Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познание, чтение художественной литературы». «Всем на свете друг другу нужны».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Галета Галина Васильевна

Программное содержание.

Расширять представления детей о явлениях окружающих действительности, животном и растительном мире морей и рек.

Пробудить чувство жалости, сострадания и попавшим в беду животным, птицам, рыбам. Сформировать знания по оказанию им помощи. Показать огромное значение воды для всех живых существ. Учить сохранять чистоту окружающей среды. Помочь детям понять с помощью опыта как загрязнение водоемов, рек, морей нефтью и другими отработанными химическими веществами влияет на окружающую среду, гибнут птицы и морские обитатели.

Расширять и активизировать словарь:

Вводить в лексикон детей новые слова: корабли - мусоросборники, нефтесборники. Расширять кругозор детей о морских обитателях: кит, акула, дельфин, осьминоги, крабы, медузы. Рыбы: зеленушка, бычок, морская собачка клоун, камбала. Птицы: крачки, чайки, бакланы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Галета Галина Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ Звениговский детский сад «Кораблик», г. Звенигово, Республика Марий Эл

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познание, чтение художественной литературы».

«Всем на свете друг другу нужны».

Программное содержание.

Расширять представления детей о явлениях окружающих действительности, животном и растительном мире морей и рек.

Пробудить чувство жалости, сострадания и попавшим в беду животным, птицам, рыбам. Сформировать знания по оказанию им помощи. Показать огромное значение воды для всех живых существ. Учить сохранять чистоту окружающей среды. Помочь детям понять с помощью опыта как загрязнение водоемов, рек, морей нефтью и другими отработанными химическими веществами влияет на окружающую среду, гибнут птицы и морские обитатели.

Расширять и активизировать словарь:

Вводить в лексикон детей новые слова: корабли - мусоросборники, нефтесборники. Расширять кругозор детей о морских обитателях: кит, акула, дельфин, осьминоги, крабы, медузы. Рыбы: зеленушка, бычок, морская собачка клоун, камбала. Птицы: крачки, чайки, бакланы.

Материал к занятию:

Картины обитателей морей, глобус, фонограмма «Шум моря», перья птиц и подсолнечное масло для проведения опыта.

                                              Ход занятия        

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, на какой планете мы с вами живем?

Дети: Мы живем на планете «Земля».

Воспитатель: А что собой представляет планета Земля? Как вы думаете?

Дети: Это горы, леса, реки, моря, океаны.

Воспитатель: Правильно вы думаете? А кто ребята, из вас знает стихи о планете?

Реб.1.: Наша планета Земля очень щедра и богата.

            Горы, леса и поля- дом наш родимый ребята.

Реб.2.: Давайте будем беречь планету

            Другой такой на свете нету.

            Развеем над нею и тучи и дым

            В обиду ее никому не дадим.

Реб.3.: Беречь будем птиц, насекомых, зверей

            От этого станем мы только добрей.

            Украсим всю Землю садами, цветами

            Такая планета нужна нам с вами!

Воспитатель: Я думаю,  ребята, что такая планета цветущая нужна, не только нам с вами, но и всем людям, которые живут на ней. Ребята, а как вы думаете кто хозяин на нашей планете?

Дети: Хозяин нашей планеты - Человек.

Воспитатель: Совершенно верно. Земля - это наш общий дом, для всех кто на ней живет. На Земле человек - хозяин. А каким должен быть хозяин? Как вы думаете?

Дети: Он должен быть добрым, заботливым, хорошим, любящим природу, животных.

Воспитатель: Ребята, а какая наша планета?

Дети: Наша планета круглая, похожая на мячик.

Воспитатель: Показываю ребятам глобус. (Рассматриваем глобус). Кто мне, ребята, скажет каким цветом глобус?

Дети: Он разноцветный.

Воспитатель: Какие цвета имеются на глобусе и что они означают? Коричневый цвет показывает горы, зеленый - леса, голубой – вода.

Воспитатель: А какого цвета больше?

Дети: Голубого. Это реки, моря, океаны.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: А на чем можно путешествовать?

Дети: На лодке, на паруснике, на пароходе и т.д.

Воспитатель: Я, предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие по нашей планете.

Воспитатель: Скажите мне, где можно плыть на корабле?

Дети: По воде, по реке, по морю, по океану.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Ребята, а вы отдыхали на реке, на море?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Но, а я сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по морю на корабле. Занимайте свои места. Море дарит нам прохладу, у моря отдыхаем, купаемся, загораем, по морю перевозят груз.

Воспитатель: Как вы представляете себе море, какое оно?

Звучит фонограмма «Шум моря».

Воспитатель: Предлагаю детям закрыть глаза, представить море, послушать шум волн, крик птиц, и приятные воспоминания.

- Ребята, раз уж мы с вами оказались на море, то давайте вспомним, какие животные, рыбы, птицы обитают здесь.

Дети: В море живут дельфины, киты, акулы, медузы. А еще рыбы: зеленушка, морской конек, камбала, крабы, морской бычок, морская собачка клоун. Над морем летают птицы: чайки, крачки, бакланы и др.

Воспитатель: Молодцы! Как много, вы знаете морских обитателей.

- Ребята! Посмотрите, какие волны поднялись, ветер усилился, вот и наш корабль прибило к берегу.

Я предлагаю вам, немножко отдохнуть, и поиграть со мною в интересную игру:

«Угадай - ка» (на смекалку)

                        Слушайте первый вопрос:

  1. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (У камбалы)
  2. У какого морского животного рот на брюхе? (У акулы)
  3. Какая собака не лает? ( морская)
  4. У кого одна нога дом перевозит? ( у моллюсков)

Воспитатель: А сейчас мы с вами выйдем на берег, и поиграем в игру «Море волнуется» (после игры, ребята рассаживаются на свои места)

- Обращаю внимание детей на берег. Что это там плавает?

Дети: Банки, бумага, бутылки, пакеты.

Воспитатель: Как они оказались в море?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, в море попадает слишком много мусора, ядовитых отбросов, нефти. Поэтому, киты стали реже встречаться, меньше рыбы попадает в сети рыбакам, исчезают стада дельфинов. Погибают птицы, попавшие на нефтяные пятна.

Нефть, ребята, черной пленкой покрыта поверхность воды. И первыми кто пострадали от нефти, были птицы. Слипшиеся крылья не защищали их от холода и сырости. Пытаясь очистить их клювом кайры, гагарки, тупики, чайки, крачки, сотнями погибали от отравления. Но также пострадали и рыбы, крабы, моллюски, морские ежи. И очень много их погибло.

- А, как, вы, думаете, ребята, что нужно делать? Как помочь обитателям морей, рек, океанов.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Надо устраивать морские заповедники. Есть корабли мусоросборщики, на которых устанавливают станции по переработке мусора. Корабли - нефтесборщики. Для того, чтобы вода в морях, реках, океанах была чистой.

- А сейчас мы с вами проделаем опыт, как нефть влияет на птиц. (для этого нам нужны птичьи перья и подсолнечное масло)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое перышко легкое. Если мы его подбросим и внимательно проследим за его плавным полетом. Теперь обмокнем перо в растительное масло, избыток масла можно снять, прижав перо к краям банки, и еще раз подбросим вверх.

Что, мы, видим? Перо «камнем» падает вниз. Строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагарка), садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

- Ребята, а кто из вас знает поговорки о Земле?

Поговорки:

- Без хозяина Земля - круглая сирота.

- Растение - Земли украшение.

- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

- Больше птиц – выше урожай.

- Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.

- Кто природу губит, тот свой край не любит.

Воспитатель: Ребята, наше занятие я хотела бы закончить вот такими словами.

Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят, как будто просят нас:

«Люди не убивайте зря.

Ведь море без рыб – не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не Земля

А нам без Земли нельзя!»

                                           Н. Добронравов

Список литературы:

  1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи»;
  2. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе»;
  3. Малофеева Н.Н. «Энциклопедия дошкольника».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область «Познание», «Художественное творчество»)."Кот Матроскин и компания"

НОД  «Кот Матроскин и компания» Образовательные задачи:* Обобщить знания и представления детей об окружающем мире.     *Расширить представления о животных семейства ...

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Образовательная область "Коммуникация" . НОД Развитие речи и коммуникативных способностей детей

Воспитатель уточняет и систематизирует  представления  детей о весенних изменениях в природе. Закрепляет знания детей названия и последовательность весенних месяцев. Расширяет словарь п...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

Конспект непосредственно организованной деятельности в старшей группе «Деревенский лапоть и его художественный образ»

Эта педагогическая практика может быть частью большого  образовательного проекта о лаптях. Занятие предполагает взглянуть на лапоть с художественно-культурологической точки зрения. С помощью худо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы. Образовательная область: познание (формированию целостной картины мира, художественно эстетическое). Тема: «Волшебство в молоке»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы. Образовательная область: познание (формированию целостной картины мира, художественно эстетическое). Тема: «Во...