Семинар -практикум «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
материал по теме

Афанасьева Ирина Михайловна

Семинар практикум для родителей детей дошкольного возраста. Цель познакомить родителей с игровыми приёмами для развития познавательных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Подготовила : педагог – психолог Афанасьева Ирина Михайловна

Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста домашних условиях.

Задачи:

  1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.
  2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  3. Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.
  4. Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Оборудование: волшебные очки, материал к игре «Чудесный мешочек», предметные картинки к игре «Картинки-загадки», игра  «Живые картинки» , платок, «Зоопаника»,   материал к игре «Кто я?», краски, бумага  и кисти для игры «Кляксы», « Домики для игры «Черный – белый» Песочница и мелкие предметы для игры в ней., релаксационная музыка.

Ход семинара-практикума:

Игра «Волшебные очки» 

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить
участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному
общению между собой.

Инструкция: У меня есть волшебные очки, когда их надевают сразу видят что – то хорошее в человеке.  Родители говорят комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о ребенке. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится! Да, мне это тоже очень нравится в своем ребенке!»

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Психолог подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить родителю ребенка.

- Дорогие мамы и папы, сегодня с таким положительным настроем, рассмотрим вопрос формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.

Ситуация «Невротический ребёнок».

- Вашему вниманию предлагается послушать историю, может кому-то она покажется знакомой, похожей.

Маленькая Маша с матерью пришла на берег моря.
-  Мама, можно я поиграю в песке?
-  Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
- Мама, можно я побегаю по воде?
- Нет. Ты намокнешь и простудишься.
- Мама, можно мне поиграть с другими детьми?
- Нет. Ты затеряешься в толпе.

- Мама, купи мне мороженое.
- Нет. Ты простудишь горло.

Маленькая Маша начала реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:
- Господи, Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребёнка?

(рассуждения родителей, характеристика «невротической» личности, определение неверного поведения со стороны матери)

- Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Эрнст Легуев говорил: «ВОСПИТАНИЕ - это наука, научающая наших детей обходиться без нас». 

Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». 

- Исходя из вышесказанного, сегодня мы будем обсуждать с вами  очень интересные и необходимые вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности дошкольников.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. - Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана.

- А сейчас предлагаю вам поиграть.

Проведение игры с родителями на развитие внимания:

Игра «Волшебный платок»

Игра «Что изменилось? 

Игра «Живые картинки»

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.

- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Проведение игры с родителями на развитие восприятия:

Игра «Чудесный мешочек» проводится с учетом возрастных особенностей детей, с усложнением:

-                     по наглядному образцу;

-                     по словесной инструкции;

-                     определение незнакомого предмета и его описание.

От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

Игра «В песочнице»

Закрытыми глазами определите, что это за предмет?

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

- Для развития памяти можно организовать игры «Запомни картинки», «Повтори слова», «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?», «Кого не стало?» и др. Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Проведение игр с родителями на развитие памяти:

Игра «Запомни животных на картинках». Родителям предлагается запомнить животных на картинках от игры ,

Игры «Мемори»

Игра «Пол,  нос, потолок.»

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:

  1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами); интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет.
  2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
  3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). К шести–семи годам.

- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Проведение игры с родителями на развитие мышления:

Игра «Что было сначала?» Педагог называет  слово, а родители говорят, чем оно было раньше.

 Собака – щенок, кирпич, дом, книга, вилка, дерево и др.

Игра «Чёрный - белый»

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры: Лиса – это хорошо. Почему?

Например: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Лиса – это плохо. Почему?

Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Ведущий я покажу белый домик, вы скажите что хорошо в весне, покажу чёрный домик, скажите что плохо и тоже почему.

Игра «Кто я?»

Игра построена по типу игры «Данетка» Родитель задаёт наводящие вопросы, остальные могут говорить только да или нет.

- Перейдем к следующей составляющей познавательной деятельности.

Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта

- Для развития воображения можно организовать игры «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Дорисуй картинку», «Сочиняем сказку сами», «Пятнография».

Проведение игр с родителями на развитие воображения:

Игра «Клякса». Дополнительно: листы бумаги, на которых нужно нарисовать произвольно на половине листа, согнуть, получившуюся кляксу дорисовать так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной  нарисованных образов.

Игра «Придумайте сказку по кубикам ».

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

- Как развивать познавательную деятельность вы теперь знаете. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:

  1. Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.
  2. Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.
  3. Научите детей брать на себя ответственность.
  4. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.
  5. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.
  6. Ценить индивидуальность своего ребенка.
  7. Создать атмосферу безопасности и защищенности.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!

- В заключение нашей встречи, предлагаю прослушать «Притчу о двух ангелах».

Притча о двух ангелах.

Цель: Оказание помощи родителям в осознании отношений к собственному ребенку и окружающему миру; преодоление негативных позиций в отношении собственных детей.

Однажды по земле путешествовали два ангела старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

- Не все является тем, чем кажется, - ответил его спутник.

На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова - единственная кормилица и надежда семьи.

Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

- Почему ты не поможешь бедному человеку? - сказал он. - В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

На что старый ангел ответил:

- Не все является тем, чем кажется!

Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. - В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад - и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.

(анализ притчи, рассуждения родителей).

- Надеюсь, что эта притча поможет вам взглянуть на своего ребенка «другими» глазами и для вас откроется весь мир. Помните, что нет в мире «плохого» и «хорошего». Все зависит от того, как вы на это посмотрите.

- Наш семинар-практикум подошёл к завершению, надеемся, что вы узнали для себя что-то новое и научились приемам формирования познавательной деятельности у детей.

- Успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА: «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для родителей "Формирование познавательной деятельности у детей дошколногот возраста"...

семинар- практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам формирования познавательной деятельности при подготовке детей к школьному обучению....

семинар- презентация для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» подготовительная группа

Презентация к семинару - практикуму "Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум разработан для педагогов дошкольного учреждения: для музыкальных руководителей и воспитателей...

Семинар-практикум для воспитателей " Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Семинар -практикум для воспитателей.Цели.задачи, дидактические игры, загадки, мнемотаблицы....

Семинар - практикум для родителей "Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.А какие же механизмы мы задействуем, чтобы познать действительность? Какие проце...