Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
консультация (младшая группа)

Виктория Юрьевна Савенкова

Цель: помочь родителям понять как развивать сенсорное развитие детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.

В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. А.Ветлугина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление по дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой.

С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура.

Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:

  1. Игры для сенсорного развития:

Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

  1. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.

Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.

Консультация «На вкус и цвет. Сенсорные игры для малышей»

Малыш развивается стремительно, и в этом участвуют все пять органов чувств. Как задействовать их эффективнее?

На прогулке малыш потрогал шершавую кору дерева, а дома мягкое мамино платье, попробовал кислый лимон, постучал ложкой по кастрюле или батарее. Это не просто игры и шалости, это способ познания мира с помощью органов чувств. Иными словами, сенсорное развитие.

С помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) ребенок изучает и познает предметы и явления, которые его окружают. Чем богаче среда, в которой находится кроха, тем полноценнее его общее развитие.

Как организовать занятия по сенсорному развитию?

  Обращайте внимание ребенка на новые звуки (вот поехал лифт, запела птичка, а вот так шумит вода в кране).

 Эмоционально реагируйте на то, что интересно малышу. Пусть он видит и чувствует, что вам тоже интересны и важны его первые открытия;

 Расскажите, как называется то, что видит и слышит ребенок. Если это ветка ели, то обратите внимание, что у других деревьев (березы, дуба, клена) листочки гладкие, а у елочки не листья, а вот такие колючие иголочки;

 Загадывайте загадки, читайте сказки и стихи, пойте песенки про то новое, что увидел и узнал ваш ребенок.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Сделайте сами так называемые сенсорные коробки, которые помогут развить пальчики. Они могут быть с самым разным наполнением. Например, крупы (фасоль, горох, рис). Спрячьте в эти коробки небольшие игрушки, пусть малыш их достает. В коробки можно положить крупные крышки, мелкие игрушки, мамины украшение (браслеты и бусы), кусочки меха, кожи, бархата и кожи, чтобы ребенок имел возможность пробовать все это на ощупь. Потом сложите в непрозрачный мешочек игрушки с разной текстурой и пусть малыш определит, какие именно предметы лежат внутри. Чем младше ребенок, тем меньше предметов предложите ему для отгадывания.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Сделайте малышу простые домашние музыкальные инструменты. В пустые коробки от йогурта насыпьте разное количество крупы, орехов или бусинок. Пусть кроха гремит и стучит. Усложните задачу: выберите несколько пар ваших инструментов с более контрастным звучанием. Постучите одним, пусть малыш его отыщет. Кроме того, полезно слушать самую разную музыку – классическую и современную, звуки природы и голоса птиц.

ЗРЕНИЕ

Советуем для развития зрения все игры и упражнения, в которых нужно разложить предметы, картинки по какому - либо признаку. Например, только по цвету, форме или размеру (все круги, все красные фигуры, все большие фигуры). Или, скажем, надо объединить предметы, опираясь на 2-3 признака (все желтые квадраты большого размера сложить в одну сторону, а все маленькие зеленые прямоугольники - в другую.

ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Полезно знакомить ребенка с самыми разными продуктами, давая пробовать совсем по чуть – чуть. Конечно, если нет противопоказаний по здоровью. Очень часто детское «Я не ем» связано именно с тем, что малыш никогда не пробовал тот или иной продукт. Здесь поможет игра «Попробуй только кусочек». Полезна и такая игра: завяжите ребенку глаза, так чтобы он не подглядывал, и предложите, пробуя на вкус, отгадать, что он ест. Это только кажется, что игра простая, но вкус знакомых продуктов очень меняется, если их есть с завязанными глазами. Для сенсорного развития ребенка не нужно времени, сил и финансовых затратах. Все зависит от фантазии и выдумки взрослого, ведь в окружающей среде есть практически все, что нужно. Стоит только этим заинтересоваться и воспользоваться.

Консультация «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?»

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга.

Ранний возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств.

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- готовит к реальной жизни;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает наблюдательность;

- развивает внимание;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. - позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Игра - это ведущий вид деятельности маленького человека. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Лишь опытным путем способен ребенок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем возрасте связаны с определением свойств различных предметов.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным.

Вот тогда и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим: цветами спектра, с геометрическими формами и т.д. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, вкусу, запаху. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Главное составляющее полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное обучение.

Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и подражать их различными действиями.

Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:

- занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;

- необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;

- в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

- нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;

- уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;

- длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);

- необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.

1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка — прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.

2. Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.

3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.

4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.

5. Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин, огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку в мешочек, нащупать содержимое и угадать что это.

Консультация для родителей «Научите ребенка узнавать цвета»

Многие родители знают, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и знать их названия. Конечно, малыш в этом возрасте не сможет запомнить названия всех оттенков, но базовые цвета, такие как: черный, красный, белый, зеленый, синий и желтый он должен знать. В настоящее время существует множество различных методик, которые могут подсказать некоторые рекомендации для того, как научить ребенка различать цвета и быстро запомнить их названия. Но, тем не менее, есть способы, с помощью которых можно обучать малышей дома с использованием подручных предметов.

Делаем цветные карточки

Итак, первые занятия обучения ребенка цветам можно начинать уже с 2 лет. Заранее вы можете сделать заготовки, которые обязательно пригодятся. Возьмите цветной картон и прямо на листках подпишите ярким фломастером названия того или иного цвета. Показывайте малышу карточки и озвучивайте названия всех оттенков. Это наиболее верный способ для обучения цветам, но есть, несомненно, и другие.

Занимательная прогулка

Например, находясь с малышом на улице, показывайте ему различные предметы, называя их цвет. Объясните, что трава зеленого цвета, солнышко желтого, снег белого, небо голубого. Таким образом, ваш малыш сможет запомнить все названия цветов, которые у него будут ассоциироваться именно с этими предметами.

Интересные машины

Также очень хорошо тренироваться на автомобилях, которые проезжают мимо вас. Называйте малышу знакомый цвет, а потом переспрашивайте его о том, какого же цвета эта машина? Находясь дома, также не забывайте о том, как научить ребенка различать цвета, уделяя время на их изучение. Говорите малышу не только о названии того или иного предмета, но и о его цвете. Не забывайте о том, что повторять названия необходимо несколько раз, потому что с первого раза ребенок не сможет запомнить названия цветов. После таких интенсивных занятий ваш ребенок сможет различать и называть цвета.

Разноцветные игрушки

Для того, чтобы закрепить достигнутый результат, можно проводить различные игры. Попросите малыша собрать в одну сторону все предметы одного цвета, а в другую сторону – предметы иного цвета. Например, игра просто идеально подходит для мальчиков, у которых, наверняка, есть множество игрушечных машинок. Пусть ваш малыш построит гараж только из красных машин, из зеленых, из синих и так далее. А девочки могут раскладывать кубики или детали сортера, который обычно как раз и состоит из разноцветных деталей.

Напольная мозаика

Хороша для изучения цветов и напольная мозаика. Детали у нее большие, хорошо лягут в маленькую ручку. Научите вставлять ―хвостики‖ от мозаики в дырочки соседних деталей. Потом начните соединять все детали только одного цвета. На этом этапе будет также разрабатываться мелкая моторика, о которой мы говорили в статье как развить речь у ребенка. Далее переходите к их чередованию. По мере приобретения навыков из нее можно собирать различные геометрические фигуры, зверей, птиц, машинки, цветы и прочее. Книжка-помощница прилагается к набору.

Красочные книги

Кроме того, не забывайте читать малышу книгу с красочными иллюстрациями. Попросите назвать ребенка цвет того или иного предмета, который изображен на картинке. Если ребенок даст неправильный ответ, то стоит исправить его, а через какое-то время показать опять эту же картинку. С большой долей уверенности можно сказать, что теперь ребенок даст правильный ответ.

Пирамидка

Тоже очень простая и познавательная забава для ребенка, которая не только познакомит маленького исследователя с формой (больше-меньше), но и с цветами. Поэтому целесообразней приобретать пирамидку с разноцветными кольцами.

Отыщи нужный колпачок

Фломастеры – это отличный подарок начинающему художнику! Ими не только можно рисовать, но и к каждому подбирать свои цветовые колпачки. Кстати, значение цветов в психологии поможет лучше понять своего ребенка. Как только малыш ознакомится с названиями ―базовых‖ цветов и будет безошибочно их различать, то следует приступить к изучению других оттенков. Это может происходить по такому же принципу.

Цветные коробки

Не знаете как приучить ребенка убирать игрушки? Начните с игры. Возьмите разные коробки. Обклейте их цветной бумагой. Например, одну – красной, другую – зеленой (для начала начните с двух). Предложите ребенку находить среди разбросанных игрушек красные и зеленые, укладывая их в соответствующую коробку.

Домик с шарами

Игровой домик с шарами от сухого бассейна тоже подойдет. Обычно шарики к нему выпускаются 4-х цветов: красный, синий, желтый, зеленый. Посадите карапуза в палатку и попросите кидать вам из нее шарик того или другого цвета.

Два мяча

Возьмите два мяча красного и зеленого цветов (можно использовать те же шарики из сухого бассейна). Спрячьте руки за спину. Вытащите одну с мячом и громко произнесите его цвет. Потом поступите также с другой рукой. Затем пусть эти мячики появляются то из-под стола, то из-за ушка ребенка, то из-под подушки и т.д. Каждый раз называйте цвет. Вечером, когда придет время ложиться спать, посадите ребенка на кровать. С одного боку положите красный мяч, с другого – зеленый. Спросите: ―Где красный мяч? Ребенок повернет голову к красному. Затем: ―Где зеленый? Когда малыш усвоит эти два цвета, то добавьте третий.

Итак, проводите такие развивающие занятия каждый день по несколько часов, и они принесут свои плоды. Уделяйте своему карапузу как можно больше времени. Таким образом, вы будете способствовать грамотному развитию творческих и интеллектуальных способностей вашего ребенка. А это в свою очередь создаст благоприятный фон для его дальнейшего обучения.

Хотя в умных книжках и пишут, что к двум годам кроха уже должен знать основные цвета, но это не так. Все детки разные. Но самое главное зависит от того как и сколько вы занимаетесь с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит ос...

Презентация самообразования по теме: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры".

quot;Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" - тема самообразования, целью которого является повышение своего теоретического уровня, профессионального ...

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу ...

Творческий отчет «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Творческий отчет«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»...

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, ...