с раннего возраста, использовать элементы пальчиковой гимнастики. Учёные, изучавшие деятельность головного мозга, психику...