Безречевой ребеок
консультация
кто такой безречевой ребенок и как ему помочь
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Безречевой ребенок
В последнее время родители обеспокоены тем, что их ребенок не говорит, а ему уже 3 года.
Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельно нечётко произноси- мые обиходные слова, но это не может служить для полноценного общения. Та
«речь», которая есть у ребёнка, не выступает «регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова значительно затруднена.
Кого же можно назвать неговорящим ребёнком?
В группу безречевых детей входят дети с моторной и сенсорной алалией, раз- личными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцирован- ными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским це- ребральным параличом, нарушением слуха. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлажен- ность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – всё, что мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром.
Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребёнок нуждается в особом внимании. Действительно, иной раз сложно определить сдерживающий фак- тор речевого развития дошкольника – либо это неумение или же просто нежелание использовать свои речевые возможности.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, что важно для формирования письма, и может использоваться как вспомогательное средство в работе с безречевыми детьми. Однако развитие пальцев ещё не стимулирует разви- тие языка, вербальную (устную) речь необходимо формировать в чистом виде.
Лечебная физкультура и логопедический массаж – часть комплексной коррек- ционно-развивающей работы, и, несомненно, нужны при определённых нарушениях речевого развития детей, но надо себе отдавать отчёт: для этого необходимо иметь серьёзную подготовку и знания в области анатомии и рефлексотерапии, – ведь лю- бой массажный приём возбуждает сигналы в нервных окончаниях, которые переда- ются в ЦНС.
Зондовый массаж с использованием специальных приспособлений часто про- водится без учёта нейрофизиологических особенностей безречевых детей, и поэтому в ровной степени он может принести как пользу, так и вред.
Роль повторения незначительна, любой ребёнок усваивает материал активно. Нужно создавать ситуации для развития речи, а не просто повторять заученный ма- териал.
Очень часто от родителей можно услышать вопросы такого характера: с чего же начать работу по формированию речи, если с большим трудом удаётся организовать деятельность безречевого ребёнка, если его внимание крайне неустойчиво
Не только формирование речи, но и правильное эмоциональное развитие безречевого ребёнка, воспитание желания и потребности общаться с педагогами, родителями и сверстниками должно стать основой занятий.
Поэтому вначале рекомендуется понаблюдать за ребёнком в игровой и бытовой деятельности. У неговорящего ребёнка необходимо уточнить состояние слуха. Это нужно для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и преимущественным нарушением восприятия. Далее следует выявить степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно- практическая деятельность. Успех работы будет зависеть от ответа на такие вопросы: как ребёнок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли он развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.
Очень значимо для безречевого ребёнка развитие личностных качеств – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям взрослых. Основная задача родителей: создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения, закрепление полученных умений в течение всего дня. Неговорящий ребёнок должен вовлекаться в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...
Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции
Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции...

Значение сенсомоторного воспитания в работе с безречевыми детьми
Сенсорное воспитание - основа лексической работы и личностного развития; включение максимального количества сохранных анализаторов способствует более успешной актуализации. Знание, не подкреплённые чу...
КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Предлагаю учителям-логопедам ДОУ игры для занятий с детьми с алалией....
Консультация для родителей ( законных представителей) «КТО ТАКОЙ БЕЗРЕЧЕВОЙ РЕБЁНОК»
В последнее время специалисты всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедиче...
"Основные аспекты технологии обследования и формирования произносительной стороны речи у безречевых детей"
В статье дается ответ на вопрос " Кто такой безречевой ребенок?". Далее автор знакомит с дифференциальной диагностикой и логопедическим обследованием. Дано теоретическое обоснование ...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)
Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...