Консультация для родителей «Игровые упражнения для развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье представлены игровые упражнения для развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игровые упражнения для развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста»
Успешное обучение в школе зависит от развития фонематического восприятия. Обязательно проверьте, как у Вашего ребенка развивается фонематическое восприятие, как он слышит и различает звуки родного языка.
Игровые упражнения на развитие фонематического восприятия
- Пожужжи как жук (ж-жж…) Пошипи как гусь (ш-ш-ш…) Позвени как комарик (з-з-з…) Порычи как тигр (р-р-р…)
- «Кто внимательный?»
Хлопни в ладошки, если услышишь в слове шипение гуся (ш-ш-шуба, сани, жаба), если в слове прожужжит жук (ж-ж-желтый, ж-ж-жаба…), зашипит
змея ( слова со звуком «ш» ).
- Кто больше назовет слов, в которых слышится песенка жука? (слова со звуком «ж») , звенит комарик ? (слова со звуком «з»), слышится песенка синички? (слова со звуком «ц») , песенка паровоза?( слова со звуком «ч»), песенка мотора самолета? (слова со звуком «р» ).
Вначале ребенок назовет мало слов, но с каждым разом их будет все больше и больше. Наконец настанет момент, когда задания следует усложнять, вводя в разговор с малышом понятие «звук».
- Отгадай , есть ли звук «с» в слове «сумка». А в слове «шум»? Назови слово «рак» так, чтобы в нем очень хорошо слышался звук «р». Назови слово «кружок» так, чтобы в нем хорошо слышались звуки «р» и «ж».
- Отгадай, какой звук можно петь в слове «кот» (рак, сыр, кит, лук и т.д.)
- Отгадай, какое слово я задумала. Я буду называть слова без первого зву- ка, а ты называй все слово правильно …ак (мак, рак, лак и т.д.)
- Кто больше назовет слов со звуком «к» (и т.д.) в начале слова (кубик, кот, куры…)
- Подскажи, какой звук «потерялся» : колобо…(к), стака…(н), сто…(л)…Ребенок должен называть только последний звук, а не все слово.
- Кто больше назовет слов со звуком «с» в середине слова (весна, мост…)
- Скажи слово «шар» так, чтобы в нем хорошо слышался первый звук; второй звук; третий звук (слова типа : суп, сок, мышь, рак.)
- Кто больше назовет коротких слов? ( мир, кит, суп, стол…)
- Назови слова с гласным звуком «а» в начале слова, в середине слова, в конце слова (альбом, бак, утка).
- Кто больше назовет слов, начинающихся с того звука, который первый в слове лес? (лиса, лейка, люстра)
- Назови слово, которое начинается с последнего звука моего слова (сани – индюк – кошка – альбом – мост…)
- Отгадай, какие одинаковые звуки в словах «лук», «кот».
- Найди разные звуки в словах «сыр» и «сор».
- Произнеси слово «каша» по частям. Скажи это слово шепотом в ладошку. Сколько раз твое дыхание коснется ладони, столько и частей в слове «каша». Эти части называются слогами. Отхлопай это слово. Отгадай его.
- Я буду начинать слово, а ты заканчивай : ма(шина), бу(сы), кош(ка)…
- Догадайся, какой первый слог в слове «ракета» (ра), 2-ой, 3-ий?
- Назови слова с 2-мя слогами, с 3-мя, с одним слогом.
- Кто больше назовет слов, в которых первый слог «са» ? (Саша, сани, са- лат, салют); «ста» ? (стакан, стадион, старость…) и т.д.
- Кто больше назовет слов, в которых последняя часть «та»? (газета, рабо- та, лопата…) и т.д.
- Придумай слова, похожие на слово «подушка» (лягушка, квакушка, подружка, кукушка, кормушка, кадушка…)
Все эти игры ребенок может и должен освоить до школы. Их можно из- менять, усложнять, дополнять. Если Вы заметили, что малыш начал утомляться и теряет интерес к заданиям, прекратите игру. Все задания выполняются не только ребенком, но и взрослым: по очереди. Если малыш испытывает затруднения, предложите ему: « Давай, я первая отвечу». Не забывайте иногда похвалить его за то, что он сегодня думал лучше, чем Вы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.
Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста....

«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»
«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»...

Игровые упражнения для развития речи у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения для развития речи...
Игровые упражнения по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...

Консультация для родителей «Природа – важный фактор формирования эстетического восприятия детей дошкольного возраста»
Эстетическое восприятие - это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.В настоящее время эстетическое вос...
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОНР.
Методическая разработка содержит ряд игр, направленных на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи....

Консультация для педагогов «Игровые упражнения в театральной деятельности для детей дошкольного возраста»
Театр – это самый доступный вид искусства для детей, обогащающий положительными эмоциями, жизненным опытом, дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде, раскрывающий духовн...