Консультация для родителей (законных представителей) «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей 2 – 3 лет»
консультация (младшая группа)

Псарикова Марина Сергеевна

Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. Особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого - помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста и выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_paltsev_ruk_u_detey_2_-_3_let.docx415.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края 658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66,

detsad-53-2011@mail.ru

Консультация для родителей (законных представителей)

«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей 2 – 3 лет»

Подготовила:

Псарикова Марина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории

город Рубцовск,

2025 год

Цель: Повышение педагогической грамотности родителей (законны представителей) в        формирование        жизнеспособного,        физически и психологически здорового подрастающего поколения.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это точные движения пальцев рук. Особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого - помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста и выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно проводить систематически (по

5-10 минут ежедневно).

Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проводятся в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка.

Массаж кистей рук и пальцев

Прежде чем приступить к основным упражнениям, желательно помассировать и размять руки. Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и

пощипать ладошки и загибать пальчики. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия.

Также можно использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях.

Чтобы массаж проходил интереснее, в качестве ручных тренажеров можно использовать разнообразный природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны.

Сопровождать массаж можно стихотворением. Например,

Я кручу в руках орех, Чтобы был круглее всех.

Массажеры

Упражнения с массажерами:

  • катать по столу от кончиков пальцев до локтя,
  • между ладонями,
  • по тыльной стороне кисти.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Например,

Бежит ежик по дорожке,

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо - влево, между ладонями.

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, -

Жалко ежика до слез.

К. Шефер

Для развития мелкой моторики пальцев рук необходимо проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры.

Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Например:

  • «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня  владения  пальцами.
  • «Ножницы». Изображая ножницы пальцами одной руки, малыш «разрезает» сначала мягкую ткань, а потом уже более твердые предметы.
  • «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу.
  • «Лодочка». Ладони складываются пригоршней и «лодочка» начинает путешествовать, перевозить «пассажиров» — маленькие игрушки, которые нужно удержать или поймать.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Например:

Котята

Все котятки мыли лапки,

Вот так, вот так!

Тереть ладошки друг о друга

Мыли ушки, мыли брюшки, Вот так, вот так!

Тереть ладонями то уши, то живот

А потом они устали, Вот так, вот так!

Приложить        ладони        к        лицу        и потереть кулачками глаза

Сладко-сладко засыпали,

вот так!

Сложить ладони вместе под голову

набок, положив ее на ладони.

Дом

Молоточком я стучу,

Постукивать кулачками друг о друга

Дом построить я хочу.

Соединить кончики пальцев обеих рук

Строю я высокий дом,

Поднять выпрямленные ладони вверх

Буду жить я в доме том.

Похлопать в ладоши

Колобок

Тесто мы месили,

Делают        круговые        движения

кулачками

Пирожки лепили.

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп,

Лепят «пирожки»

Получился колобок.

Соединяют        подушечки        пальцев, округляют ладони

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, бросовым материалом

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и                указательным        пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает        руку        разнообразное        нанизывание.        Нанизывать        можно        все        что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.

Примеры игр с крупами:

Пересыпаем крупу

Прячем ручки

Разложи по тарелочкам

Найди игрушку

Отгадай, какая крупа в мешочке

«Сухой бассейн» из гороха и фасоли

Игры с крышками от пластиковых бутылок

Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, помогут решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Как играть:

  • учить закрывать и открывать бутылки;
  • сортировать по цветам (по коробочкам или баночкам);
  • выкладывать цветные дорожки и ходить по ним;
  • выкладывать ковры из крышек и ходить по ним босыми ногами;
  • строить различные картины, узоры;
  • нанизывать на нить.

Шнуровки. Зачем они?

                

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Все они делятся на три вида:

  1. Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка к которой нужно пришнуровать недостающие детали.
  2. Пуговицы.        К        ним        прилагаются        веревочки        и        инструкции        по        созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
  3. Изготовленные из ткани детали домиков, которые предлагается соединить с помощью шнурков.

При желании такие пособия можно сделать самостоятельно. Работая со шнуровками, ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться.

Игры с прищепками

Игры с прищепками – это отличная тренировка для пальчиков. Ведь нужно затратить достаточно стараний и усилий, чтобы прикрепить прищепку. Обычные бельевые прищепки — это незамысловатый и доступный материал, который есть в каждом доме. Расскажите ребенку, что держать прищепку надо тремя пальчиками, что при нажатии пальчиками на края прищепки – она «открывает ротик», а при ослаблении пальчиков прищепка – «закрывает ротик».

                

Пальчиковый театр

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «куклы-марионетки.

Рисование

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а

потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.

Игры с конструктором, мозаикой

Игры с разным конструктором и мозаикой способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности, творческих способностей и произвольных действий ребёнка.

Мозаика представляет собой перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.

Игры с природным материалом

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Игры с песком

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Уважаемые родители!

Не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!

Желаю вам успехов в совместной деятельности с вашими малышами!

 Источник: https://ds104.centerstart.ru/sites/ds104.centerstart.ru/files/archive/Консультация%20для%20родителей%20Развиваем%20мелкую%20моторику%20рук%20у%20детей%202-3%20лет%20Хамраева%20О.А..pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (законных представителей) «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Анкета для родителей«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?- Да- Затрудняюсь ответить- НетВ каком возрасте нужно развив...

Консультация для родителей (законных представителей) «Развитие мелкой моторики у детей с ТНР»

Информировать родителей (законных представителей) о значении игр и упражнений, развивающих мелкую моторику у детей дошкольного возраста....

Практикум для родителей (законных представителей) «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»

Практикум предназначен  для родителей (законных представителей). В нем вы можете получить рекомендации по развитию мелкой моторики, узнать о ее роли в речевом развитии ребенка, в данном практикум...

Семинар – практикум для родителей (законных представителей) «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с ОВЗ в домашних условиях»

Теоретические знания о значении развития мелкой моторики  рук  в общем и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на ...

Консультация для родителей (законных представителей) «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Для полноценного речевого развития ребенку необходимы систематические занятия по развитию моторных умений или мелкой моторики....

Консультация для родителей (законных представителей) "Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Одним из важных компоне...

Консультация для родителей (законных представителей) «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентр...