Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Как помочь ребёнку стать внимательным"
материал (подготовительная группа)
Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Как помочь ребёнку стать внимательным"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Благовещенский детский сад «Светлячок» Благовещенского района Алтайского края
Родительское собрание
в подготовительной к школе группе
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Автор:
Орлова Татьяна Юрьевна,
воспитатель
Цели:
- познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами;
- показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребёнка.
Подготовительная работа:
- изготовление приглашений на собрание для родителей;
- предварительное проведение анкетирования родителей;
- подбор слайдов «Внимание как познавательный процесс»;
- подбор литературы о методах развития внимания ребёнка и о психологии познавательных процессов его личности;
- подбор материалов с описанием игр и упражнений.
Оборудование:
- литература о методах развития внимания ребёнка и о психологии познавательных процессов его личности (оформление выставки);
- игровые места для трёх родительских групп;
- материалы с описанием игр и упражнений;
- листы бумаги, цветные карандаши, газета, мелкие предметы;
- мультимедийная установка для показа слайдов;
- слайды «Внимание как познавательный процесс»;
- аудиозапись бодрой музыки.
Участники: воспитатель; родители воспитанников;
Ход собрания.
I Организационная часть
Родители под музыку занимают места за тремя столами — образуют три рабочие группы.
Воспитатель. Представим себе ситуацию, что вы просите ребенка принести книгу, стоящую слева на второй полке книжного шкафа в вашей комнате. Сомневаюсь, что ребёнок сразу правильно выполнит вашу просьбу, или, как правило, начнёт задавать массу уточняющих вопросов. Подобная ситуация может прояснить степень развития внимания и готовности ребёнка к школе. Итак, тема нашего собрания — «Как помочь ребёнку стать внимательнее».
Сегодня будет собрание-студия, поэтому мы разделили вас на три группы.
Предлагаю каждой группе участников продолжить фразу: «Внимательный ребёнок - это...»
(Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу, а воспитатель обобщает мнения участников собрания):
«Внимательный ребенок — это умеющий сосредоточиться, усидчивый. Доводит до конца любое дело, которым занимается. С другой стороны, может быть внимательным и к окружающим, проявлять заботу».
Затем рассказывает о результатах заранее проведённого анкетирования родителей (Приложение 1).
II. Основная часть
1. Сообщение педагога-психолога «Внимание как познавательный процесс»
Педагог-психолог демонстрирует слайды «Внимание как познавательный процесс». (Первый слайд — название темы родительского собрания.)
Педагог-психолог. Успехи вашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С. Маршака (на втором слайде — отрывок стихотворения):
Жил человек рассеянный
на улице Бассейной
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
— Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить (слайд третий— определение термина «внимание».)
Внимание — важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания — своеобразного фильтра, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко ли ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься и наблюдать за окружающим и т.п. Насколько легко воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания педагога и родителей.
Очень важно, чтобы ребёнок понимал, чего от него требует взрослый. Удивительно, но когда воспитатель на занятии перестаёт говорить: «Не отвлекайтесь! Не вертитесь! Вы такие невнимательные», а вместо этого произносит: «Когда я говорю «внимание», я жду, чтобы вы положили руки на стол, сели прямо и стали смотреть на меня», — дети тут же начинают его понимать.
Внимание — не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему надо помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
Вот условия, при соблюдении которых можно развить у ребёнка необходимое качество:
- Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты.
- Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребёнку, чтобы можно было выполнять упражнения вместе.
- Во время занятий родитель должен быть спокойным и доброжелательным.
Возьмите памятки, в них вы найдёте простые рекомендации как развить внимательность дошкольника (см. Приложение 2).
2. Знакомство с играми и упражнениями, развивающими основные свойства внимания. Игровой практикум
(На слайде — фотографии детей группы во время игры.)
Педагог-психолог. К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных качеств личности дошкольника относятся игры и игровые упражнения.
Все упражнения, которые вы собираетесь выполнять, должны быть преподнесены как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес.
Воспитатель и педагог-психолог предлагают родителям побывать и роли детей и выполнить упражнение, направленное на развитие внимания (для каждой группы своё). Время выполнения — не более пяти минут.
Первая группа — «Нарисуй бусинки»
У каждого участника лист бумаги и цветные карандаши. Задание приводится на карточке, например: «Нарисовать пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была жёлтая, а последняя самая маленькая».
Вторая группа - «Нарисуй узор» (графический диктант)
У каждого участника лист бумаги с отмеченной точкой. Воспитатель диктует действия, а родители должны нарисовать узор до конца строки под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги. Например: «Одна клетка вниз — одна клетка вправо — одна клетка вверх — одна клетка вправо — одна клетка вниз — одна клетка вправо — одна клетка вверх». (Как вариант — нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить.)
Третья группа — «Что изменилось?»
Предварительно педагог-психолог раскладывает на столе 10—15 мелких предметов (ластик, карандаш, блокнот и др.) и накрывает их газетой. Приглашает одного из участников группы проверить свою наблюдательность — в течение 30 секунд ознакомиться с расположением предметов, потом повернуться спиной к столу. В это время педагог-психолог перекладывает 3—4 предмета на другие места, затем просит играющего повернуться, посмотреть на предметы и ответить на вопрос: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?»
По истечении обозначенного времени участники каждой группы демонстрируют всем предложенное им задание и результаты, а также говорят о трудностях, с которыми они столкнулись при выполнении. Воспитатель и педагог-психолог направляют и комментируют выступления родителей, дают правильные ответы.
Далее воспитатель предлагает участникам игры и упражнения на тренировку основных свойств внимания — игровой калейдоскоп (см. Приложение 3), который можно найти в специально оборудованном уголке родителей в группе. Родители могут проводить их с детьми дома, во время прогулок.
III. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель. Итак, прежде чем начать решать проблему со вниманием у малыша, определитесь, какого результата вы хотите достичь? Остерегайтесь ставить слишком высокие цели, если ребёнок ещё не умеет малого.
Например, мама хочет, чтобы сын самостоятельно умел сосредоточиться при выполнении любого задания. Если он на данном этапе жизни плохо концентрирует внимание даже тогда, когда ему об этом напоминают, то для начала имеет смысл сформулировать задачу: научить мальчика направлять и удерживать внимание на нужном предмете или действии в течение хотя бы 5 минут.
Поддерживайте своих детей, создавайте хорошее настроение им и себе, выполняйте упражнения, и вы обязательно добьётесь результата.
Подводя итоги, воспитатель предлагает каждому родителю закончить одну из фраз:
- «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание...»
- «Для развития внимания ребёнка нужно...»
- «Предлагаю...»
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения какого-либо задания?
— Да;
— иногда;
— нет;
— очень часто.
2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
— Да;
— трудно сказать;
— нет.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалась внимательность?
Приложение 2
Как развить внимательность
(памятка для родителей)
- Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие внимательности, многие из них заинтересуют ребёнка.
- Играйте вместе с ребёнком в игры, развивающие все свойства внимания.
- Учите малыша играть в шахматы и шашки, ведь их называют «школой внимания».
- Развивайте у дошкольника наблюдательность - умения замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, а незнакомое — в знакомом.
Приложение 3
Игровой калейдоскоп на развитие внимания
Игра «Что с чем поменяли местами?»
Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребёнку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые, желательно далеко лежащие друг от друга, картинки (игрушки). Ребёнок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек).
Игра «Вспомни, как было»
Задача: развить внимательность (произвольное внимание) детей.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребёнку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. Можно играть вдвоём с ребёнком. Взрослый показывает ему по одной картинки или игрушки, называет их, затем выкладывает их на столе друг за другом и даёт ребёнку задание их запомнить.
После этого ребёнок закрывает глаза, а взрослый быстро и незаметно добавляет одну картинку или игрушку. Ребёнок должен назвать исходные картинки или игрушки и определить лишнюю.
«Съедобное — несъедобное»
Взрослый кидает ребёнку мяч и при этом называет предметы — съедобные и несъедобные. Если предмет съедобный, малыш ловит мяч, если нет - отбрасывает.
«Летает — не летает»
Взрослый называет предметы. Если предмет летает, малыш поднимает руки, если нет — руки ребёнка опущены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе (собрание-студия) «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания...

Конспект родительского собрания "Как помочь ребёнку стать внимательнее"
В материале даны рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста, а также представлены игры и задания по данной теме....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок - будущий школьник»
Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в процесс воспит...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок - будущий школьник»
Родительское собрание в подготовительной к школе группе«Ваш ребёнок - будущий школьник»...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок — будущий первоклассник»
Помощь родителям в подготовке детей к школе...

Родительское собрания в подготовительной к школе группе в нетрадиционной форме проведения (собрание-студия) «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Родительское собрание в нетрадиционной форме проведения "Как помочь ребёнку стать внимательным."...
