Тема: «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста»
материал

Захарова Ольга Васильевна

Тема: «Развитие высших психических функций у детей  дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_konsultatsii.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста»

Слайд 2:Что такое высшие психические функции (ВПФ)?

Определение:
Это сложные психические процессы, которые формируются при жизни в обществе, социальны по своему происхождению и опосредованы по своему строению.

Простыми словами – это «инструменты» для успешного обучения и жизни в обществе.

К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.

Главный тезис: Эти функции не даны ребенку от рождения, а формируются при активном участии взрослых.  дошкольный возраст (5-7 лет) – сензитивный (наиболее благоприятный) период для их развития!

Слайд 3:Почему важно развивать ВПФ именно сейчас?

Прямая связь со школьной готовностью!

Успешное обучение в школе зависит не столько от умения читать и писать, сколько от развития познавательных процессов.

Фундамент для будущего: Хорошо развитые ВПФ – залог не только учебных успехов, но и способности строить отношения, управлять своим поведением и решать жизненные задачи.

Слайд 4:

Что будет, если упустить?

Быстрая утомляемость на уроках.

Трудности с усвоением нового материала.

Проблемы с письмом и чтением (дисграфия, дислексия).  

Дисграфия — это когда человек знает буквы, но всё равно пишет неправильно

Дислексия — это нарушение способности читать и понимать написанный текст.

Неусидчивость, невнимательность.

Низкая самооценка из-за школьных неудач.

Слайд 5

1. Память (Основа знаний)

Память – один из основных познавательных процессов, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, хранение и отображение материала. Без достаточного уровня развития памяти невозможно успешное обучение.

Простыми словами память это  способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. 

Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной(воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной или слуховой.

Слайд 6

На что обратить внимание к 6-7 годам?

Запоминает 6-8 картинок из 10.

Может повторить фразу из 6-8 слов.

Запоминает и выполняет поручения (сходить в комнату и принести книгу с полки).

Легко заучивает короткие стихи.

"Я положил в мешок" (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

 «Игра в слова» сейчас я назову тебе несколько слов, а вы постарайте их запомнить.

Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

Повтори!

Слайд 7  Внимание (Умение сосредотачиваться)

Внимание  - способность концентрироваться на задаче, не отвлекаясь.

– это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.

Свойства внимания

Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания  такие как.

Концентрация – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или на одной и той же задаче.

Объем– это количество объектов, которые человек способен воспринять, охватить при одновременном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3-х предметов.

Переключаемость– это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода с одного вида деятельности на другой. Это связано с волевым усилием.

Распределяемость – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а по крайней мере двух разных действий одновременно

Слайд 8

На что обратить внимание к 6-7 годам?

Может удерживать внимание на одном виде деятельности 20-25 минут.

Выполняет инструкцию из 3-4 последовательных шагов («Возьми красный карандаш, обведи квадрат, а затем нарисуй рядом солнышко»).

Находит 5-6 отличий между картинками.

Не отвлекается на посторонние шумы во время занятия.

Игра «Летает – не летает»

цель: развитие произвольного внимания

Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет,  тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».

Игра «Зеваки»

цель: развитие активного внимания.

Играющие  идут по кругу, держась за руки.  По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший,  неправильно задание, выходит из игры.

Слайд 9 Мышление (Умение думать и решать задачи)

 Мышление это высшая форма познавательной деятельности, позволяющая анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи. 

 

Основные формы мышления, которые формируются уже в дошкольном возрасте

 Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.

Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок учится пользоваться различными планами, схемами. В детском саду для дошкольников делается много наглядности, а вот уже в школе ребятам нужно использовать свое мышление.

 Словесно - логическое мышление — это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Слайд 10

На что обратить внимание к 6-7 годам?

Обобщает: «Яблоко, груша, апельсин – это фрукты».

Классифицирует: Разложит картинки на группы (одежда, посуда, животные).

Находит лишнее: «Платье, брюки, сапоги, кофта» (сапоги – обувь).

Понимает причинно-следственные связи: «Почему мама взяла зонт? – Потому что на улице дождь».

Решает простые логические задачи.

Найди  задачу  и решите  ее.

  1. В одном пенале 6 карандашей, а в другом 2 карандаша. Сколько кисточек в двух пеналах.
  2. В связке 5 красных шариков и 2 синих. Сколько всего красных и синих шариков в этой связке.

 «Деление целого на части»

Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)

Задание ребенку: выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.

Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, сучья, листья и т. д.

«Четвертый лишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.

Яблоко, вишня, груша, помидор.

           Козленок, корова, щенок, теленок.

Карандаш, вилка, стакан, ложка.

Слайд 11 Восприятие (Целостность и схема тела)

Восприятие - умение воспринимать информацию от всех органов чувств (зрение, слух, осязание) и создавать целостный образ.

На что обратить внимание к 6-7 годам?

Ребенок знает и называет основные цвета и оттенки.

Правильно ориентируется в схеме собственного тела (право-лево).

Собирает пазлы из 10-20 частей.

Копирует простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник).

Узнает предметы на ощупь.

Чудесный мешочек.

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры , пластмассовые буквы и цифры). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет или предметы .

Скажи, что ты слышишь.

Предложите ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа и т.д.). Игру хорошо проводить на прогулке.

Слайд 12 Воображение (Основа творчества)

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

На что обратить внимание к 6-7 годам?

Активно участвует в сюжетно-ролевых играх («в магазин», «в больницу», «в семью»).

Сочиняет истории, дополняет сюжеты.

Рисует не только с натуры, но и придумывает собственные сюжеты.

Фантазирует, может придумать новое применение знакомому предмету.

«Что на что похоже?»

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной предмет. Играть в такую игру хорошо на природе, где много разнообразного материала для рассматривания и нахождения схожести. Например, взрослый предлагает рассмотреть облака, понаблюдать за их изменениями, увидеть в них знакомые персонажи из мультика

Речь (Инструмент мышления и общения)

Не только умение говорить, но и инструмент для планирования, регуляции поведения и оформления мыслей.

На что обратить внимание к 6-7 годам?

Связно излагает свои мысли, использует сложные предложения.

Имеет богатый словарный запас, использует синонимы, антонимы.

Правильно согласовывает слова в роде, числе, падеже.

Может пересказать текст, составить рассказ по серии картинок.

Звукопроизношение в целом чистое (возможны проблемы с [Р], [Л]).

Игры и упражнения:

Самое главное – БОЛЬШЕ ОБЩАТЬСЯ и ЧИТАТЬ! Задавайте открытые вопросы: «Как ты думаешь?», «Почему?».

«Закончи предложение»: «Мы вышли на улицу, потому что...».

Составление рассказов по картинкам.

Словесные игры: «Назови ласково», «Скажи наоборот» (антонимы).

Артикуляционная гимнастика (в игровой форме).

Разучивание скороговорок.

Слайд 13: Золотые правила развития ВПФ от психолога

  1. Играйте! Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Все обучение должно быть в игровой, непринужденной форме.
  2. Создайте благоприятную среду: Без криков и давления. Поддерживайте интерес, хвалите за усилия, а не только за результат.
  3. Соблюдайте режим дня. Полноценный сон, прогулки и ограничение времени у экрана – основа здоровой нервной системы.
  4. Развивайте все функции в комплексе. Не зацикливайтесь только на чтении или счете.
  5. Учитывайте интересы ребенка. Если ему нравятся динозавры, считайте динозавров, читайте о них, рисуйте их.
  6. «От простого – к сложному». Не требуйте невозможного. Если не получается, упростите задание.

Слайд 14: Игры, которые развивают всё и сразу!

Сюжетно-ролевая игра («В магазин», «В кафе»):

Внимание и память: Запоминание списка покупок, ролей.

Речь: Диалог между продавцом и покупателем.

Мышление: Счет денег, решение проблем («этого товара нет»).

Воображение: Создание игрового сюжета.

Конструктор (Лего):

Восприятие: Форма, цвет, размер.

Мышление: Анализ схемы, планирование постройки.

Внимание: Сосредоточенность на процессе.

Воображение: Создание собственных моделей.

Слайд 15: Главный вывод

Вы – главные проводники ребенка в мире развития!
Ваша любовь, терпение и вовлеченность – самый мощный стимул для роста. Не ставьте перед ребенком (и собой!) непосильных задач.

 Развивайтесь с радостью, играя и общаясь!

Слайд 16: Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Развитие высших психических функций.

Коспект занятия для детей старшей группы...

Конспект логопедического занятия. Тема: развитие высших психических функций.

Цель: развитие речевого внимания у детей; развитие слухового внимания; развитие словесно-логического мышления....

«Развитие произвольности - одна из важнейших характеристик дошкольного возраста, связанная с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания»

Закономерности и специфические особенности становления произвольного поведения на разных ступенях дошкольного детства....

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Конспект логопедического занятия. Тема: развитие высших психических функций" Незнайкины друзья "

Цели занятия:1.            Тренировка навыков мыслительной деятельности;2.            Сове...