Консультация для родителей "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
консультация (младшая группа)
Какая бывает адаптация, чем характеризуется, ее фазы, факторы, влияющие на нее. Рекомендации родителям по облегчению адаптации ребенка к детскому саду.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Детям раннего возраста сложно дается расставание с мамой, да и самим родителям тяжело дается период адаптации своего ребенка к детскому саду.
Адаптация (от лат. аdaptatio – “приспособляю”) – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.
Адаптация – сложный период не только для детей, но и для взрослых. Вспомните, как вы себя ощущали, оказавшись в новых условиях? Вот также чувствует себя и Ваш малыш, который оказался вдали от мамы, с которой долгое время находился рядом, в неизвестном ему месте. Ребенок попадает в новые условия: меняется режим дня, питание, температура помещения, характер общения со взрослым, приемы воспитания и т.п.
Адаптационный процесс делится на три фазы:
− острая фаза (длится в среднем один месяц) приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;
− подострая фаза (длится 3-5 месяцев) характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. у ребенка на фоне замедленного темпа развития, в особенности психического, по отдельным параметрам наблюдается несовпадения, сравнивая со средними возрастными нормами;
− фаза компенсации характеризуется возрастанием темпа развития, поэтому дети уже к концу учебного года компенсируют предыдущую задержку темпов развития.
Есть факторы, которые влияют на течение адаптации: возраст ребенка, состояние здоровья, уровень развития, личностные особенности, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности, приближенность домашнего режима к режиму детского сада, сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков, готовность родителей к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении, шумовой фон в группе детского сада, стабильность воспитательского состава, компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: ∙ легкую (1-16 дней), ∙ среднюю (16-32 дня), ∙ тяжелую (32-64 дня).
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает радостное или устойчивое спокойное эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений.
При средней адаптации сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Проявляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений.
Для этого периода адаптации в течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез). Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке.
О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции.
Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительное поведение. Или, напротив, пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо деятельности. Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в т.ч. к замедлению роста и прибавке в весе. Может возникнуть задержка речевого развития. Заболевания встречаются более трех раз продолжительностью свыше десяти дней. Чтобы избежать подобных осложнений, необходимо готовить ребенка к поступлению в детский сад заблаговременно.
Чтобы этот процесс облегчить, родители должны приложить к этому усилия:
Помните, что у ребенка с мамой тесная эмоциональная связь, поэтому чувства мамы передаются и ребенку, из чего следует, что маме нужно начать с подготовки себя к тому, чтобы легко отдать ребенка в детский сад. Маме полезно проговорить вслух свои переживания, контролировать свои эмоции в присутствии ребенка, удостоверить себя в том, что детский сад специально создан для ребенка.
Заранее узнайте режим детского сада и максимально приблизьте его дома (ранний подъем, дневной сон в такое же время и время приема пищи, характер воспитания и пр.), соблюдать его и в выходные дни.
Сформируйте культурно-гигиенические навыки дома (поход в туалет на горшок, умение мыть руки с мылом, рот, вытирать рот салфеткой, сморкаться в носовой платок), навыки самообслуживания (кушать самостоятельно, одеваться), речевые возможности (обращаться к взрослому, если что-то нужно).
Подготовьте ребенка к общению с детьми и взрослыми: посещайте детские площадки, парки, приучайте играть в песочнице, кататься на качелях, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте за поведением ребенка в новых условиях (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется, находит контакт и общий язык, пытается общаться).
Обязательно скажите, что он уже большой, и вы гордитесь им, ведь он может теперь ходить в садик как Вы – на работу. Не забывайте оказывать малышу эмоциональную поддержку и показать значимость его нового социального статуса.
Проведите беседу с ребенком о детском садике (расскажите о том, чем он там будет заниматься).
Познакомьтесь с воспитателями группы и расскажите им об индивидуальных особенностях Вашего ребенка (что любит кушать, что не кушает, как засыпает, какие умения и навыки у него сформированы, а в чем нужно помочь, какие методы поощрения приемлемы для Вашего ребенка).
Провожайте ребенка в группу и встречайте с улыбкой. Когда отдаете ребенка воспитателю, то сразу уходите, без длительных прощаний.
В первый день посещения детского сада вместе с ребенком познакомьтесь с группой. Проговорите ребенку, что здесь ему будет безопасно, интересно.
Дайте ребенку в садик его любимую игрушку или фотографию семьи, или любую другую вещь, напоминающую ему о доме.
Если ребенок говорит, что не хочет в детский сад, то объясните ему, что вы не хотите таким образом от него избавится, что он Вам надоел, у Вас появились дела важнее, чем он, а наоборот вы хотите, чтобы его жизнь стала еще интереснее и насыщеннее, в среде других таких же детишек. Необходимо позитивно настроить ребенка (как много детишек ходят, много интересных игрушек, весело играть, воспитательница такая хорошая). Ни в коем случае нельзя силой тащить ребенка в садик, ругать его, кричать и пугать, что если он не перестанет плакать, то Вы его не заберете. Пребывание в детском саду должно быть радостным событием, а не психологической травмой.
В период адаптации также важна стабильность посещения детского сада. Не следует устраивать ребенку длительные выходные без причины.
Нужен постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Соблюдать время пребывания ребенка в детском саду: в первые дни оставлять ребенка на 2 часа (до 10.00, до первой прогулки), потом – до обеда, затем – забирать ребенка сразу после сна.
Помните, что посещение ребенком ДОУ, не освобождает родителей от их обязательств: (с ребенком также продолжаем играть, обучать и общаться с ним).
Дома в период адаптации должна быть спокойная обстановка, ограничить прием гостей.
Поиграйте с ребенком в детский сад домашними игрушками, из которых какая-то будет самими ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите ребенку найти друзей, решать проблемы.
Каждый день интересуйтесь у ребенка о жизни в детском саду.
Удивляйтесь тому, что говорит ребенка, хвалите его. Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Сохраняйте радостный, приподнятый тон, показывайте малышу, как вам нравятся дети в детском саду, то, чем они занимаются.
Малыш должен понимать, что взрослые его уважают, внимательны к его проблемам, слушают его с интересом.
Итак, Вам как родителям нужно приложить все силы, проявить терпение, чтобы Ваш малыш быстрее прошел период адаптации к детскому саду. Ведь от протекания данного процесса зависит здоровье ребенка, его эмоциональное состояние и благополучие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...

Консультация для родителей «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».
Адаптация – это приспособление. В данном случае приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Период адаптации – это тяжелое время не только для малыша, ...

Консультация для родителей «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».
Адаптация – это приспособление. В данном случае приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Период адаптации – это тяжелое время не только для малыша, ...



