Формирование графических навыков в дошкольном возрасте
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье освещены вопросы формированя графических навыков у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков в дошкольном возрасте

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости. Как показывает практика, трудности овладения графическими навыками, которые испытывает дошкольник, никуда не исчезают на следующем возрастном этапе, а, наоборот, порождают ряд других проблем. Со временем они могут перерасти в трудности овладения письмом, общую неуспеваемость по основным школьным предметам. Поэтому важно своевременно выявить отставание в развитии графических навыков, определить его причины, информировать о наличии проблемы родителей воспитанника и оказать ему соответствующую помощь. Часто вовремя проведенный курс специальных занятий может избавить дошкольника от многих серьезных проблем в будущей школьной жизни.

Среди возможных причин, которые затрудняют обучение рисованию и письму, могут быть проблемы в двигательном развитии ребенка, трудности концентрации внимания. Одной из наиболее распространенных в дошкольном возрасте проблем является слабость крупной и мелкой моторики у ребенка. Она может проявляться в любом возрасте и определяется путем сравнения поведения и достижений дошкольника со средневозрастными показателями. Например, наличие моторной неловкости у трехлетнего ребенка проявляются в том, что он не умеет самостоятельно ходить по лестнице, а у шестилетнего в том, что он не может научиться кататься на двухколесном велосипеде. Можно увидеть таких детей в группе детского сада, наблюдая за их движением и поведением в ходе непосредственно образовательной деятельности, свободной игры и на прогулке.

Основными критериями наблюдения являются следующие:

 легко ли ребенок может повторить позу или движения педагога;

  испытывает ли он трудности с мелкой моторикой (легко или с трудом ему даются движения, требующие точности и аккуратности, захват мелких предметов, координация двух рук, овладение инструментами);

 часто ли он теряет равновесие, падает, задевает углы;

 умеет ли играть мяч (может ли поймать мяч руками или попасть по нему ногой);

 насколько у воспитанника развито чувство ритма;

 отмечается ли разница в развитии крупной мелкой моторики (например, ребенок в целом двигается ловко, но обладает «непослушными» руками или наоборот, в целом неловок, но свободно управляется с мелкими предметами);

 как ребенок сидит за столом во время занятий (принимает ли правильную позу, сутулится, стремится лечь на стол или сидит с перекошенной спиной);

 правильно ли держит карандаш после многократных попыток научить его держать правильно.

 Моторная неловкость чаще всего является причиной возникновения трудностей в овладении графическими навыками. Подобную картину можно увидеть у ребенка, который преимущественно действует левой рукой, либо двумя руками с одинаковым успехом ,  либо у ребенка, который не «выбрал» ведущую руку (использует то правую, то левую руку как ведущую). Слабость развития крупной и мелкой моторики обнаруживает себя также в рисунках дошкольников. Ее можно выявить по следующим признакам:

 неровные, дрожащие линии;

 слишком слабый или слишком сильный нажим, неравномерный при закрашивании;

  рисунок с трудом умещается на листе или в определенном контуре;

 возникают трудности с проведением прямой линии в заданную точку;  рисованием плавных линий (например, вместо волнистой линии получается зубчатая):

  рисунок слишком крупный или слишком мелкий по сравнению с образцом.

Любая графическая деятельность сопровождается повышенной концентрацией внимания, тонкой координацией движений руки и глаз, удержанием позы, планированием движения карандаша и рисунка в целом. Графическая деятельность , особенно «по заданию», требует от дошкольника больших усилий. Нот если ребенок не способен даже на кратковременное усилие, которое доступно большинству его сверстников, это также должно быть для педагогов сигналом. В процессе формирования графических навыков у детей дошкольного возраста важно обратить внимание на форму и содержание занятий. Непросто в условиях группы детского сада осуществлять индивидуальный подход, подбирать задания, соответствующие уровню их развития и при этом следить за позой и качеством выполнения заданий у каждого ребенка. Наиболее эффективной в этом плане представляется подгрупповая форма работы. В зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог, и уровня овладения графическими навыками у детей, задания могут варьироваться. Особенно ответственно следует подходить к планированию занятий в подготовительной группе, т.е,  перед поступлением в школу, когда развитию графических навыков уделяется особое внимание. Таким образом, формирование графических навыков в дошкольном возрасте – одна из важных задач подготовки к школе. На всех возрастных этапах дети могут испытывать трудности в их овладении.        Во всех этих случаях ребенку необходима дополнительная помощь в формировании графических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл консультаций для родителей по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольни...

Презентация для воспитателей на тему: "Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Совместная со взрослым деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем....

"ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» или внутренней речи. Возникновению внутренней речи предшествует промежуточный этап так называемой эгоцентрической речи. В начале э...

Трудности формирования графических навыков в дошкольном возрасте

     Формирование графических навыков – важный этап подготовки ребенка к школе. Учитывая это, большое значение имеет раннее выявление ситуаций, когда ребенок не справляется...

«Система работы по формированию графических навыков детей дошкольного возраста"

Наиболее, важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму....

Рабочая тетрадь для развития графических навыков детей дошкольного возраста

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дош...

Трудности формирования графических навыков в дошкольном возрасте.

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе....