Конспект по работе с родителями на тему: «Родители и ребенок: как лучше слышать и понимать друг друга»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Табунщикова Карина Вячеславовна

Как показывают нынешние реалии, современные родители все больше загружены работой, а дети все больше предоставлены сами себе. В результате теряется связь между родителями и детьми, что может вылиться во множество психологических и социальных проблем для ребенка. Таким образом, цель предсталвенной работы с родителями (консультации) заключатся в развитии у них необходимых компетенций для формирования тесных и доверительных детско-родительских отношений, позволяющих им лучше понимать своего ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rabote_s_roditelyami.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по работе с родителями на тему: «Родители и ребенок: как лучше слышать и понимать друг друга»

Как показывают нынешние реалии, современные родители все больше загружены работой, а дети все больше предоставлены сами себе. В результате теряется связь между родителями и детьми, что может вылиться во множество психологических и социальных проблем для ребенка.

Таким образом, цель настоящей работы с родителями (консультации) заключатся в развитии у них необходимых компетенций для формирования тесных и доверительных детско-родительских отношений, позволяющих им лучше понимать своего ребенка.

Задачи занятия:

  • раскрытие теоретической информации о необходимости доверительных отношений между ребенком и родителем и принципах их выстраивания;
  • предоставление родителям возможности лучше почувствовать и понять своего ребенка с помощью методики «Одного карандаша»;
  • формирование у родителей навыков создания доброжелательной атмосферы между ними и ребенком с помощью методики «Ты у меня самый…»;
  • формирование у родителей навыков доверительных отношений с помощью методики «Если бы я был мамой»;
  • формирование у родителей навыков лучше узнать своего ребенка с помощью методики «Что я люблю».

Форма взаимодействия – индивидуальная консультация (но данное занятие может быть также проведено и в групповой форме).

На консультации могут принимать участие как только родители, так и родители вместе с детьми.

Ход работы.

1. Вводная часть. Приветствие. Предложение расслабиться посредствам медитации, настроиться на позитивный образ семьи и детско-родительских отношений.

Текст медитации: «В одной далекой стране есть Волшебный лес. Ему уже очень много лет. Он многое видел и очень многое знает. Тому, кто в него входит, он дает силу и мудрость. И сейчас мы входим в этот Волшебный лес. В лесу свежо и хорошо. В лесу много полян с удивительными цветами и волшебными ягодами. Погуляйте по Волшебному лесу и найдите для себя самое лучшее место. Может быть, вы познакомитесь с птицами, может быть, вы познакомитесь с животными и другими обитателями Волшебного леса. А может быть, вы будете собирать ягоды или цветы. Что бы вы ни делали – Волшебный лес охраняет вас и дает вам силу...».

Через 5-7 минут участники консультации постепенно выводились из медитации: «Все то, что вы нашли для себя в этом Волшебном лесу остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться... А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам».

Здесь следует отметить, что прогулка по Волшебному лесу позволяет участникам достать, освободить из внутренних тайников те силы или образы, которые необходимы им сегодня. Образ Волшебного леса – это символ внутреннего мира человека. Это его внутренний Дом, в котором живет Душа. Т.к. в тексте не были использованы негативные символы и ситуации, свободная прогулка по своему внутреннему Дому стабилизирует состояние участников консультации и дает им большой позитивный энергетический заряд.

2. Теоретическая часть.

Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Отечественные психологи выделяют наиболее существенные характеристики гармоничных детско-родительских отношений:

Во-первых, это удовлетворение базовых потребностей ребёнка в системе детско-родительских отношений: потребность в безопасности и эмоциональной близости с другими людьми; удовлетворение потребностей, возникающих в процессе детско-родительского взаимодействия: принятие и признание индивидуальности ребёнка, сохранение ребёнком своего «Я» как автономной реальности.

Во-вторых, важен достаточный уровень осознания родителями индивидуальных особенностей ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально-психологической природы.

И в-третьих, сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям развития ребёнка.

Все эти качественные характеристики и условия детско-родительских отношений определяют содержание взаимодействия родителя и ребёнка. Базовой характеристикой эффективных отношений выступает эмоциональная поддержка.

Система детско-родительских отношений имеет особое значение для развития любого человека и решения жизненно важных задач, а также для совладания с трудными жизненными ситуациями.

Выделяются 4 принципа, которые стоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений:

  • принцип равенства. Взаимоотношения должны поддерживаться на уровне партнёрства, ведь «ребёнок – это не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым, способностью принимать и понимать других» (В.Каган);
  • принцип добровольности, как отсутствие насилия над личностью другого человека;
  • принцип открытости и искренности. Важно уметь признавать свои ошибки и быть честными. Дети особенно остро чувствуют фальшь;
  • принцип взаимного уважения друг к другу.

Многочисленные психологические исследования подтвердили, что «проблемные», «закомплексованные» и «непослушные» дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Специалисты пришли к выводу, что стиль взаимодействия детей и родителей непроизвольно запечатлевается в памяти ребенка, и, став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Каждому родителю нужно научится:

  • безусловно принимать своего ребенка таким, какой он есть;
  • узнать о законе «зоны ближайшего развития» и его использовании;
  • конструктивно разрешать конфликты (выигрывают обе стороны);
  • применять «активное слушание»;
  • избегать автоматических реакций;
  • доносить до ребенка свои эмоции и переживания;
  • создавать правила таким образом, чтобы ребенок им следовал;
  • создавать сокровищницу самооценки своего ребенка;
  • контролировать негативные эмоции.

3. Практическая часть.

Ввиду того, что во время консультации принимали участие только педагог и родители ребенка, родители знакомились с практиками, чтобы в дальнейшем использовать их с детьми.

1. Упражнение «Рисунки одним карандашом», целями которого служили:

  • сплочение семейной диады (ребенка и родителя, но в данном случае – обоих родителей);
  • получение опыта равноправного взаимодействия.

Родители садились за стол. Один из них выполнял роль ребенка. На двоих даётся один большой лист бумаги и карандаш. По команде консультанта оба берут карандаш (один на двоих) и одновременно рисуют картину. Разговаривать и обсуждать ход работы нельзя. После завершения задания «картины» с комментариями художников демонстрируются консультанту.

2. Упражнение «Ты у меня самый(ая)…»

Цель: формирование доброжелательной атмосферы внутри диады.

Консультант рекомендует провести с ребенком упражнение, в рамках которого ребёнок и взрослый по очереди называют положительное качество друг друга, начиная каждое предложение со слов «Ты у меня самый(ая)…».

В ходе проведения консультации родители называли положительные качества друг друга и своего ребенка.

3. Упражнение «Если бы я был(а) мамой…»

Цель: развитие доверительных отношений.

Консультант рекомендует родителям провести упражнение, при котором родители и ребенок по очереди превращаются в маму, папу или своего ребёнка и одним предложением пробуют сказать то, что они хотели бы делать в этой ситуации.

В ходе проведения консультации родители ставили себя на место друг друга (мама – на место папы, папа – на место мамы), а также своего ребенка.

4. Упражнение «Что я люблю».

Консультант предлагает родителям во время длительного ожидания (например, в очереди в поликлинику или во время поездки) поиграть в игру и по очереди называть, что каждый из них любит, и пусть это будет все, что угодно, начиная от еды и заканчивая цветами, действиями, предметами и т.д.

В заключении консультант предлагает родителям определить, насколько каждый из них хорошо знает своего ребенка и письменно ответить на вопросы:

  • любимое блюдо ребенка;
  • лучший друг;
  • любимая игрушка;
  • любимое занятие;
  • любимая одежда.

Потом предлагается сравнить, насколько данные мамы и папы совпадают.

4. На заключительном этапе поводятся итоги занятия. Определяется, насколько полезным оно было для родителей и чего им не хватило в данной консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познание, чтение художественной литературы». «Всем на свете друг другу нужны».

Программное содержание.Расширять представления детей о явлениях окружающих действительности, животном и растительном мире морей и рек.Пробудить чувство жалости, сострадания и попавшим в беду животным,...

Консультация для родителей по теме: "Как научить ребенка слушать и слышать музыку"

Консультацмя написана для родителей, чтобы они могли научить детей слушать и слышать музыку. К сожалению, не все родители понимают значимость этого процесса, считая, что дети получают достаточно инфор...

Консультация для родителей на тему «Как помочь ребенку при переходе в другую группу, к другим воспитателям».

Ваш малыш немного подрос. Позади адаптация к новому коллективу, адаптация к болезням, ко сну в садике, к еде. Первый год дети ходили в одну группу, с одними и теми же воспитателями. Теперь наступ...

Консультация для родителей «Построение общения с ребенком раннего возраста. Как помогать малышам «увидеть» друг друга»

Важнейшим условием воспитания у детей положительного общения является отношение взрослых к малышам. Поэтому, прежде всего, взрослые собственным примером демонстрируют взаимоотношения и общение с ...

Консультация для родителей на тему «Почему с мамой дети ведут себя хуже, чем с другими»

Многие мамы замечают подобную ситуацию: с бабушкой, няней или в детском саду ребенок ведет себя послушно и спокойно, но стоит только маме показаться на пороге, как малыш начинает капризничать или крич...

Консультация для родителей на тему «Как помочь ребенку при переходе в другую группу, к другим воспитателям».

Ваш малыш немного подрос. Позади адаптация к новому коллективу, адаптация к болезням, ко сну в садике, к еде. Первый год дети ходили в одну группу, с одними и теми же воспитателями. Теперь наступ...