семинар- практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа) по теме

Журкеева Елена Владимировна

Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам формирования познавательной деятельности при подготовке детей к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dou_2.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам формирования познавательной деятельности при подготовке детей к школьному обучению.

Пояснительная записка

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

                                                                               /Венгер Леонид Абрамович/

     Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

     В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом.

     На этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитием ребенка, становится наиболее своевременной и актуальной. Учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении детского сада к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в проведении семинаров-практикумов с родителями. Семинар-практикум содержит материал, который интересует родителей и предоставляет им информацию о таком важном периоде в жизни их ребенка, как вхождение в мир знаний. С одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично  участвовать в этом процессе из-за того, что не знают как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

     Действительно и, к большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе?

     Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется  творческий потенциал.

     Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.

     Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника. Это те самые УУД – универсальные учебные действия.  Концепция развития универсальных учебных действий является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС).

     Целенаправленное, планомерное формирование универсальных учебных действий  является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

     Поэтому очень важно родителям будущих первоклассников обучать ребёнка играм, вырабатывающим произвольные процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим вниманием, памятью, мыслительными действиями, развитию всех компонентов речи.

     

Семинар-практикум для родителей

«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

     Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей в домашних условиях.

     Задачи:

- Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.

- Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.

- Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Предварительная работа:

- подбор дидактических игр, пособий, книг для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения; оформление выставки;

- разработка анкеты;

- подбор упражнения для сплочения родителей; способствующей осознанию отношений между родителями и детьми, к окружающему миру;

- изготовление буклета для родителей.

Оборудование: шляпа, бумага и ручки по количеству участников, атрибуты к играм ( обручи, пуговицы, геометрические фигуры)

Ход семинара-практикума:

(слайд №1)

  1. Николенко Элеонора Викторовна- заведующая МБДОУ «Детский сад 23».

     Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. В условиях реализации ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании в РФ», где говорится о непрерывности образования, и дошкольное учреждение выступает первой ступенью образования детей в начальной школе.

    (Слайд 2) Хочется отметить, что в подготовке  ребенка к школе особо значительна роль семьи, неоценим и вклад родителей в личностно – мотивационную подготовленность ребенка дошкольного возраста  к школьной жизни, их уверенность в успешности своего ребенка.  Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни

      Поэтому, одним из главных направлений работы любого специалиста нашего учреждения является активное сотрудничество с родителями. Для этого проводятся консультации, практические занятия, тематические круглые столы, родительские собрания, родительские гостиные, семинары, семинары–практикумы.

     Семинар-практикум – одна из  форм сотрудничества с родителями, где предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические решение конкретной ситуации.

    (Слайд 3)- анимация шляпы

Сегодня наш семинар хочу начать с игры.

  Игра «Волшебная шляпа» 

     Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить
участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному
общению между собой.

     Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию родителя) и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о ребенке. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится! Да, мне это тоже очень нравится в своем ребенке!»

По окончании игры все возвращаются на места.

  1. Журкеева Елена Владимировна, воспитатель, первая квалификационная категория.

- Дорогие мамы и папы, сегодня с таким положительным настроем, рассмотрим вопрос формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

     Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители,  и мы, воспитатели детских садов, с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений. У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни каждого ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, главным в его жизни становится учеба, образовательная деятельность.

     Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.

Исходя из вышесказанного, сегодня будем обсуждать с вами  очень интересные и необходимые вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

(Слайд № 4) Тема семинара - формирование познавательной деятельности при подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.  Мы сегодня поставили цель познакомить вас, родителей, с основными приемами развития познавательной деятельности у детей в домашних условиях.

     Как вы понимаете выражение познавательная деятельность?

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности .

(Слайд №5) Составляющие познавательной деятельности это- восприятие, память, внимание, мышление, речь.

     Как  развить у ребенка составляющие познавательной деятельности? Ведь все дети разные, и как найти способ подходящий именно моему ребенку. Психологи и педагоги в этом вопросе единодушны: ребенок развивается в игре.

(Слайд №6) Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

     Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Недооценивать значение игры в развитии ребенка дошкольного возраста нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

    Хочется остановиться на таком психическом процессе, как внимание развитие и совершенствование которого, как и обучение, письму, счету, чтению, это главное условие осуществления познавательной деятельности.

   (Слайд №7) Состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка. Поэтому данная проблема является одной из актуальных проблем в наше время.

     И сегодня мы предлагаем вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

(Игры на слайде)

(Слайд №8)   Найди чем отличаются картинки. Сколько отличий ты нашел?

(Слайд №9)  Что общего? (в  двух разных картинках необходимо найти одинаковые элименты.

(Слайд № 10-11)  Найди и зачеркни предмет

(Слайд № 12) –Игра сышики

1. (Играем с родителями). Игра "Бывает - не бывает"     (Летает-не летает)                  
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

Например:

Папа ушел на работу                          
Поезд летит по небу                          
Кошка хочет есть                         
Человек вьет гнездо                        
Почтальон принес письмо                           
Яблоко соленое                             
Шапочка резиновая                    
Туфли стеклянные                          
На березе выросли шишки                       
Волк бродит по лесу                    
Волк сидит на дереве   и т.д.   

(Слайд 13) Итог: Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию.

    (Слайд 14) Важное место в подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста отводится развитому логическому мышлению. Мышление – одна из высших форм деятельности человека. 

Ло́гика (др.-греч. Λογική)— наука о правильном мышлении, искусство рассуждения. 

     Овладев логическими операциями, ребенок старшего дошкольного возраста станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте

     Несформированность логической сферы первоклассника уже в первый  год обучения создаст ему большие трудности, и трудности будут расти, поскольку материал будет усложняться. Практика показывает, что если простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) формируются стихийно, то составные логические операции (построение отрицания, доказывание, рассуждение с использованием различных схем) имеют более сложный комплексный характер, их формирование требует целенаправленной методической работы.

     (Слайд № 15). Многие методисты сегодня отмечают, что низкий уровень логической культуры старшеклассников – закономерное следствие отсутствия систематической работы над формированием логического мышления с детьми более младшего возраста.

   Про то как можно развивать логику малыша в домашних условиях вам расскажет Инна Григорьевна Плешивцева, воспитатель первой квалификационной категории.

Выступление Плешивцевой И.Г.

(Слайд 16-19)  

     - Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

     Логические игры для детей, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для собственного развития человека. Современной истории доподлинно неизвестна история возникновения первых логических игр в человеческой цивилизации, историю логических игр оставим историкам и перейдем к полезным фактам. Когда вы решаете логические игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, вы начинаете быстрее находить решения поставленных задач, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Логические игры незаменимы для развития детей школьного и дошкольного возрастов. Все логические игры имеют ярко выраженную математическую направленность, это математика, геометрия.

   (Слайд 20-21)  Разнообразие логических игр очень велико.

 (Палочки Кюизенера

(Слайд 22-24) Уникуб

(Слайд 25-26)

Подробнее хочу рассказать о логический игре- Блоки Дьенеша.

- (Игра с родителями)Для понимания процесса развития логического мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание. (Игра с логическими блоками и обручами; «Рассели рыбок в аквариум» или «Логический поезд»).

   ( Слайд № 27) На протяжении нескольких лет  наше ДОУ сотрудничает со ОУ СОШ № 15. Деятельность педагогов  была направлена  не только на создание одинаково хороших условий для качественной подготовки к обучению в школе, но и на осуществление более легкой адаптации детей к школьным условиям.

    Сегодня на нашем семинаре присутствуют представители Муниципального  бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №15.Хочу предоставить слово руководителю кафедры начальных классов Адлер Галине Борисовне.    

         

- Выступление педагога -психолога- Вознесенской Светланы Юрьевны. Тема: «Психологическая готовность детей к обучению в школе».

Рефлексия    

Воспитатель. Журкеева Е. В.

  •  Как ваше настроение?
  •  Было ли вам интересно на нашем мероприятии?
  • Что интересного вы узнали? (Высказывания родителей).

(Слайд 29)

     В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что развитие познавательных процессов составляет фундамент общего умственного развития ребёнка в период подготовки к школе. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонично, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом и психологическом  отношениях.

     Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы познакомили Вас с дидактическими играми, научили, как методически правильно их проводить. А закончить я хочу стихотворением:

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)

- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Семинар практикум для родителей детей дошкольного возраста. Цель познакомить родителей с игровыми приёмами для развития познавательных процессов....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА: «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для родителей "Формирование познавательной деятельности у детей дошколногот возраста"...

семинар- презентация для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» подготовительная группа

Презентация к семинару - практикуму "Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Семинар-практикум для воспитателей " Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Семинар -практикум для воспитателей.Цели.задачи, дидактические игры, загадки, мнемотаблицы....

Семинар - практикум для родителей "Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.А какие же механизмы мы задействуем, чтобы познать действительность? Какие проце...