Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы. Образовательная область: познание (формированию целостной картины мира, художественно эстетическое). Тема: «Волшебство в молоке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Филиппова Тамара Владимировна

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы. Образовательная область: познание (формированию целостной картины мира, художественно эстетическое). Тема: «Волшебство в молоке»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_volshebstvo_v_moloke.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебство в молоке»

Цель:

Развивать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментальной деятельности.

Задачи.

Развивающие:

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Образовательные:

-познакомить со свойствами молока. Расширить знания о его составе и о пользе для человека. Закрепить знания о том, что молоко входит в состав многих продуктов.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в коллективе, желание участвовать в опытно - экспериментальной деятельности.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей существительные - белок казеин. Глагол – сворачивание.

Оборудование:

Молоко, пластиковые тарелочки, пластиковые стаканчики, пищевые красители, лимонный сок (или лимонная кислота, ватные палочки, жидкое мыло, клеенки.

Предварительная работа:

Подготовка костюма волшебника.

Планируемый результат:

В ходе экспериментальной деятельности ребёнок познакомился со свойствами молока, расширил знания о его составе. Закрепил знания о пользе молока для организма человека.

В результате пришёл к выводу, что молоко, благодаря своим свойствам, может являться интересным материалом для опытов, наблюдений и творчества.

Содержание образовательной деятельности детей.

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами.

Давайте познакомимся.

Меня зовут Тамара Владимировна, а вас как зовут.

(опрашиваешь детей)

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

Доброе утро скажем друзьям. …

Доброе утро скажем гостям, ….

Сегодня я предлагаю Вам в волшебную лабораторию. Я пришла к вам, чтобы творить чудеса. Скажите, дети, стать волшебниками отправиться, а вы любите волшебство?

Дети: Да!

Воспитатель: А хотите тоже стать волшебниками?

Дети: Хотим!

  1. Основная часть. Целеполагание.

Воспитатель: Тогда я научу вас всем своим премудростям. Но прежде, чем мы попадем в лабораторию не простую, а в научную нужно пройти несколько испытаний.

Первое испытание:  Я загадаю вам хитрые загадки, вам нужно отгадать их, а отгадки Вы найдёте на этой выставке продуктов. (Обращает внимание на стол, на которой лежат молоко и молочные продукты: молоко, сыр, сметана, творог и т.д.)

Мы на хлеб его намажем,

И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки. (Масло)

Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок,
Получили мы ... (Творог)

Хочешь фокус покажу?
Снег на палочке держу!
Снег я съел, какая жалость
Только палочка осталась.
Снег я съел, повеселел
И ничуть не заболел…(Мороженое)

Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это ... (Сыр)

Догадайтесь, кто такая,

Белоснежная, густая?

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас ...(Сметана)

   

Воспитатель: Все эти продукты делают из одного продукта, как Вы думаете какой это продукт?

 Дети: Молоко.

Воспитатель: Правильно, ребята, это молоко.

Молоко служит сырьём для приготовления множества молочных продуктов таких как: сливки, сметана, кефир, ряженка, йогурт, творог, масло, сыр, мороженное. 

Молоко – важнейший продукт питания для детей и взрослых. В нем содержится очень много полезных веществ, которые нужны нашему организму.

-А кто мне ответит, какие животные дают молоко?

Дети: корова, коза, лошадь и т. д.

Воспитатель: - Правильно. С первым испытание вы справились.

Второе испытание:

Воспитатель: Предлагаю Вам подойти к интерактивной доске и выполнить задание:

Игра «Собери в корзину молочные продукты».

  1. Интерактивная игра «Собери в корзину молочные продукты».

Воспитатель: - Молодцы! Справились со всеми испытаниями, пришло время отправится в лабораторию, мы с вами станем волшебниками и будем проводить опыты.

  1. Практическая часть. Опыты.

        Воспитатель: Лаборатория – это место, где нужно вести себя тихо, аккуратно, нельзя бегать, а также нужна специальная одежда, поэтому мы сейчас с вами оденем фартуки и шапочки. (Одевают шапочки и фартуки)

Я предлагаю, вам подойти к столу, и мы будем учиться волшебству.

-Ребята, а как вы думаете, почему молоко белого цвета? Например, корова ест зеленую траву летом и желтое сено зимой. А молоко, которое она дает, всегда получается белым.

Ответы  детей:

Потому что, в молоке есть волшебный белок казеин - он придает молоку белый цвет, и чем больше этого белка, тем оно белее, давайте проведем опыт.

Опыт № 1 «Молоко имеет цвет»

Налить в один стакан воду, в другой молоко.

Поместить в стаканы ложки.

Вывод: молоко не прозрачное, вода прозрачная. 

Опыт № 2 «Молоко имеет запах»

Два стаканчика с водой и молоком. Предложить детям понюхать воду и молоко. Имеет ли вода запах? Имеет ли Запах молоко?

Вывод: Молоко имеет запах.

Опыт № 3 «Молоко имеет вкус»

Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Нет. А теперь попробуйте молоко. Есть ли вкус у молока? Какое оно на вкус?

Вывод: у молока есть вкус, а вода – без вкуса.    

      Опыт № 4 «Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?»

Берём 2 стаканчика: в одном стаканчике молоко в другом Кока - кола. И всё смешиваем.

        Вывод: молоко потемнело, стало коричневым, началась реакция, молоко свернулось, появился осадок в виде хлопьев. Кока-кола вступила в окислительную реакцию с молоком. Кока – кола не полезная.

            Опыт № 5 «С йодом»

На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты к молоку, сметане, творогу добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (ДА)

- А что для этого надо сделать?

- Для этого в наше молоко добавим йод.

- Что случилось с молоком?

          Вывод: при соединении йода с крахмалом образуется соединение ярко-синего цвета, а если у нас молоко не стало синего цвета, значит, какой вывод сделаем? (в нём нет крахмала) Это молоко, какое? (полезное).

Ученым нужно немного отдыхать, я предлагаю вам немного отвлечься и  сделать гимнастику.

           Физкультминутка.

Физкультминутка:

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках – Столько раз, сколько пальцев. (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10 раз.)

Воспитатель: Дети, вам понравилось быть волшебниками? Тогда мы продолжаем опыты, и я научу вас еще чему-нибудь интересному и увлекательному.

Воспитатель: Ребята, а вы любите фрукты?

Дети: Да.

Воспитатель: Какие вы любите фрукты?

Дети: апельсин, банан, ананас.

- Давайте проверим, так ли это? 

5. Практическая часть. Опыты.

Опыт № 6. «Сворачивание молока под воздействием кислоты»

Воспитатель: Большинство фруктов и ягод содержат в себе кислоту. И эта кислота вызывает сворачивание белка в молоке. Например, если в чайную ложку с молоком капнуть гранатовый (яблочный, вишневый и т. п.) сок, то оно поменяет свою структуру- свернется. То же самое произойдет и внутри желудка, что вызовет его расстройство. Нужно запомнить, что после того как попили молоко нельзя есть фрукты и ягоды

Деятельность детей:

Дети самостоятельно капают в молоко лимонный сок и наблюдают, как молоко меняет свою структуру (сворачивается).

Воспитатель: Если молоко  поставить в теплое место и подождать сутки, молоко скиснет, белок в нем свернется и из молока получится простокваша. Ее можно пить, также из скисшего молока  сделают творог.

Скисшее молоко, нужно поставить на огонь. При нагревании белок, находящийся в молоке, сворачивается и образует белые сгустки. Чтобы отделить их от остальной жидкости, содержимое кастрюльки нужно процедить сквозь ткань. В результате на ткани останется густая масса, практически полностью состоящая из белка казеина - творог.

6. Рефлексия.

Воспитатель: Дети, вам понравилось быть волшебниками?        

-Что нового вы узнали?

-Что входит в состав молока?

-Почему молоко белого цвета?

-Полезно ли молоко для человека?

-Понравилось ли вам делать опыты с молоком?

Воспитатель:

- На прощанье я решила подарить вам волшебных человечков. Кому было сегодня интересно – возьмет улыбающегося, а кому скучно – грустного. (Дети выбирают человечка по настроению)

Воспитатель: А, теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И какие же слова

Говорим мы, уходя?

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в 1 младшей группе по формированию целостной картины мира Тема: «Прогулка на машине»

Эта разработка "Прогулка на машине" будет полезна воспитателям младшего дошкольного возраста и музыкальным руководителям. В конспекте можно найти и песенки для малышей, элементарные правила поведения ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в 1 младшей группе по формированию целостной картины мира, тема: «Домашние животные и их детеныши».

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Игра».Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.Задачи:Образовате...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в 1 младшей группе по формированию целостной картины мира, тема: «Кто живет у нас дома?».

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Игра».Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.Задачи:Образовате...

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности по формированию целостной картины мира на тему "Федорино горе" в рамках лексической темы "Посуда".

В данной методической разработке используют формы работы направленные на закрепление знаний детей по лексической теме "Посуда", коррекцию речевого развития детей с ОВЗ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в 1 младшей группе по формированию целостной картины мира, тема: «Домашние животные и их детеныши».

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в 1 младшей группе по формированию целостной картины мира, тема: «Домашние животные и их детеныши».Интеграция образовательных о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию целостной картины мира с использованием ЭОР и технологии ТРИЗ Тема «Лесная прогулка»

Направление развития: познавательно-речевое.Интеграция образовательных областей: «Познание»,  «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Ху...