Особенности сенсорной сферы у детей с ОВЗ. Консультация для родителей.
консультация
Сенсорная сфера у детей - это система восприятия окружающего мира с помощью органов чувств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сенсорной сферы у детей с ОВЗ.
Консультация для родителей.
Сенсорная сфера у детей – это система восприятия окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Через сенсорные ощущения ребенок познает мир, учится различать формы, цвета, звуки, текстуры и запахи. Развитие сенсорной сферы важно для формирования его интеллекта, моторики и речи. Стимуляция сенсорных ощущений в раннем возрасте помогает ребенку лучше ориентироваться в окружающей среде и развивать координацию движений, внимание и память.
Проблема сенсорного развития детей с ограниченными возможностями здоровья подробно изучена в работах таких ученых, как З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Поддъяков, А. П. Усова и других. Сенсорное развитие различных категорий детей с ОВЗ актуально, потому что формирование сенсорной сферы играет ключевую роль в освоении ими различных видов деятельности. Это, в свою очередь, способствует максимальной компенсации дефектов и социальной адаптации.
Восприятие ребенка с ОВЗ отличается от восприятия его сверстников из-за существующих ограничений. Однако развитие сенсорных навыков у детей с ОВЗ является важнейшей частью их адаптации к окружающему миру. Сенсорное развитие включает в себя развитие восприятия внешних характеристик предметов — формы, цвета, размера, положения в пространстве, а также их запаха и вкуса.
Процесс сенсорного развития у детей с ОВЗ имеет свои особенности, так как восприятие у них затруднено: темп снижен, объем восприятия уменьшен, а точность — недостаточна. Детям сложно выделять такие характеристики предметов, как форма, размер и цвет. Это требует особого подхода к развитию их сенсорных способностей. Трудности в работе также связаны с неустойчивым вниманием, непониманием простых словесных инструкций, сниженным уровнем памяти, низкой работоспособностью и быстрой
утомляемостью. Хотя последовательность сенсорного развития у таких детей
схожа с развитием у здоровых детей, она имеет свои особенности. Ребенок с ОВЗ воспринимает меньший объем информации, а ее переработка через органы чувств происходит медленнее.
У детей с ОВЗ часто наблюдаются проблемы с восприятием, особенно зрительным и слуховым, а также трудности с планированием и выполнением сложных двигательных действий. Их сенсорное развитие неравномерно и отстает по срокам, что приводит к нарушениям в формировании понятий о таких характеристиках, как величина, форма и цвет.
Для успешного развития ребенка с ОВЗ важно уделять внимание формированию представлений о цвете, форме, размере предметов и их положении в пространстве. Необходимо развивать у них ориентировочную деятельность: рассматривание, выслушивание, ощупывание, а также психические процессы — память, внимание, мышление, речь и воображение.
Одним из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ являются сенсорные игры и упражнения. Успех их применения зависит от ряда факторов: доступности игр, связи с жизненным опытом ребенка, эмоциональной вовлеченности, вариативности и динамичности процесса.
Занятия по сенсорному развитию направлены на улучшение зрительного восприятия и внимания, развитие навыков подражания и формирования целостного восприятия предметов. Они также включают развитие слухового и тактильно-двигательного восприятия, а также восприятия вкусов.
Игры, направленные на чувственное познание предметов, играют важную роль в сенсорном развитии детей с ОВЗ. Ребенок познает окружающий мир через свои органы чувств, и сенсорное развитие становится основой для развития всех психических функций ребенка.
Практические рекомендации по организации сенсорной среды для детей с ОВЗ в повседневной жизни.
1. Организуйте пространство с учётом особенностей ребенка.
Обеспечьте доступность окружающих предметов и игрушек для ребенка.
Учитывайте необходимость дополнительных приспособлений, чтобы минимизировать физические и когнитивные барьеры.
2. Используйте разнообразные текстуры и материалы.
Включите в повседневную жизнь предметы с разной текстурой: мягкие, гладкие, шероховатые и т.д. Это поможет детям с нарушениями тактильного восприятия развивать сенсорные навыки через осязание.
3. Создайте звуковую среду, адаптированную к потребностям ребенка. Используйте аудиокниги, спокойную музыку или звуки природы, если это способствует концентрации. Убедитесь, что нет резких, пугающих звуков, которые могут вызвать тревогу.
4. Используйте яркие контрастные цвета для детей с нарушением зрения. Применяйте цветные метки на предметах и играх, чтобы помочь ребенку лучше ориентироваться. Избегайте сложных визуальных деталей, если у ребенка есть сложности с восприятием.
5. Адаптируйте сенсорные игры и игрушки.
Подбирайте игры и игрушки, которые стимулируют зрение, слух и тактильное восприятие. Например, для детей с нарушением слуха используйте игры с яркими цветами и световыми эффектами.
6. Включайте природные элементы в среду.
Организуйте прогулки или внесите в дом элементы природы, такие как растения, песок или вода. Это помогает детям развивать сенсорное восприятие через взаимодействие с окружающей средой.
7. Используйте сенсорные панели или уголки.
Создайте дома уголок с сенсорными панелями или модулями, где ребенок сможет взаимодействовать с разными сенсорными стимулами (звуками, светом, текстурами), что будет способствовать развитию его восприятия.
8. Регулируйте уровень стимуляции.
Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Некоторым детям требуется больше стимуляции, другим — наоборот, минимальная сенсорная нагрузка. Следите за реакцией ребенка и корректируйте среду в зависимости
от его состояния.
9. Используйте успокаивающие сенсорные элементы.
Включите в повседневную жизнь предметы, которые помогают расслабиться: мягкие одеяла, сенсорные подушки, шарики для массажа. Это особенно важно для детей с повышенной тревожностью или гиперактивностью.
10. Развивайте обонятельные способности.
Используйте безопасные ароматы (например, ароматические масла), чтобы стимулировать обоняние ребенка. Это может быть полезно для детей с нарушениями восприятия запахов или с нарушением зрения.
11. Стимулируйте самостоятельность через сенсорную среду.
Давайте ребенку возможность самому выбирать предметы для игры и взаимодействия. Это способствует развитию независимости и уверенности.
12. Работайте в сотрудничестве с специалистами.
Консультируйтесь с учителями-логопедами, учителями-дефектологами и педагогами-психологами, чтобы корректировать сенсорную среду в зависимости от конкретных потребностей вашего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование сенсорной сферы у детей раннего возраста средствами дидактических игр »
Презентация проекта по формированию сенсорной сферы у детей раннего возраста с использованием дидактических игр...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста (консультация для родителей)
После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Пол...

Консультация для родителей Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителейОсобенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей: "Особенности сенсорного воспитания у детей с задержкой психического развития"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе и т.п...

Сенсорные игры для детей с РАС. Консультация для родителей
Сенсорные игры дают возможность детям с РАС получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязательного восприятия, а также с раз...
Консультация для педагогов «Особенности сенсорного развития у детей с ОВЗ»
Дети с ОВЗ имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей...
