Рекоммендации для родителей "Как слушать ребенка?"
материал
Рекоммендации для родителей "Как слушать ребенка?"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 858.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С Е М Ь Я – это первый социальный институт, в котором рождается ребенок и с которым ему приходится взаимодействовать всю жизнь, начиная с малых лет. Важно понять, что именно от родителей и их способностей построить добрую атмосферу в семье и эффективное общение с ребенком зависит будущее детей, их адаптация в обществе и умение уживаться в нем. Согласно новому Закону об образовании в РФ, именно родители обладают преимущественным правом на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. При этом родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Гуманистический подход Главный принцип правильного стиля общения – это гуманистический подход к воспитанию ребенка и человеческим взаимоотношениям. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития личности. В основе новых навыков общения лежат принципы: уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «над».
В последние десятилетия педагоги и психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные дети», так же, как и «дети с комплексами», «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Стиль общения в семье непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: родители воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве. Мировая практика педагогической и психологической помощи детям и их родителям показала, что проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Что же это значит – активно слушать ребенка? Причины трудностей ребенка часто спрятана в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Только иначе, чем мы привыкли. Психологи называют этот способ «активным слушанием». Когда ребенок расстроен, обижен, когда ему больно, стыдно и т. д., первое, что нужно сделать – это дать понять ребенку, что вы его – «слышите» и знаете о его переживании. Желательно назвать «по имени» его чувства или переживания. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. р одитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее; сочувствие родителя производит на ребенка особое впечатление, а порой, гораздо большее влияние оказывает и на самого родителя, что приводит к ускоренному разрешению конфликта.
Особенности беседы по способу активного слушания. Во-первых, если хотите выслушать ребенка, повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Можно его взять на руки, на колени, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к телевизору, раковине с посудой и т. д. ваше положение по отношению к ребенку, ваша поза – самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Во-вторых, если ребенок расстроен или огорчен не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например: ДОЧЬ: Не буду больше играть с Машей! МАТЬ: Ты на него обиделась. (Эта фраза показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его огорчения .) Фраза, оформленная, как вопрос, не отражает сочувствия . Неправильные реплики: А что случилось? Ты что, на него обиделся?
В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку. Не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает разобраться в своем переживании и почувствовать, что вы рядом. Узнать о том, что ребенок готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если глаза смотрят не на вас, а в сторону, продолжайте молчать. В ребенке сейчас происходит важная и нужная внутренняя работа. В-четвертых, в вашем ответе иногда полезно говорить, как вы поняли, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства. Например: ДОЧЬ: Не буду больше играть с Машей! МАТЬ: Не хочешь с ней дружить. СЫН: Да, не хочу. МАТЬ (после паузы): Ты на него обиделась. (обозначение чувства)
Положительные результаты активного слушания ребенка. И счезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка, разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое; Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше . Иногда в этой беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений; Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы; Родители становятся более чувствительными к нуждам ребенка и легче принимает его «отрицательные» чувства. Родители со временем начинают находить в себе меньше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и почему ему бывает плохо.
Активное слушание – это путь установления лучшего контакта с ребенком. Способ показать, что вы, безусловно, его принимаете со всеми отказами, бедами, переживаниями. Для появления такого контакта может понадобиться время, в течение которого ребенок убедится, что вы стали более внимательно относиться к его проблемам. Если же, напротив, ребенок заподозрит, что вы рассчитываете каким-то способом воздействовать на него «в свою пользу», то сопротивление только возрастет.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекоммендации для родителей "Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье"
Методические рекоммендации для родителей...

Рекомендации родителям по адаптации ребенка3-4 лет к детскому саду
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи.Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт к...

Рекоммендации по работе с родителями младших дошкольников
Партнёрское взаимодействие с родителями воспитанников...

Игротренинг для родителей.Развиваем речь ребенка3-4 лет
Тема: «Развиваем речь ребенка 3-4лет»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с ...

Консультация для родителей «Развивающие игры для ребенка5-6лет»
Эффективность развивающих игр напрямую зависит от того, насколько предложенная игра или занятие интересно ребенку. К 5-6 годам у ребенка с одной стороны уже более осознанные желания и предпочтен...
Возрастные особенности ребенка4-5 лет
Возрастные особенности ребенка4-5 лет...

