Статья: Социализация детей дошкольного возраста посредством включения в интерактивно-культурную практику
статья

Козленко Маргарита Алексеевна

Развитие ребёнка зависит от культурной среды, благодаря которой формируется личность. Для воспитания гармоничной личности необходимо создание таких условий, которые бы способствовали развитию инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого потенциала, воображения, любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kozlenko_margarita.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей дошкольного возраста посредством включения в интерактивно-культурную практику

Развитие ребёнка зависит от культурной среды, благодаря которой формируется личность. Для воспитания гармоничной личности необходимо создание таких условий, которые бы способствовали развитию инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого потенциала, воображения, любознательности. Создание этих условий способствует обучение и воспитание детей на основе социокультурных ценностей, формирования общей культуры личности детей, формирование  социокультурной  среды,  соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Впервые понятие «социализация» упоминается в монографии американского социолога Г. Гиддинса в 1887 году [7]. Социализацию автор рассматривал как подготовку человека к жизни в обществе. В середине 20 века феномен «социализация» становится междисциплинарной областью исследования и изучается философами, социологами, психологами, педагогами. В философии социализация рассматривается как соотношение «индивид-общество», где сущность человека зависит от социальных факторов. Философскую точку зрения на природу социализации описывал Б.Д. Парыгин [6], который отмечал, что процесс социализации включает социальное общение, социальное познание, комплекс социальных ролей и функций. Социологическая наука социализацию рассматривает как активность или пассивность индивида в участии в данном процессе. Социолог А.И. Ковалева [3], изучая особенности протекания социализации, отмечала, что процесс социализации заключается не только в освоении человеком социальных  норм  и  общечеловеческих  ценностей, образцов поведения, но подразумевает активную деятельность самой личности по преобразованию окружающего социума. В психологии социализация рассматривается как система отношений между человеком и окружающей его социальной действительностью. С точки зрения Г.М. Андреевой [1], социализацию можно представить в двух аспектах, как усвоение личностью социального опыта и системы социальных отношений и как преобразование окружающей действительности благодаря творческой активности. С педагогической точки зрения социализация рассматривается как разнообразные воздействия социальной среды на человека и реакция человека на эти воздействия. А.В. Мудриком [5] были выделены универсальные механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, рефлексивный. Рассмотрим действие механизмов. Традиционный обеспечивает индивиду присвоение норм и эталонов поведения. Институциональный направлен на определение отношений с различными институтами социализации и оказывает влияние на становление поведения. Стилизованный действует в рамках определенной субкультуры (морально-психологические черты, соответствующее возрасту поведение и т.д.) и способствует становлению стиля жизни. Межличностный обеспечивает идентификацию личности.

В дошкольном возрасте ребенок приобщается к культуре, общечеловеческим ценностям и учится взаимодействовать с окружающим миром. Активная разноплановая деятельность ребенка является залогом его эффективной социализации. Социализация детей дошкольного возраста проходит в деятельности, общении и игре. Деятельность, способствующая социализации ребёнка, должна соответствовать возможностям, имеющегося у детей личностного опыта. С точки зрения Л.С. Выготского [2], это «зона актуального развития», включающая совокупность знаний, умений и навыков ребёнка, которыми он владеет на высоком уровне, а также «зона ближайшего развития», которая достигается ребёнком через решение задач, находящихся в зоне актуальных возможностей ребёнка и реализующаяся через общение со взрослыми. По  мнению  М. И. Лисиной [4],  в  данный период  у  ребенка  происходит  смена  четырех  видов  общения:  ситуативно-личностное,  ситуативно-деловое,  внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. В игре ребёнок познает окружающий мир, усваивает основные модели поведения. Средством  развития  личности  дошкольника,  формирования  его  общей  культуры согласно федеральному государственному образовательному стандарту выступают культурные практики. Структура культурных практик включает: развивающую предметно-пространственную среду;  самостоятельную  и  совместную  деятельность;  предполагаемый  эмоционально-чувственный  опыт;  культурные  события;  объекты  культурной памяти;  объекты  культурного опыта; культурные умения.

В нашем дошкольном учреждении социализация дошкольников реализуется с помощью проекта «Радиорубка». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) основным принципом образования дошкольников является формирование познавательных интересов в различных видах деятельности, а также развитие интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста. Проект Радиорубка направлен на практическую реализацию данного принципа.  Актуальность данного проекта основана на данных анкетирования родителей, большинство из которых проголосовали за создание радиорубки в дошкольном образовательном учреждении. Также актуальность данного проекта подтверждается его значимостью. Значимость данного проекта заключается в необходимости повышения нравственной, социальной, правовой грамотности воспитанников, развития навыков самоуправления воспитанников, а также в информировании и освещении событий из жизни  детского сада. Целью проекта является повышение результативности учебно-воспитательного процесса, организация различных форм образовательной деятельности детей и развития их личностных качеств. В задачи проекта входит вовлечение детей в разные формы творческой деятельности по выпуску радиопрограмм, сплочение коллектива, развитие умений действовать в коллективе, знакомство детей с новой техникой и её возможностями, развитие коммуникативных способностей детей, расширение информационно-познавательных возможностей детей. В проекте участвуют воспитанники всех возрастных групп детского сада. Разнообразие видов детских передач способствует учету возрастных особенностей дошкольников. К видам детских телепередач относят: игровые, так как игра - это ведущая деятельность детей, к игровым видам относят: непосредственно игры, конкурсы и викторины, домашние задания, игровые условия и т.д.; радиотеатр, включающий инсценирование литературных произведений, музыкальные радиопередачи, радиопьесы, музыкальные радиоспектакли и т.д; музыкальные передачи, состоящие из разнообразных музыкальных мелодий, песен, тем; развивающие и познавательные радиопередачи; информационные передачи, рассказывающие о новостях в детском саду, городе, стране и т.д.

Обращение  дошкольной педагогики  к категории практики  в формировании  культуры обусловлено  тем,  что  деятельность,  лежащая  в  основе  практики,  выступает  условием успешного  развития  ребенка:  в  деятельности  развиваются  его  способности,  осуществляется взаимодействие с миром, происходит творческая самореализация.

Библиографический список

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000.- 288 с.
  2. Выготский  Л.  С. Проблемы  детской (возрастной)  психологии //  Собрание  сочинений:  в 6  т. -М. ,1984. -  Т. 4.- С. 263.
  3. Ковалева А. И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – № 1. – С. 139–143.
  4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. -  Спб.: Питер, 2009 - 320 с.
  5. Мудрик, А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с
  6. Парыгин  Б. Д. Социальная  психология:  проблемы методологии,  истории  и  теории / Б.Д. Парыгин.  – СПб.: ИГУП,  1999.  –   592 с
  7. Чурекова Т.М. Особенности социализации детей дошкольного возраста в современном социуме / Т.М. Чурекова, В.Н. Пуранен // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019.-  №46. - С.217-224

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то неповторимы...

Культура общения детей дошкольного возраста посредством включения в сюжетно-ролевую игру «Звонок в ателье»

Материал для воспитателей старших групп детского сада. Сюжетно-ролевая игра «Звонок в ателье», посредством которой формируется развитие культуры общения у детей дошкольного возраста. Материал включает...

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством включения в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр»

В статье представлен опыт развития, и формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством включения  в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр....

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ СРЕДУ

В связи с современными проблемами развития дошкольников, нами было предпринято решение организовать в дошкольном учреждении в .свободной от игры и занятий деятельности, занятия по йоге с детьми.Ключев...

Тема проекта: Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством включения элементов йоги в современную здоровьесберегающую среду

Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МБДОУ «Брусничка» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление зд...